Преподобный Наза́рий (Кондратьев), Валаамский, Саровский, чудотворец, игумен
Дни памяти
10 августа - Собор Тамбовских святых
24 августа (переходящая) - Собор Валаамских святых
14 сентября (переходящая) - Собор Нижегородских святых
Житие
Назарий Валаамский, Саровский (1735 – 1809), игумен, преподобный.
В миру Николай Кондратьев, родился в 1735 году в села Аносове Темниковского уезда Воронежской (с 1796 г. – Тамбовской) губернии (ныне пгт. Ермишь, районный центр Рязанской области), в семье причетника Михаило-Архангельской церкви.
В 1752 году Николай пришел в Саровскую пустынь, при пятом строителе иеромонахе Исаакии. Здесь он пробыл три года. Его старцем был иеросхимонах Варлаам, пребывавший на покое. Присмотревшись к юному послушнику. стремившемуся к молитвенному уединению и постижению монашеского образа жизни, игумен Варлаам посоветовал Николаю отправиться к известному своими монашескими подвигами о. Мефодию (1700 – 1776), архимандриту Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, будущему астраханскому епископу. Там, в Астрахани, Николай состоялся и как монах, и как будущий руководитель. Не без его прямого посредничества установились тесные контакты Саровской пустыни с астраханскими монастырями.
22 сентября 1760 года послушник Николай был пострижен в монашество с наречением имени в честь мученика Назария Римлянина. Постриг в приписанном к архиерейскому дому Покровском монастыре в Астрахани совершен иеромонахом Никифором, в присутствии еп. Мефодия.
22 октября того же года рукоположен в сан иеродиакона еп. Мефодием.
8 сентября 1764 года перешел в Саровскую пустынь.
В 1773 году нес послушание, исполняя чреду священнослужения, в церкви нес клиросное послушание и шил для братии камилавки.
В 1776 году рукоположен во иеромонаха епископом Владимирским Иеронимом. По ведомости значилось, что он исправляет священнослужение, а по немощи временно исполняет послушание в вязании четок для братии, а к другим трудам он за немощью был не способен.
Строгое исполнение иноческого устава было всегдашней заботой отца Назария. Вся жизнь его была подвигом. Душа его так была проникнута мыслью и Божественных предметах, чтобы единственным предметом его бесед было слово о пользе души. О делах мирских он не знал и слов, как говорить о них. Но если отверзал свои уста, чтобы говорить о подвигах против страстей, о любви к добродетели, то его беседа была неиссякаемым источником сладости. И как сам он, так и слушающие, забывали часы и время в усладительной беседе. Слова его были правы, прямы и резки. Без Слова Божия как основания не любил он и начинать разговоров, – так учил и других, чтобы душеспасительные советы основывать не на своем разуме, но на слове Божием. Строгий и как бы недоступный по виду, он своими словами привлекал сердца всех к любви и послушанию к нему. Смиренный сам, он и всех, которые просили у него наставления, прежде всего, учил смирению. Жизнь проводил неизменяемо постническую и нестяжательную; едва только не рубище употреблял для одежды своей.
5 декабря 1780 года "о.Назарий с товарищи в Москву отправился", – как писал епископ Владимирский Иероним (Формаковский). Видимо именно в это время они посетили Соловецкий монастырь. Увидев запустение Анзерского скита, о.Назарий обратился в Святейший Синод, с донесением, в котором он описывал условия жизни Анзерского скита, Соловецкого монастыря и о его запустении.
В начале 1781 года в письме к строителю Саровской пустыни иеромонаху Пахомию митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) просил о высылке иеромонаха Назария для восстановления Валаамского монастыря и для заведения в оном устава Саровского. Отец Пахомий на это не совсем охотно соглашался, между прочим выставлял на вид и малообразованность братии. Равно и о. Назария представлял как человека малоумного и неопытного в духовной жизни. Преосвященный Гавриил проник в тайну смирения Назариева: "У меня много своих умников – отвечал им, – пришлите мне вашего глупца". Таким образом о. Пахомию невольно пришлось отпустить смиренного подвижника.
В том же 1781 году указом Святейшего Синода о.Назарий был потребован в Санкт-Петербург, где по убеждению митрополита Гавриила определен в строители в Валаамский монастырь для устройства в нем общежития и порядка по уставу Саровской пустыни.
Общежительные порядки Саровский старец ввел в Валаамском монастыре сразу же по своем назначении. При о. Назарии возник внутренний четыреугольник обители, состоящий из каменных собора, двух церквей, ризницы, трапезы и келлий. Монастырь включен в число штатных монастырей, и штат определен в 30 человек; строитель возведен в сан игумена; императором Павлом пожалованы монастырю Кюменские рыбные ловли, главный источник его содержания. По воле митрополита Гавриила, о. Назарий ввел в Валааме общежительный устав Саровской пустыни и установил три рода жизни: общежительный, схимнический и пустынный. Слава о Валааме стала расходиться по православному миру; даже приходившие в него афонские иноки смотрели на него с удивлением, говоря, что по внутреннему устройству он выше афонских монастырей.
Отец Назарий возымел великую ревность к изданию избранных творений святых отцов. Его сподвижник, архимандрит Феофан, много рассказывал ему о великом старце Паисии и о его переводах святых отцов. Впоследствии к ним присоединился и иеромонах Филарет, воспитанник Саровской пустыни. После перевода игумена Назария и отца Феофана в Санкт-Петербургскую епархию в 1781 году, они познакомили со своими планами митрополита Гавриила, который принял самое горячее участие в этом деле. Для того чтобы получить переводы святых отцов они написали письмо к старцу Паисию, через архимандрита Феодосия, в 1780-1782 годах. Когда был предпринят перевод с греческого великой подвижнической книги "Добротолюбие", митрополит Гавриил предписал ученым переводчикам советоваться во всем с духовными старцами и прежде всего указал на о. Назария. "Они из опыта лучше вас понимают духовные истины", – сказал митрополит.
В 1801 году о. Назарий испросил себе увольнение на покой. Сперва он уединился на Валааме в своей отшельнической келлии, куда удалялся и раньше, занимаясь молитвою и рукоделием. Но обстоятельства принудили его покинуть Валаам.
25 января 1804 г. игумен Назарий был уволен из Валаамского монастыря по собственному прошению, в котором писал: "Не безызвестно Вашему Высокопреосвященству, что я поднесь находился жительством в Валаамском монастыре, а ныне в оной более жить не желаю. А имею намерение перейти к жительству Тамбовской епархии в Саровской монастырь, того ради Ваше Высокопреосвященство покорнейше прошу меня уволить".
Оставляя Валаамский монастырь, о. Назарий пожелал посетить некоторые пустынные обители; а между тем, некоторые знакомые хвалили места способные и удобные к житию монашескому, около станиц Черноморских казаков. По распутице игумен Назарий доехал до Тихвина откуда отправился водным путем. Его провожала иеромонах Иларион и монах Симон. 12 мая 1805 г. игумен Назарий был в Николаевской Черноморской пустыни.
Вернувшись в Саров, где полагал начало монашеству, о. Назарий устроил себе пустынную келью в лесу, при речке Саровке. Когда хватало сил, он в ночное время ходил по лесу, совершая на память молитвословие 12 псалмов, и к рассвету возвращался в келью. Не раз встречался он с медведями, которые не трогали его, и он их не боялся.
Многие отшельники поверяли ему свои помыслы. В Тамбовском и Нижегородском краю образовалось под его руководством много женских общежитий. Имея дар прозорливости, о. Назарий видел обнаженными человеческие мысли и грехи. Будучи делателем умной молитвы, старец так писал о ней:
"Помолимся духом, помолимся и умом. Взойдите-ка в слова апостола Павла: "Хощу реши лучше пять слов умом, нежели тысячу языком". Изобразить не могу, сколь мы счастливы, что сии пять слов удостоилися говорить. Что за радость! Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного. Вообразите-ка: Господи, кого я называю? Создателя, Творца всего, Кого вся небесныя силы трепещут. Ум и сердце собрать во едино, глаза закрыть, мысленные очи возвести к Господу. О сладчайший и дражайший Господи, Иисусе Христе Сыне Божий!"
Скончался 23 февраля 1809 году, в шестом часу по полудни, в своей келии, на берегу речки Саровки по течению ее на правой стороне. Братия застала его в живых, но он уже не мог сказать ни слова. Тело его погребено у алтаря теплой церкви; близ его духовника иеросхимонаха Варлаама.
При патриархе Пимене имя игумена Назария было включено в Собор Тамбовских святых, а определением Священного Синода от 11 мая 2004 года включено в Собор Валаамских святых.
Использованные материалы:
- Житие на сайте Касимовской епархии.
- Евгений Поселянин. "Русские подвижники 19-го века" – Отец Назарий, игумен Валаамский.
- "Великие русские старцы" Преподобный Назарий Валаамский
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 2
Смире́ние бы́сть си́ла твоя́,/ и терпе́ние кре́пость твоя́,/ и любы́ пути́ твоя́ венча́ет,/ Наза́рие, нача́льниче мона́хов Валаа́мских./ Восста́ви на́с к моли́тве и благоче́стию,// я́ко да возмо́жем Ца́рство Бо́жие на небесе́х насле́довати.
(составлен иеромонахом Серафимом (Роузом)
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?