Священномученик Михаил Твердовский, пресвитер
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Житие
Краткое житие священномученика Михаила Твердовского
Священномученик Михаил Константинович Твердовский родился в 1881 году в Саратове. Известно, что 8 сентября 1937 года отец Михаил был арестован в селе Загородье Максатихинского района Калининской области и обвинен в «антисоветской агитации». 15 октября 1937 года тройка при УНКВД по Калининской области приговорила его к высшей мере наказания и 17 октября он был расстрелян. Священномученик Михаил был причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.
Источник: pstgu.ru
Полное житие священномученика Михаила Твердовского
Священномученик Михаил родился 20 октября 1881 года в Саратове, в семье священника Спасо-Преображенской церкви Константина Николаевича Твердовского (1849−1906). У отца Константина с супругой Анной Михайловной было пятеро детей: Александра (ок. 1877), Пётр (1879), Михаил (1881), Николай (1884) и Анастасия (ок. 1889). Все сыновья впоследствии выбрали путь церковного служения и приняли священный сан. В 1884 году семья переехала в Сердобский уезд Саратовской губернии (ныне Пензенская область). Местом служения отца Константина стала церковь Пановской женской обители, а местом жительства семьи — село Давыдовка Сердобского уезда.
С 1891 по 1898 год Михаил учился в Петровском духовном училище (оставлялся на второй год в третьем классе в 1895 году). Затем, в 1904 году, Михаил Константинович окончил Саратовскую духовную семинарию по второму разряду и женился. Супругу его звали Ольга Порфирьевна (1886 г. р.). В апреле 1905 года резолюцией епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганева) Михаил Константинович был определён на священническое служение в Михаило-Архангельскую церковь села Веденяпино Кузнецкого уезда (сейчас — Городищенского района Пензенской области, храм в нём разрушен). В ноябре 1906 года отец Михаил, согласно собственному прошению, стал священником Казанской церкви села Андреевское (Шиловка) Сердобского уезда (ныне — Екатериновского района Саратовской области). За время своего служения батюшка был награждён Преосвященным Гермогеном набедренником (20 мая 1911), епископом Палладием (Добронравовым) — скуфьей (1 апреля 1916). Со дня вступления в должность отец Михаил состоял законоучителем в церковно-приходской школе и деревенской школе в Андреевке. Проживал он в церковном доме.
После Октябрьской революции шиловские крестьяне под предводительством будущего председателя местного Совета Г. И. Кузнецова организовали шествие по селу с красными флагами, разгромили помещичью усадьбу, разрушили недавно возведённую часовню, а Казанскую церковь закрыли и разобрали.
С 1927 года семья отца Михаила стала жить в селе Даниловка Аткарского уезда Саратовской губернии, в котором ещё действовала местная Покровская церковь (в 1934 году местные жители её закрыли и разрушили). В 1930 году батюшка уже жил в селе Колено Екатериновского района, где вместе с супругой был лишён гражданских прав (трёхпрестольный Иоанно-Предтеченский храм в этом селе также был уничтожен). Последний адрес проживания в саратовской области — село Белгаза Екатериновского района. Затем семье пришлось уехать из Поволжья. Сам священномученик Михаил говорил об этом так:
«В декабре месяце 1932 года я приехал в Коломенский район Московской губернии из села Белгаза Нижне-Волжского края. Уехал я оттуда ввиду тяжёлого материального положения, так как сидел почти голодный. Нам, духовенству, совершенно не дают спокойно жить, нас как морально, так и физически преследуют, накладывают непосильные налоги, ссылают в ссылку. <…> В январе месяце 1933 года после богослужения. стали спрашивать, почему я уехал с родины и как живёт народ на моей родине. У нас на родине страшный голод, народ так обнищал, что даже страшно смотреть на него».
С декабря 1932 года отец Михаил служил в Успенской церкви села Андреевское Коломенского района Московской области. 25 апреля 1933 года он был арестован и помещён в Коломенский дом заключения. Ему было предъявлено обвинение по статье 58−10 УК РСФСР. Священника обвиняли в том, что он «ведёт среди населения систематическую антисоветскую и пораженческую агитацию, предсказывая о скорой гибели советской власти». Вскоре состоялся единственный допрос отца Михаила. 27 мая 1933 года тройкой ОГПУ Московской области отец Михаил был приговорён к трём годам лишения свободы с высылкой в Казахстан.
В начале августа гонимый священник прибыл по этапу в распоряжение Актюбинского Облотдела ОГПУ. 19 августа его отправили для отбывания срока ссылки в распоряжение ОГПУ Убаганского района Кустанайского округа Актюбинской области. Условия ссылки были таковы, что, если при аресте батюшка согласно выданной справке был здоров, то уже через несколько месяцев 1 января 1934 года он был признан неспособным к тяжёлому физическому труду инвалидом с хроническим воспаленим почек с отёками, артериосклерозом и миокардитом. 12 февраля 1936 года измученный исповедник был освобождён из ссылки и вернулся в Россию. В феврале 1937 года отец Михаил устроился в деревне Загородье Максатихинского района Калининской области и служил в местном деревянном Спасо-Преображенском храме.
Новый арест последовал 8 сентября 1937 года. Максатихинским РО УНКВД по Калининской области священник был заключён под стражу по обвинению в антисоветской агитации — в рамках исполнения Оперативного приказа НКВД СССР № 447 от 30 июля 1937 года, по которому в Калининской области предписывалось расстрелять тысячу человек. При обыске была изъята семейная переписка.
На следующий день в райотделе УНКВД поселка Максатиха отец Михаил был допрошен. Из близких родственников он назвал брата — священника Николая Твердовского и сестру — Александру Константиновну Лебяжьеву, супругу священника Алексия Ивановича Лебяжьева. На вопрос следователя:
— Скажите, какую проводили контрреволюционную деятельность среди населения, подтвердите [то, что] следствию известно.
Священномученик ответил:
— Я, Твердовский, среди населения контрреволюционную деятельность не проводил. Больше дополнить ничего не могу. Записано с моих слов правильно, в чём и расписуюсь.
На этом допрос закончился.
Спустя четыре дня, 13 сентября, следователь попытался вторично сломать пастыря, твёрдо стоявшего на своей невиновности перед законом. К этому времени были получены показания трёх «свидетелей», которые снабдили следственные органы написанными как под диктовку «подтверждениями» того, что отец Михаил якобы вел антисоветскую агитацию. В этом протоколе всего один вопрос:
— Скажите, Твердовский, признаёте ли себя виновным в проводимой вами среди населения контрреволюционной деятельности?
— В предъявленном мне обвинении в проводимой мною контрреволюционной деятельности среди населения я, Твердовский, виновным себя не признаю, поясняю следующее, что проживая [в] дер[евне] Загородье, контрреволюционную деятельность не проводил. Больше показать ничего не могу. Записано с моих слов правильно, в чём и расписуюсь.
В тот же день было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось: «следствием установлено, что Твердовский Михаил Константинович среди крестьян проводит контрреволюционную деятельность, что подтверждается свидетельскими показаниями. Допрошенный в качестве обвиняемого. в предъявленном ему обвинении виновным себя не признал, но свидетельскими показаниями его контрреволюционная деятельность подтверждена». Следственное дело было направлено на рассмотрение Тройки УГБ УНКВД по Калининской области.
15 октября 1937 года Тройка при УНКВД по Калининской области приговорила священника Михаила Твердовского к высшей мере наказания. Отец Михаил был расстрелян в час ночи 17 октября 1937 года в посёлке Максатиха.
Священномученик Михаил прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г.
Супруга мученика, Ольга Порфирьевна, к тому времени уже скончалась. У них с матушкой в семье было трое детей: Константин (род. 22 июня 1908) и две дочери Ольга (1917) и Александра (род. 19 марта 1919). Сын служил младшим лейтенантом и погиб в феврале 1942 года в районе Ладожского озера, о судьбе дочерей ничего не известно.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?