Исповедник Михаил Марков, пресвитер
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Житие
Будущий священноисповедник Михаил родился в 1868 году в городе Москве, в семье псаломщика Федора Маркова. В годы учебы Михаил вместе с товарищем ездил на каникулы в село Амерево Бронницкого уезда, откуда был родом его отец. В этом селе Михаил Марков познакомился со своей будущей женой, Александрой Васильевной Всехсвятской; впоследствии у них родилось десять детей. В 1887 году он окончил духовное училище. В это время для службы в храме села Амерево потребовался псаломщик, и Михаил Федорович поступил туда на эту должность.
В 1919 году он перешел в храм преподобного Сергия в селе Горы Озерского уезда Московской губернии, где первое время был псаломщиком. Вскоре Михаил Федорович был рукоположен в сан диакона; в этом сане он продолжил свое служение в Горской церкви. Настоятелем здесь был протоиерей Павел Невский. В селе было две церкви. Во второй церкви – Введения во храм Пресвятой Богородицы – служил священник Михаил Троицкий. В 1923 году диакон Михаил был рукоположен во священника. Так он стал священнослужителем во храм преподобного Сергия села Горы.
Отец Михаил и его жена отличались большим милосердием. У них всегда кто-нибудь ночевал из обездоленных и нищих. Один из нищих, тяжело заболев, так и умер у них на печи. По рассказам родственников, Александра Васильевна варила варенье тазами, а отдавали все нищим. Для них она была самым дорогим и близким человеком.
Председатель волостного совета сочувствовал семье священника и в особенности его жене, почитая ее за странноприимство. Когда власти приняли решение о выселении крестьян и стали составлять списки лишенцев, в которые должна была попасть и семья священника, он пришел к Александре Васильевне и сказал: «Пока отец Михаил здесь, давайте – я вас разведу». Они пошли в волостной совет, где председатель выписал документы, что священник с женой разведены, оформив развод задним числом. Благодаря этому Александра Васильевна и дети не попали в списки лишенцев, и впоследствии, когда отец Михаил был арестован, никто из его семьи не был выслан и дом остался за ними.
Время было такое, что иногда дети боялись открыто общаться с родителями, если тех преследовали власти. Одна из дочерей отца Михаила, жившая в Озерах, если собиралась навестить родителей, то просила, чтобы ее привозили на телеге тайно, под сеном.
Отец Михаил, исполняя свой долг, безотказно ходил ко всем, кто просил соборовать и причащать. Властям это не нравилось; в начале января 1930 года они пришли к священнику с обыском и нашли в святом углу дароносицу. Это стало достаточным, чтобы завести на него уголовное дело. 24 января 1930 года народный суд Озерского района приговорил отца Михаила к трем годам ссылки, обвинив в хищении церковного имущества. Приговор, однако, не успели привести в исполнение. В ночь со 2 на 3 февраля отец Михаил был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне; вместе с ним был арестован священник Введенского храма и некоторые прихожане. Их обвинили в том, что они «проводили среди населения злостную антисоветскую агитацию против мероприятий советской власти на селе с использованием религиозных предрассудков некоторой части масс, чем причинен значительный вред». 6 февраля следователь допросил отца Михаила. Выслушав вопросы следователя, священник ответил: «По вопросу колхозов суждения с гражданами имели такие. Получится ли от этого толк, не вышло бы разорения крестьянских хозяйств. Такое опасение наше получалось из-за того, что мы не были знакомы с положением о колхозах. По вопросу о налогах я обижался, что на духовенство и Церковь налоги непосильные. Власть этим устраивает какое-то гонение на религию. Кроме того, во время уплаты налогов за церковь я верующим на собрании объявил: если денег на налог не соберут, то власти закроют церковь. Несмотря на мой призыв, денег собрано было мало, и церковь закрыли».
12 февраля власти допросили одного из свидетелей, крестьянина деревни Каменка Озерского района, тот на вопросы следователя ответил: «Священник Михаил Федорович Марков в беседе с гражданами при каждом удобном случае внушал: «Религия советской властью гонима, варварская власть добивается разными мерами закрытия церквей, чего верующие допустить не должны. Крестьяне налогами задушены. Прежде всем жилось лучше. Своей политикой власть может снова довести страну до голода. Коллективы кроме закабаления и разорения крестьян хорошего ничего не дадут, посадят всех на паек, придется всем разбегаться». И вообще высказывал всегда недовольство по адресу советской власти, чем влиял на верующих. По его призыву по домам граждане собирали на церковь деньги». Эти обвинения власти сочли достаточными для осуждения.
27 марта 1930 года тройка ОГПУ приговорила священника Михаила Маркова к ссылке в Северный край на пять лет. Отец Михаил был сослан в Коми. Здесь в начале тридцатых годов разразился жестокий голод, так что из пищи ссыльным оставалась только крапива. Отец Михаил не перенес голода и, будучи от природы слабого здоровья, скончался.
Память святого Церковь совершает в Соборе новомучеников и исповедников Российских 25 января по новому стилю (7 февраля – по старому) или в воскресение, ближайшее к 25 января.
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас!
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11