Священномученик Михаил Киселев, пресвитер
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
16 февраля (переходящая) - Собор святых Пермской митрополии
Житие
Краткое житие священномученика Михаила Киселева
Протоиерей Михаил Киселев родился в 1856 году. Служил в церкви завода Майкора Соликамского уезда Пермской губернии. Был расстрелян большевиками в ночь на 3 января 1919 года.
Источник: pstgu.ru
Полное житие священномученика Михаила Киселева
Священномученик Михаил (Михаил Петрович Киселев), протоиерей Богоявленской церкви Никитинского (Майкорского) завода Соликамского уезда Пермской губернии. Родился 21 октября 1855 года в семье протоиерея. В 1877 году окончил Пермскую Духовную семинарию и с 1 сентября 1877 года по 5 ноября 1885 года являлся учителем и законоучителем в народных училищах Чердынского уезда.
17 ноября 1885 года епископом Ефремом (Рязановым) рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Николаевской церкви села Кыласова Кунгурского уезда. Отец священника Михаила Киселева, протоиерей Петр Киселев, постановлением Нижегородского дворянского депутатского собрания от 25 августа 1888 года за личные заслуги внесен с женой и детьми в родословную книгу Нижегородской губернии в потомственное дворянство. Сам иерей Михаил «за заслуги своего отца» награжден орденом Святого Владимира 4 степени и также внесен с женой и детьми в родословную книгу Нижегородской губернии в потомственное дворянство. Это постановление в том же году было утверждено указом Правительствующего Синода по департаменту герольдии. В 1888-1890 годах отец Михаил состоял депутатом Пермского духовно-училищного округа.
4 октября 1888 года награжден набедренником. В те же годы являлся заведующим и законоучителем Юмышинской церковно-приходской школы Кунгурского уезда и законоучителем Кыласовского начального земского училища. 20 ноября 1889 года «за отлично-усердную службу по должности законоучителя Юмышинской церковно-приходской школы» священнику Михаилу Киселеву преподано Архипастырское благословение. 27 апреля 1890 года по собственному желанию переведен к церкви Майкорского завода Соликамского уезда и назначен законоучителем Никитинского мужского училища. В этой должности находился до 1896 года. В 1891-1893 годах являлся заведующим и законоучителем Оньковской школы грамоты. 20 января 1893 года за заслуги по духовному ведомству награжден бархатною фиолетовою скуфьею. 13 ноября 1893 года Попечителем Оренбургского учебного округа удостоен благодарности за усердную и полезную службу и педагогическую деятельность по должности законоучителя Никитинского мужского училища.
18 ноября 1893 года утвержден в должности члена Благочиннического совета. В 1893-1896 годах состоял в должности наблюдателя школ Майкорского, Купросского и Тиминского приходов. 2 октября 1895 года указом Пермской Духовной Консистории назначен исполняющим должность благочинного. 26 августа 1896 года утвержден в должности благочинного 2-го Соликамского округа. 3 апреля 1897 года за заслуги по духовному ведомству награжден камилавкой. 3 февраля 1898 года от Попечителя Оренбургского учебного округа за успешное и усердное преподавание Закона Божия удостоен благодарности. В 1898-1906 годах съездом духовенства 2-го округа Соликамского уезда избирался депутатом на Епархиальный съезд и церковно-училищный съезд. В 1900 году награжден золотым наперсным крестом. 30 декабря 1901 года от духовенства и церковных старост 2-го Благочиннического округа почтен золотым наперсным крестом с драгоценными камнями. 7 апреля 1905 года определением Святейшего Синода за заслуги по духовному ведомству награжден саном протоиерея. В этот сан 27 мая в храме Майкорского прихода возведен епископом Пермским и Соликамским Никанором (Надеждиным). В 1906 году утвержден в должности попечителя Оньковской церковно-приходской школы. 20 сентября 1906 года отец Михаил был освобожден от должности законоучителя в Никитинском двухклассном училище. В 1907 году утвержден в должности законоучителя Никитинского женского училища. 12 февраля 1909 года за особое усердное служение в течение 12-и лет в должности благочинного награжден орденом Святой Анны 3 степени. 6 мая 1911 года награжден орденом Святой Анны 2 степени.
2 мая 1917 года окружным съездом духовенства и мирян избран на трехлетие благочинным 2-го округа Соликамского уезда. Но по собственному прошению 11 июля 1917 года освобожден от этой должности. В должности благочинного протоиерей Михаил состоял с 2 октября 1895 года по 11 июля 1917 года.[1]
1 августа 1917 года за долголетнюю и весьма плодотворную службу в должности благочинного удостоен Архипастырской благодарности и благословения. Избран депутатом на Епархиальные съезды духовенства в 1917 году. В ночь на 20 декабря 1918 года 62-летний отец Михаил был схвачен и уведен из Никитинского завода отступающими бандами Красной армии. Вместе с ним увели священника Богоявленской церкви Александра Федосеева, его сына – служащего заводской конторы – и смотрителя завода Леонида Евсеевича Петелина. С отца Михаила потребовали «уплаты контрибуции за жизнь» в 10 тысяч рублей. Семья отдала все сбережения – 4 тысячи рублей. Но это не помогло – жертвы домой не вернулись. Уже 20-го декабря Сибирские войска захватили завод и организовали поиски уведенных. На пятые сутки тела мучеников нашли около завода под снегом на лугу. Все жертвы были исколоты штыками. На теле отца Михаила обнаружено восемнадцать шомпольных ран. Протоиерей Михаил Киселев прослужил настоятелем Майкорской церкви 28 лет и снискал всеобщее уважение и любовь прихожан. Многие из них умоляли его скрыться на время отступления красных, но он пожелал остаться до конца на своем посту и принял мученическую кончину. Убиенных при громадном стечении народа похоронили в общей могиле в церковной ограде.[2]
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года протоиерей Михаил (Киселев) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских. Память совершается 21 декабря / 3 января.
Примечания
[1] ГАПК, Ф. 540, оп. 1, д. 29, л. 5 об.–8 об.; д. 30, л. 14 об.–16 об.; д. 41, л. 35 об.–37 об.; д. 44, л. 4 об.–5 об.; д. 48, л. 4 об.–5 об.
[2] «Свободная Пермь», 21 января, № 18, 1919 г.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11