Святитель Мелитон[1] (II в.) был епископом г. Сарды (Малая Азия). Упоминания о св. Мелитоне в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и у других древних христианских авторов показывают, что сочинения св. Мелитона в III–IV в. считались образцовыми в плане раскрытия православной христологии, и ими широко пользовались для защиты православного учения от ересей.
Из-под пера св. Мелитона вышли многие сочинения, из которых до нас дошло лишь несколько фрагментов. Исключение составляет сочинение «О Пасхе», полный греческий текст которого был открыт в 1940 г. К. Боннером. Оно является выдающимся памятником христианской богослужебной поэзии. По богатству образов, лаконизму и поэтичности выражения оно не знает себе равных среди дошедших до нас произведений отцов Церкви этой эпохи. Вероятно, оно читалось в церкви на Пасху непосредственно после ветхозаветных чтений из книги Исход (на это указывают первые слова сочинения: «Писание об исходе евреев прочитано, и слова таинства изъяснены»). Некоторые ученые предполагают, что оно читалось не в Великую Субботу, а в Великую Пятницу, ибо Великая Пятница – день, посвященный воспоминанию страданий и крестной смерти Иисуса Христа – с глубокой древности называлась христианами Пасхой Распятия, в отличие от Пасхи Воскресения, празднуемой в «день Солнца». Образ Христа страдающего и распинаемого был неотделим в сознании ранних христиан от образа Христа воскресшего, и Великая Пятница являлась началом Пасхального торжества. Сравнение этого сочинения св. Мелитона с богослужебными текстами Страстной седмицы показывает, что проповеди св. Мелитона, возможно, были одним из источников составленных впоследствии антифонов Великой Пятницы.
Примечание
[1] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.