Преподобная Ма́рфа Тамбовская, старица
Дни памяти
10 августа - Собор Тамбовских святых
Житие
Марфа Апарина родилась в дворянской семье в городе Саранске. Когда умер ее отец, все семейство переехало в Кирсанов. У вдовы М.Г. Апариной, кроме Марфы, были еще два сына — Иван и Сергей, и дочь — Пелагея. Сыновья скоро были определены на службу: первый служил в городе Кирсанове и жил в одном доме с матерью и сестрами, последний — в губернском городе Тамбове.
Марфа, старшая из сестер, довольно рано обнаружила стремление к подвижнической жизни. С малых лет она перестала употреблять скоромную пищу, а впоследствии не ела даже рыбы и постного масла. Еще ребенком, находясь под присмотром няни, Марфа часто среди ночи вставала со своей постели и начинала молиться перед иконами. Маленькая девочка уже знала, что такое молитва, так как была этому научена от своих родителей с самого раннего возраста. Однако всему должна быть своя мера, и когда няня, а затем мать, узнавшая о ее ночных бдениях, начинали бранить малютку, то Марфа со слезами рассказывала, что ночью «светлый юноша» являлся ей и побуждал к молитве. К этим ранним подвигам поста и молитвы Марфа призывала и своих сверстниц, живших по соседству девочек одного с нею возраста.
Выходя из дома, она собирала вокруг себя подруг и вместо игр, которых чуждалась, рассказывала им, как умела, слышанное ею: о Царствии Небесном, о венцах за пост и молитву.
Так сказывалось христианское воспитание и так Промыслу Божию угодно было с самых ранних лет предназначить Марфу в руководительницу молитвенниц и подвижниц кирсановской общины. С возрастом все больше росла в Марфе любовь к постнической и подвижнической жизни. Мир тяготил ее своей суетой, и не раз со слезами умоляла она свою мать отпустить ее в монастырь. «Ходи в церковь, молись Богу: тот же будет монастырь для тебя», — так отвечала мать на просьбы дочери. И девица-подвижница жила в родном семействе, ничем не отличаясь от прочих членов его, кроме того, что носила черное платье и по временам, с позволения матери, ходила в ту или другую обитель. Исполненная любовью и кротостью, Марфа часто тайно от матери и родных, исполняла работы слуг. Мало того: если случалось, что кто-либо из слуг разобьет какую-нибудь посуду и домашние начинают, бывало, разыскивать, кто это сделал, то Марфа скажет: «Простите, это сделала я» и тем самым избавит людей от наказания и водворит вновь мир в доме. За это слуги питали к ней особенную любовь и служили ей с готовностью не из страха, а из признательности. Не меньшую любовь и уважение приобрела Марфа и вне своего семейства в городе. Она обладала в высшей степени даром совета и утешения. Несколько человек, по ее совету и подражая ее жизни, отреклись от мира и постриглись в разных монастырях, а после приходили к ней с изъявлением благодарности. Глубоко уважая Марфу, многие из приходящих давали ей деньги, но она тотчас же раздавала их бедным. К этой благотворительности она убеждала и домашних своих, всегда прибавляя: «Милосердный Бог и по милостыням от грехов избавляет». Ревнуя о славе Божией и благолепии святых храмов, она сама испрашивала из разных церквей к себе ризы с икон, священные одежды и разную утварь, чистила их, шила одежды на престол и для священнослужителей и в этой работе находила особое утешение. В свободное же от работ время, особенно по вечерам, она читала для домашних жития святых и беседовала о разных спасительных предметах. Так жила блаженная Марфа при жизни матери!
По смерти матери поприще подвижнической и благотворительной деятельности Марфы сделалось еще обширнее. Она удержалась от своего намерения скрыться в обители, потому что нашла ее в собственном доме, где незаметно для себя, по воле Божией, сделалась руководительницей и наставницей других, искавших спасения. И первее всего — родная сестра ее, девица Пелагея, давно уже решилась подражать ее высокому трудничеству и разделять навсегда с нею жизнь отшельницы. Затем вокруг сестер отшельниц скоро собралось достаточное семейство девиц, искавших уединения, трудов и молитвы, а главное — желавших неразлучно жить с блаженною Марфою, наслаждаться ее духовными советами и наставлениями. Таким образом, скоро составилась маленькая общинка из жен и девиц тружениц: все они подклонились под руководство и покровительство Марфы, жили и водились ее духом, научаясь подражать высокому образу ее жизни.
Благочестивая наставница Марфа, руководившая и одушевлявшая это семейство произвольных тружениц, полюбила своих питомиц, как детей, утешалась их желанием подражать в подвигах поста и молитвы. Впрочем, кроткая, любвеобильная Марфа не приняла на себя должности постоянной надзирательницы и настоятельницы этого собравшегося к ней семейства девиц. Должность эту она передала сестре своей Пелагее, а сама постоянно предпринимала благочестивые странствования по святым местам и славившимся своею духовною жизнью обителям, изучая в них высокие образцы христианского подвижничества. Не раз бывши в Тихвине, она возымела особенное христианское усердие к чудотворной иконе Божией Матери Тихвинской, и благословила этой иконой общество своих питомиц, а сама продолжала странствовать. По преданию, в одно из путешествий к киевским святыням она приняла там тайно пострижение с именем Маргариты. Затем, в свободное от далеких странствований время, Марфа попеременно жила то в Кирсанове, близ своих питомиц, то в Тамбове, в доме своего брата Сергея.
Между тем, телесные силы подвижницы, видимо, истощались. Марфа чувствовала этот постепенный упадок сил и потому первее всего позаботилась о дорогой для ее сердца Кирсановской обители. Чтобы насажденное ею сожительство после ее смерти не рассеялось, она призвала одну из ближайших и любимых своих учениц Татьяну Пахомову (впоследствии настоятельницу Кирсановской общины) и заклинала ее именем Божиим принять общество сестер под свое руководство. На родную сестру свою Пелагею она не имела крепкой надежды, так как последняя была слаба здоровьем. Вместе с тем, чтобы сообщить характер настоящей женской обители маленькому общежитию (о чем она не раз предсказывала сестрам, что «в Кирсанове будет монастырь»), Марфа завещала питомицам в точности соблюдать правила устава общежительной Саровской пустыни. Это было перед ее последним отъездом из Кирсанова в Тамбов и незадолго перед переселением из сей жизни. Старица предчувствовала свою кончину; она непременно желала умереть в Тамбове, о чем не раз говорила и прежде, почему и настоящий отъезд ее имел для нее особенное значение.
Собиралась она теперь в Тамбов с какою-то особенною торжественной таинственностью… В последний раз собрала Марфа теперь к себе сподвижниц и сказала им: «Не плачьте, сестры! Когда будет у вас монастырь, то и я, по воле Божией, буду жить с вами, если не телом, то духом. Умоляю вас, не оставляйте правил послушания и любите друг друга. Почитайте вашу начальницу, как мать, и помогайте ей молитвами и трудами. В трудах будьте терпеливы и призывайте на помощь Пресвятую Богородицу: Она ваша покровительница».
По прибытии в Тамбов около Успенского поста Марфа говела и причащалась Святых Тайн. Затем вызвала из Кирсанова любимую ученицу свою Татьяну и так заболела, что окружавшие ее сестры (тамбовского Вознесенского монастыря) ни на минуту не отходили от нее, читая постоянно молитву Архангельского приветствия: «Богородице Дево, радуйся…». Больная еще раз приобщилась святых Тайн и постепенно, тихо приближалась к кончине. Минуту кончины блаженной старицы Господу угодно было ознаменовать особенным чудным знамением, которое видела неотлучно сидевшая при ней монахиня Мавра, читавшая над умирающей молитву архангельского поздравления, и передавала потом свое видение всем и каждому. По сказанию сестры, перед самой кончиной Марфы какое-то чудное облако осенило умирающую и виден был лик Спасителя, благословляющего ее правой рукой, а левой указуя вверх. Затем сестра узрела несказанной красоты юношу, который подавал прекрасную ветвь в руку умирающей. Тогда великой радостью воссияло лицо старицы, и она испустила дух.
То было 1 сентября (по ст.ст.) 1800 года. Сколь великой подвижницей была блаженная Марфа, особенно ясным для всех сделалось после ее кончины. Прежде всего на теле почившей увидели «железные вериги» и на груди «железный крест». Вериги заперты были замком, от которого не нашли ключа. Еще при кончине старицы эти вериги замечены были на ней одной сидевшей при ней сестрой, но больная заклинала ее не говорить никому о веригах, что и было исполнено. Другая особенность, замеченная по кончине: прибывшие из тамбовского монастыря сестры одели почившую в схимническое одеяние, сказав недоумевающим, что «так должно».
Едва не весь город собрался на похороны почившей Марфы. Священники разных церквей приходили со своими причтами, чтобы отслужить панихиду по умершей. Тело почившей было отпето в церкви Вознесенского девичьего монастыря, а похоронено на кладбище Воздвижения Креста Господня при деревянной церкви по левую сторону алтаря. Старица при жизни завещала похоронить себя на этом месте, потому что здесь же был похоронен высоко уважаемый ею ее духовный отец иерей Гавриил Архангельской церкви города Тамбова. Теперь вполне объяснилось и желание покойной Марфы умереть в Тамбове, а не в Кирсанове, где она жила постоянно, где покоился прах ее матери и где насадила она, с благословения Божия, рассадник учениц-подвижниц.
Долгие годы православные шли к могилке преподобной Марфы с молитвами и просьбами. В юбилейный год 1000-летия Крещения Руси (1988) по ходатайству архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана, † 11.10.2002) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен утвердил список угодников Божиих, которые вошли в Собор Тамбовских святых. В этот список была включена и преподобная Марфа, прославленная как святая угодница Тамбовского края. В 2002 году над местом захоронения преподобной была устроена металлическая часовня.
Принимая во внимание особое почитание преподобной Марфы в Тамбовском крае, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с прошением благословить исследование места захоронения тамбовской подвижницы с целью обретения ее останков.
По благословению Его Святейшества была создана специальная комиссия под председательством духовника Тамбовской епархии протоиерея Николая Засыпкина. А для непосредственного руководства работами по исследованию места захоронения подвижницы из Москвы прибыл старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, археолог Сергей Алексеевич Беляев, неоднократно принимавший участие в обретении святых мощей многих угодников Божиих, в том числе мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.
22 сентября 2005 года в 11 часов дня перед началом работ епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием был совершен молебен преподобной Марфе Тамбовской на месте ее захоронения. В этот день были разобраны железная сень и отмостка, с места захоронения демонтировали памятник и могильный камень, которые на время работ были перевезены в Вознесенский женский монастырь.
23 сентября в 8 часов утра на Воздвиженское кладбище города Тамбова прибыли члены комиссии во главе с епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием и приступили к обследованию места захоронения.
Во время раскопок был обнаружен кирпичный склеп, специально созданный для погребения преподобной Марфы. Свод склепа был обрушен, однако обследование показало, что обрушение произошло под тяжестью толщи земли и могильного камня. Сам могильный камень покоился на специальной кирпичной подложке, сложенной из двух рядов кирпичей.
С западной торцевой стороны склепа, от самого его основания до поверхности земли, была выложена кирпичная тумба для памятника, установленного в 1880 году. При проведении раскопок вокруг склепа были найдены фрагменты разных человеческих останков, части гробовых досок, гвоздей, которые находились в разбросанном состоянии, в то время как само место захоронения преподобной Марфы оказалось нетронутым.
После того как была расчищена внутренняя часть склепа, на его дне были найдены лежащие в анатомическом порядке, не потревоженные с момента погребения, честные останки угодницы Божией. Одним из ярких свидетельств того, что обретенные останки принадлежат тамбовской подвижнице, явились найденные во время работ железные вериги, которые она носила на теле при жизни и в которых завещала себя похоронить.
В 19 часов на основании свидетельств, полученных при проведении работ, все члены комиссии единогласно подтвердили достоверность пребывания в обнаруженном склепе честных останков преподобной Марфы.
В течение всего дня на Воздвиженском кладбище недалеко от могилки преподобной Марфы собирались верующие люди, которые непрестанно совершали акафистное чтение и молитвенное пение.
24 сентября к 10 часам утра на Воздвиженское кладбище прибыло духовенство Тамбовской епархии. Многие настоятели храмов из разных населенных пунктов Тамбовской области привезли с собой прихожан и паломников, выразивших желание воочию видеть это историческое событие и своим присутствием засвидетельствовать особое почитание преподобной Марфы в Тамбовском крае.
В 11 часов честные останки преподобной Марфы были подняты из склепа и в сопровождении епископа Феодосия, главы города Тамбова А.Ю. Ильина, членов комиссии, духовенства епархии и при большом стечении верующих торжественным крестным ходом с Воздвиженского кладбища были перенесены в Вознесенский женский монастырь города Тамбова.
В тот памятный день в монастырском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» епископ Феодосий в сослужении духовенства епархии совершил благодарственный молебен, во время которого «во умилении сердец, колено приклоньше» прочел молитву «ко преподобной и богоносной матери нашей Марфе Тамбовской».
Епархиальной комиссией был составлен Акт освидетельствования честных останков преподобной Марфы (Апариной). Акт за подписями всех членов комиссии вместе с рапортом епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия о проведении 23-24 сентября 2005 года на Воздвиженском кладбище города Тамбова раскопок с целью обретения честных останков преподобной Марфы (Апариной), почившей 1 сентября 1800 года, был направлен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, на котором Его Святейшество положил следующую резолюцию: «19.11.2005 г. По милости Божией обретены святые мощи преподобной Марфы, к месту захоронения которой всегда притекали люди, уповая на ее молитвенное предстательство. Ныне к святым мощам преподобной Марфы, почитание которых благословляется для всенародного поклонения и почитания, будут приходить люди с верой и упованием на ее молитвенное предстательство и помощь. Приветствую Ваше Преосвященство, клир, монашествующих и паству Вашу с обретением этой святыни».
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 30 июня — 1 июля 2006 года в Вознесенском женском монастыре города Тамбова состоялись торжества в честь обретения святых мощей преподобной Марфы Тамбовской. Возглавил их епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. В торжествах также приняли участие архиепископ Рязанский и Касимовский Павел и епископ Брянский и Севский Феофилакт, духовенство Тамбовской епархии, миряне. В этот день святые мощи преподобной Марфы были перенесены из алтаря и положены в раку с правой стороны в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Вознесенского женского монастыря для всеобщего поклонения верующих.
В Тамбовской епархии память преподобной Марфы празднуется 1/14 сентября, общецерковное поминовение совершается в день празднования Собора Тамбовских святых — 28 июля/10 августа. Торжества в честь обретения мощей — 18 июня/1 июля.
Литература
- Жизнеописание преподобной Марфы Тамбовской. Тамбов, 2007. С. 58.
- Сказание о жизни и кончине Марфы Петровны Апариной, первоначальницы женского монастыря в г. Кирсанове.
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4
Возсиявши Божественною благодатию, чистоту жития твоего явила еси, источаеши бо любовь свою нам неоскудно, ограждая от вреда и всякого зла, с верою притекающих ко святому гробу твоему, во дни нашедших на ны скорбей и печалей. Преподобная мати Марфо, моли милостивого Бога грехов оставление нам даровати.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?