Дни памяти
Житие
Святитель Леонтий II (1-я четверть XII в. – 1186/1187)1, патриарх Иерусалимский, родился в первой четверти XII века, между 1110 и 1115 годами (или после 1120 года)2 в северной Македонии в городе в Тивериополе (ныне Струмица). В крещении был наречён Львом3.
После смерти своего отца покинул свой родной город и отправился в Константинополь4. Решив испытать себя, на три дня уединился в горах, и там боролся с голодом лежа без одежды на терновнике. Придя в столицу, принял иноческий постриг с именем Леонтий в пригородном Птелидийском монастыре Пресвятой Богородицы.
В Константинополе притворился юродивым и добровольно подвергся оскорблениям и издевательствам прохожих. Благодаря этому подвигу вскоре снискал великую милость у Господа, так что мог голыми руками носить раскаленный уголь, чтобы кадить перед иконами, которые находились на улицах византийских городов. Тем не менее, страшась впасть в грех гордыни, он с большими усилиями стал искать для себя оскорблений от окружающих.
Вскоре, Леонтий встретил изгнанного из своей епархии епископа Тиверии Галилейской, который вел безмолвную жизнь на горе Авхенолакк и вошёл к нему в послушание. По прошествии времени (примерно после года пребывания святого Леонтия в Константинополе) престарелый владыка вместе со своим учеником отправились в паломничество в Святую Землю, где епископ надеялся вернуться на свою кафедру. Путешествуя по морю, они дня на два остановились на острове Патмос в монастыре во имя святого Иоанна Богослова, а затем прибыли на Кипр, где зимние штормы заставили их остаться на долгий срок. Во время пребывания на Кипре Леонтий решил посвятить себя иноческой жизни, к которой он прикоснулся на Патмосе. Когда корабли вновь вышли в море поздней весной, владыка продолжил свой путь один, а Леонтий отправился обратно в Патмосский монастырь, где принял монашество5.
В течение следующих 25 лет возрастал духовно. Примерно в 1145 году был рукоположен во иеромонаха6 и назначен экономом7, а около 1158 года был избран настоятелем Патмосского монастыря.
В ноябре 1171 года был поражён болезнью. На четырнадцатый день болезни в видении Господь открыл Леонтию, что тому суждено стать патриархом, и ему даровано столько лет, сколько дней продолжался недуг, то есть тринадцать с половиной лет земной жизни. Откровение исполнилось с точностью.
В сентябре следующего 1172 года отправился в Константинополь защитить перед императором дело монастыря против критского губернатора, который отказался поставлять ежегодный запас хлеба. По прибытии в столицу был представлен одним царедворцем императору Мануилу как достойный кандидат для высшего служения.
В период между осенью 1172 и апрелем 1176 Леонтию были поочерёдно предложены вдовствующие кафедры митрополита Киевского, затем архиепископа Кипрского, и наконец, спустя некоторое время, патриарха Иерусалимского. Отказавшись от первых двух, он принял третье предложение8.
В эти годы земли Иерусалимской Церкви находились под контролем государств крестоносцев. Здесь насаждался Римо-католицизм, в то время как православные иерархи изгонялись со своих кафедр. Однако, хотя в эпоху крестовых походов проживание православных патриархов Иерусалимских и Антиохийских в Константинополе стало обычным явлением, святой Леонтий почти сразу после назначения на Иерусалимский престол отправился на свою кафедру в Палестину. По пути он остановился на Патмосе для устроения монастырского управления в своё отсутствие. Затем зимние штормы прервали его путешествие, удержав на Родосе с октября по апрель следующего года, после чего он посетил Кипр, осмотреть местные владения Иерусалимского Патриархата, и наконец достиг Акры.
Уже на Кипре святой показал себя чудотворцем, и по прибытии в Палестину слава о нём быстро распространилась среди верных, и многие стали стекаться к нему. Житие святого Леонтия повествует о двух случаях восстановления супружеского сожительства по молитвам святителя и о дожде, посланном после долгой засухи, который приписывался народом приходу патриарха. Франки противодействовали святителю, запретив ему вход в Иерусалим. Затем, когда он смог проникнуть в город под видом обычного богомольца, они подослали к нему убийц. Божественный промысел уберёг святителя, а о покушении на его жизнь стало широко известно, так что император Мануил призвал патриарха вернуться обратно в Царьград. Но перед своим отбытием святой добился от франков разрешения помолиться в храме Гроба Господня, хотя ему не позволили совершить там Божественную литургию. На обратном пути он также заручился охранной грамотой Саладина, эмира Дамасского.
К 1180 году святитель возвратился в Константинополь и с тех пор пребывал при царском дворе, подавая духовные советы в управлении страной.
Скончался 14 мая, ориентировочно в 1186 или, что менее вероятно, в 1187 году9.
Примечания
1 Здесь и далее датировки приводится по исследованию профессора Ричарда Роуза (см. Rose, Richard B., "Church Union Plans in the Crusader Kingdoms: An Account of a Visit by the Greek Patriarch Leontius to the Holy Land in A.D. 1177-1178", The Catholic Hitorical Review, Vol. LXXIII, July 1987, № 3, 371-390) и согласно комментариям профессора Димитрия Цугаракиса к переводу жития (см. Theodosios (Goudeles); Tsougarakis, Dimitris, trans., The life of Leontios, patriarch of Jerusalem: text, translation, commentary, Leiden, New York, Köln, Brill, "The medieval Mediterranean", 1993, pp. 2-29). Предшествующие греческие работы традиционно относили патриаршество Леонтия к 1170-1190 годам, а западные труды датировали его смерть 1184 или 1185 годом. Ещё ранее мнения о времени жизни святителя разходились шире – святой Григорий Палама относил его патриаршество к 1223-1261 годам, а Никодим Святогорец указывал кончину патриарха в 1175 году.
2 Согласно мнению профессора Димитрия Цугаракиса – между 1110 и 1115 годами; по мнению профессора Ричарда Роуза – вскоре после 1120 года. См. Theodosios (Goudeles); Tsougarakis, Dimitris, trans., The life of Leontios, patriarch of Jerusalem: text, translation, commentary, Leiden, New York, Köln, Brill, "The medieval Mediterranean," 1993, pp. 2, 29; Rose, Richard B., "Church Union Plans in the Crusader Kingdoms: An Account of a Visit by the Greek Patriarch Leontius to the Holy Land in A.D. 1177-1178", The Catholic Hitorical Review, Vol. LXXIII, July 1987, № 3, p. 373
3 Согласно Житию в изложении прп. Никодима Святогорца
4 По датировке Цугаракиса – между 1127 и 1130/31 годами, когда ему было пятнадцать-семнадцать лет. По датировке Роуза – прибыл в Царьград после 1140 года.
5 По датировке Цугаракиса – в 1130 – 1132 годах.
6 Kaplan, Michel, "L’économie des monastères à travers les Vies de saint byzantines des XIe-XIIIe siècles," Monastères, images, pouvoirs et société à Byzance, éd. M. Kaplan, Paris 2006 (Byzantina Sorbonensia 23), p. 38.
7 См. Theodosios (Goudeles); Tsougarakis, Dimitris, trans., The life of Leontios, patriarch of Jerusalem: text, translation, commentary, Leiden, New York, Köln, Brill, "The medieval Mediterraneean", 1993, p. 29.
8 Согласно исследованию Роуза – см. Rose, Richard B., "Church Union Plans in the Crusader Kingdoms: An Account of a Visit by the Greek Patriarch Leontius to the Holy Land in A.D. 1177-1178", The Catholic Hitorical Review, Vol. LXXIII, July 1987, № 3, p. 375, – одновременное вдовство трёх данных кафедр позволяет полагать, что святой Леонтий занял Иерусалимский престол около 1175 года: Киевская кафедра, была вакантна между 1171 и 1174 годами, престол Кипрской Церкви в 1170 году ещё однозначно занимал архиеп. Иоанн, а имя патриарха Никифора II Иерусалимского упоминается в акте от 2 июля 1173 года. По данным Православной энциклопедии в 1174 году в качестве предстоятеля Кипрской Церкви упоминается архиеп. Варнава – см. Э.П.А., "Иоанн IV Критянин", Православная энциклопедия, т. 8, с. 577, http://www.pravenc.ru/text/1848152.html. По мнению Цугаракиса, святой Леонтий мог быть избран патриархом Иерусалимским между апрелем и началом осени 1176 года – см. Theodosios (Goudeles); Tsougarakis, Dimitris, trans., The life of Leontios, patriarch of Jerusalem: text, translation, commentary, Leiden, New York, Köln, Brill, "The medieval Mediterranean", 1993, pp. 5, 29.
9 Согласно рассуждениям Ричарда Роуза, причина по которой следует считать датой смерти святого 1186 год, а не 1184 или начало 1185 года, связана с откровением об отведённых ему тринадцати с половиной годах жизни, а также с тем, что согласно житию, святой Леонтий пережил правление императора Андроника и дожил до вступления на трон императора Исаака Ангела в сентябре 1185 года. Это, по мнению Ричарда Роуза, отодвигает дату смерти святого на 1186 год и не исключает 1187 год. Однако, последняя дата, вызывает у него большое сомнение, так как смещает назначение св. Леонтия на Патриарший престол на 1176 или 1177 год и оставляет достаточно мало времени для того, что бы святитель мог осуществить визит на Святую Землю и вернуться в столицу (путешествуя по крайней мере два с половиной года с момента отбытия из Константинополя) до смерти императора Мануила в сентябре 1180 года.
Творения в библиотеке
Жития и книги в библиотеке
- Память святителя Леонтия, патриарха Иерусалимского иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?