Апостол от 70-ти Клео́па, брат Ио́сифа Обручника
Дни памяти
17 января - Собор 70-ти апостолов
Житие
Клеопа был младший брат св. праведного Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии; он был женат на дочери Иосифа (чрез пять лет по возвращении из Египта в Назарет) Марии (Ин.19:25). С этою Мариею особенно дружна была Пресвятая Дева Мария и они жили как родные сестры. Евангелист Иоанн пишет, что при Кресте Иисуса стояла Матерь Его (Пресв. Дева) и сестра Матери Его (Мария Клеопова). Эта Мария, как дочь прав. Иосифа, обрученного с св. Пресв. Девою – Мариею – (Мф.1:14-20) считалась (у жителей Иерусалима) Ее сестрою (хотя не родною, а сводною).
Клеопа вместе с Лукой был спутником Воскресшего Спасителя в Еммаус. В повествовании о сем событии видно, что Клеопа принимал самое живое участие во всем, что касалось Господа Иисуса Христа, на которого возложены были надежды, что он, (Ис. Хр.) как пророк, сильный в деле и слове пред Богом и людьми, избавит Израиля (Лк.24:19), и что некоторые из наших жен (ст. 22) изумили вестью о воскресении Его из мертвых, а в числе жен приходивших на гроб Спасителя была и жена Клеопы – Мария.
О последующей жизни св. Клеопы ничего неизвестно. Церковное предание сообщает, что он был убит иудеями за веру во Христа в Еммаусе и именно в том доме, в котором он вместе с евангелистом Лукой «познал» Господа в преломлении хлеба.
О св. Клеопе существуют различный мнения; одни предполагают, что Клеопа – муж Марии (Ин.19:25), лицо, отдельное от Клеопы – еммауского спутника (Лк.24:11) потому, что у евангелиста Иоанна Клеопа назван Klopas (греч.), а у ев. Луки Kleopas (греч.); но это одно и то же имя, только на разных языках (первое арамейско-еврейское, а второе – греческое). Церк. историк Евсевий свидетельствует, что Клеопа был брат Иосифа (обручника Пресв. Девы) и жена его Мария Клеопова была сводная сестра Богоматери (дочь Иосифа праведного; кн. 3 XI).
Другие думают, что Клеопа и Алфей одно и то же лице и что оба имени различаются только по неодинаковому произношению еврейского имени на греческом языке (см. А. Горский, Евангел. история, 5 стр.; противное сему мнение см. у Кибальчича – св. ап. Иаков). Если Клеопа одно и то же лице с Алфеем, то он был бы отцом св. апостола Иакова из 12-ти, но это противоречит преданию православной церкви, которая считает Алфея, отца св. апостола Иакова, за отдельное лицо от Клеопы (память св. Алфея – 26 мая).
Есть мнение, что Иосиф обручник пережил своего брата Клеопу и вступил в брак с его вдовой, как бездетной, для восстановления семени брата своего и имел от нее четырех сыновей (Иакова, Иосию, Иуду и Симона) и двух дочерей; но это мнение опровержено у св. Димитрия (см. Четьи Минеи 27 апр.).
Память св. ап. Клеопы в Православной Церкви совершается 30 октября (греч.) и в Соборе 70 св. апостолов (17 января).
Архиепископ Димитрий (Самбикин)
Православный собеседник. — 1906. Т. 1, с. 75-77
Жития и книги в библиотеке
- Св. Клеопа Жизнь и труды апостолов
- Память святого апостола Клеопы иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Призвание к монашеству – это, прежде всего, призвание к одиночеству, любовь к богослужению, к молитве. Если человек принимает иночество из-за чего-то другого, то он не выдержит бремени одиночества. Нельзя становиться монахом только потому, что не нашлось подходящей невесты. Нельзя принимать монашество исключительно потому, что на это благословил старец или духовник, без сердечного стремления к внутренней молитвенной жизни.
епископ Иларион (Алфеев)
1806 год. Шлюп «Нева» под командованием Ю. Ф. Лисянского бросил якорь на Кронштадтском рейде, завершив первое русское кругосветное путешествие. Через 16 дней в родную гавань вернулся и второй корабль кругосветной экспедиции — шлюп «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна.
Труды житейские тогда на пользу нам бывают, когда мы на оные испрашиваем благословение Божие