Благоверный князь Изясла́в Владимирский
Дни памяти
6 июля - Собор Владимирских святых
Житие
Изяслав Владимирский († окт. 1165, Владимир-на-Клязьме), старший сын владимиро-суздальского князя св. Андрея Юрьевича Боголюбского (имя и происхождение матери неизвестно), брат благоверных князей Мстислава и Глеба. В источниках Изяслав Андреевич начинает упоминаться, после того как его отец стал правителем Ростово-Суздальской земли.
Зимой 1159/60 г. Изяслав Андреевич во главе ростовского войска, в которое входила также «муромьская помочь», был отправлен в поход для оказания помощи своему нареченному зятю вщижскому князю Святославу Владимировичу, которого осадили войска черниговского князя Святослава Ольговича и полоцкого князя Всеслава Васильковича. При подходе ростовских войск к Вщижу осада была снята, князья заключили мир. В конце мая – начале июня 1160 г. новгородцы направили в Ростов посольство с предложением послать к ним на княжение сына Андрея Боголюбского. В летописях его имя не названо, но можно предположить, что речь шла об Изяславе Андреевиче. Однако князь Андрей отправил в Новгород своего племянника Мстислава Ростиславича.
В 1164 г. вместе с отцом, дядей Ярославом Юрьевичем и муромским князем Юрием Ярославичем Изяслав Андреевич участвовал в победоносном походе на Волжскую Булгарию. Русское войско взяло «град славный» Бряхимов и еще 3 крепости. По мнению русских князей и воинов, победа была одержана благодаря заступничеству Божией Матери через Ее чудотворную Владимирскую икону, находившуюся в русском войске. Захваченные князьями трофеи были использованы для украшения храмов. Рассказ о чуде от иконы и имена русских князей вошли в древнейшую редакцию Сказания о Владимирской иконе Божией Матери, описание чудес было включено в летописные своды, созданные в Сев.-Вост. Руси в XIII–XVI вв.
Вскоре после окончания похода Изяслав Андреевич скончался. 28 октября 1165 г. в присутствии отца и младшего брата Мстислава князь был похоронен в кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы во Владимире[1]. В источниках XV–XVII вв. погребение князя ошибочно отнесено к 28 сентября. В память о сыне Андрей Боголюбский в 1165 г. приказал построить Покрова Пресвятой Богородицы храм на Нерли.
Имя Изяслава Андреевича было записано в синодики Ростовской и Суздальской епархий. Наряду с двоюродным братом князем Изяславом Глебовичем Изяслав Андреевич упоминается в синодиках владимирских соборов и нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря[2]. Имена благоверных князей Изяслава и Мстислава Боголюбских записаны в помяннике нижегородского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря[3]. До середины XVI в. память об Изяславе Андреевиче была связана с его принадлежностью к правящей династии. В этом качестве князь упоминается в ранних родословцах летописной редакции, сохранившихся в Новгородской IV летописи, Летописном своде 1418 г., Новгородско-Софийском своде 30-х гг. XV в., Белорусско-Литовском своде 20-30-х гг. XVI в. и др.
В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам владимирского Успенского собора, составленной в конце 40-х – начале 50-х гг. XVI в. (вероятно, в 1550), изложен порядок поминания архиереев, великих князей, княгинь и их детей, чьи останки почивали в соборе. В связи с грамотой была составлена «Выписка о панихидах», в соответствии с которой в соборе по Изяславу Андреевичу должны были служиться панихиды[4]. В описи владимирских гробниц 1-й половины XVII в. упоминаются «розные гробницы» 3 сыновей великого князя Андрея Боголюбского, находившиеся на левой стороне Успенского собора. В середине XVII в., после реконструкции захоронений, в связи с перенесением 22 января 1645 г. в центр Успенского собора гробницы Владимирского великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, гробницы его двоюродных братьев были перемещены. Согласно новому описанию некрополя, «на левой стране у сторонних дверей», у гробницы Владимирского великого князя св. Михаила Юрьевича «в головах две гробницы князь Андреевых детей Боголюбскаго Глеба да Ижеслава: одна в стене, а другая возле»[5]. Над гробницей Изяслава Андреевича появился лист, текст которого в виде приписки воспроизведен в рукописи 1670 г. «Книги степенной царского родословия» из библиотеки Успенского собора[6]. В надгробном листе Изяслав Андреевич характеризуется как «кроткий, и смысленный, и храбрый» князь, сообщается, что он «на сопротивных устрои себе самострелные оружия – стрелы железныя великия» (в летописях об этом оружии известий нет), которые «и ныне в соборной церкви обретаются, и доднесь видими всеми». «Железные стрелы» Изяслава Андреевича оценивались современниками как важные реликвии. 3 октября 1697 г. по просьбе настоятеля ярославского в честь Преображения Господня монастыря архим. Иосифа владимирский протопоп Григорий Гаврилов передал в монастырь «железную стрелу великаго князя Андрея с чады… в похвалу великаго князя Феодора с чады, Смоленских и Ярославских чюдотворцев, сродича его Андрея Боголюбского с чады»[7]. О почитании Изяслава Андреевича во 2-й половине XVII–XVIII в. свидетельствует его упоминание вместе с отцом и младшими братьями в ряде списков «Росписи, что во Владимире у Пречистые Богородицы лежат благоверные и великие князи и княгини, и их дети, и епископы», а также в «Описании о Российских святых» (С. 215-216). В 1882 г. в ходе реставрации Успенского собора захоронение Изяслава Андреевича было освидетельствовано.
12 и 15 февраля 1919 г. мощи Изяслава Андреевича наряду с мощами других Владимирских святых были подвергнуты вскрытию, затем изъяты из собора. Они были возвращены Церкви в 50-х гг. XX в., в настоящее время почивают в Успенском соборе Владимира. Канонизация Изяслава Андреевича совершилась, по-видимому, внесением его имени в Собор Владимирских святых, празднование которому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева).
Примечания
[1] Бережков. 1963. С. 67, 158, 165, 176
[2] РГБ. Ф. 256. Рум. № 387. Л. 41, 42 об.
[3] НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 2. № 37. Л. 18, нач. 30-х гг. XVII в.
[4] Роспись панихид владимирским князьям // ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 67
[5] Виноградов. 1905. С. 67; Сиренов. 2006. С. 410
[6] РГБ. Ф. 178. Муз. № 4288. Л. 616 об.
[7] См.: Сиренов. 2003. С. 76-77
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11