Мученик Иси́дор Хиосский
Дни памяти
Житие
Краткое житие мученика Исидора Хиосского
Святой мученик Исидор жил в III веке на острове Хиосе, родом был из Александрии. В первый год правления императора Декия (249–251) был издан указ переписать всех способных служить в войсках Римской империи. Святого Исидора, рослого, с крепким телосложением, приняли в полк военачальника Нумерия. Святой Исидор был христианин, вел трезвую и воздержную жизнь, был целомудрен, избегая всех языческих обычаев. Другой императорский указ повелевал, чтобы все воины поклонялись римским языческим богам и приносили им жертвы. Не подчинившиеся указу должны были предаваться на мучения и смерть. Сотник донес военачальнику Нумерию, что Исидор христианин. На допросе перед Нумерием святой Исидор бестрепетно исповедал свою веру во Христа Спасителя и отказался принести жертву идолам. Нумерий убеждал святого не подвергать себя мучениям и повиноваться воле императора, но святой Исидор отвечал, что повинуется лишь воле вечного Бога, Христа Спасителя, и никогда не отречется от Него. Святой был предан на муки. Во время истязаний он славил Христа Бога и хулил языческих идолов. Военачальник велел отрезать святому язык, но и после этого святой продолжал внятно прославлять Христа. Нумерий в ужасе упал на землю и сам потерял дар речи. Поднявшись с помощью воинов, он знаками потребовал себе дощечку и на ней написал приказ – отсечь голову святому Исидору. С радостью встретил святой Исидор свой смертный приговор и сказал: "Славлю Тебя, Владыко мой, что Ты по милости Своей принимаешь меня в Свои небесные селения!" Кончина мученика произошла в 251 году. После казни тело его было брошено без погребения, но друг святого, тайный христианин Аммоний, взял его тело и предал земле. Позднее и сам Аммоний принял мученическую кончину в городе Кизике (память 4 сентября).
В начале XII века русский паломник игумен Даниил видел мощи святого мученика Исидора на острове Хиосе. Позднее мощи его были перенесены в Константинополь и положены в храме святой Ирины.
Полное житие мученика Исидора Хиосского
Уроженец Александрии, св. Исидор был начальником одного из подразделений римской армии третьего века от Рождества Христова. Он служил в годы правления императора Декия и находился в подчинении у правителя Нумерия. Его подразделение было послано на Хиос, и там один из центурионов обвинил его в приверженности Христианскому учению. Его вызвал к себе Нумерий. На вопросы, касающиеся этого обвинения, Исидор отвечал: “Знай, о Правитель, что я почитаю Христа и поклоняюсь Его Образу; Его Одного почитаю я Богом; В Нем я полагаю все свое желание, ибо имея Его, человек ничего более не жаждет. Он — Истинный Бог, ставший ради нашего спасения Истинным Человеком, сохранив при этом все Свое Божество и оставаясь неизменным в Своей Природе и Естестве”.
Разгневанный тем, что Исидор не желает публично поклониться римским богам, Нумерий приказал растянуть его на земле, привязав за руки и ноги к четырем столбам, и нещадно бичевать. Затем он был брошен в раскаленную печь, но, по воле Божией, вышел оттуда невредимым. Нумерий, рассерженный и озадаченный, велел заключить его в темницу.
Узнав о том, что случилось с сыном, отец Исидора (он был язычником) поспешил из Александрии на Хиос, чтобы просить сохранить Исидору жизнь, уверяя Нумерия, что сможет убедить его поклониться римским богам. Нумерий отдал молодого воина отцу, и тот различными доводами и лестью попытался отвратить сына от Христианства, доказать ему, что Иисус Христос был всего лишь выскочкой, возомнившим себя пророком, главой маленькой иудейской секты, казненным собственными соотечественниками, и уж конечно не тем, за кого цивилизованному римскому гражданину из Александрии стоило бы умереть. Однако Исидор не внял этим уговорам, отвечая лишь: “Если бы твой ум не был помрачен поклонением ложным богам, я бы несколькими словами показал тебе силу Того, Кто умер на Кресте, и как много благого принесла нам Его смерть”.
Отец в гневе приказал привязать сына к диким коням и тащить по улицам. Протащив его по острым камням и твердой земле, мучители увидели, что молодой воин еще жив. Ему отрубили голову, после чего, как говорится в его житии, из тела его вместо крови истекло молоко. Тело бросили в поле, в пищу хищным птицам, и поставили неподалеку стражу, опасаясь, что христиане заберут его для погребения. Тем не менее, одна благочестивая христианка по имени Миропа пришла тайно ночью со своими служанками, чтобы унести тело. Солдаты уснули, а женщины прокрались мимо них и взяли тело мученика. По обычаю того времени, Миропа помазала тело Исидора благовонным веществом и тайно похоронила его.
Правитель, обнаружив пропажу тела мученика, заковал нерадивых стражников в кандалы и велел им, таким образом скованным, отправиться на поиски тела, пригрозив, что если тело не будет найдено, им также отрубят головы. Миропа увидела на улице этих молодых солдат и почувствовала себя несчастной от мысли, что ее действия могут стать причиной их смерти. Она вышла из дома со словами: “Друзья мои, это я, когда вы спали, украла те останки, которые вы ищете”. Ее отвели к Нумерию, и тот потребовал рассказать, как она осмелилась совершить такой поступок. Миропа ответила: “Я осмелилась, потому что презираю твое развращенное язычество”. Разъяренный правитель приказал бить ее тяжелыми прутьями, а потом протащить за волосы по улицам города, чтобы и другие люди могли бить ее. Поздней ночью того дня, когда ее бросили в темницу, она уже была близка к смерти.
Как рассказывал узник, находившийся в темнице вместе с ней, Миропа лежала на полу, тихонько молясь, и вдруг около полуночи темницу осиял ярчайший свет, и вслед за этим появился святой Исидор в окружении ангелов. Исидор сказал: “Мир тебе: твоя молитва к Богу услышана; ты присоединишься к нам и получишь мученический венец, который уготован тебе”. Когда святой Исидор закончил говорить, Миропа в последний раз вздохнула и предала душу Богу. Темница наполнилась чудным благоуханием, стража и узники были объяты благоговейным страхом. Узник, рассказавший о последних часах жизни святой Миропы, впоследствии сам стал мучеником за Христа.
Святую Миропу похоронили рядом со святым Исидором, и более тысячи лет христиане приходили сюда поклониться этим двум мученикам. В 1130 году их мощи были проданы беспринципными церковными служителями послу Венеции и перевезены в Италию герцогом Михаилом Доминика. В Италии их положили в часовне, посвященной св. Исидоре, при венецианском храме св. апостола и евангелиста Марка. В 1967 году Римская католическая церковь вернула православным христианам Хиоса частицу мощей святого Исидора — правую бедренную кость. Она сейчас хранится в митрополичьем соборе городка Хиос, собор посвящен святым воинам Виктору, Мине и Винсенту. Частица мощей святого Исидора покоится в раке из золота и бархата под деревянным резным пологом в левой части храма. Мощей мученицы Миропы на Хиосе, к сожалению, нет.
Могилки, в которых покоились тела святых Исидора и Миропы, находятся в городке Хиосе, в “старой” церкви святого Исидора в Платейя Айос Исидорос каи Миропес примерно в десяти минутах езды от центра. В этой церкви сохранился древний мозаичный пол и руины очень древней часовни. Крошечная лесенка слева ведет вниз в крипту под полом храма, где и находятся эти пустые могилки.
Источник: Евлогите! Благословите! Путеводитель по святым местам Греции
Жития и книги в библиотеке
- Страдание святого мученика Исидора свт. Димитрий Ростовский.
- Память святого мученика Исидора Хиосского иером. Макарий Симонопетрский
- Св. муч. Исидора, на острове Хиосе свт. Филарет Черниговский
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4
Му́ченик Твой, Го́споди, Иси́дор/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Мученик Твой, Господи, Исидор, подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак, глас 4
Упра́витель превели́кий вселе́нней ты яви́лся еси́, свя́те,/ твои́ми к Бо́гу моли́твами,/ те́мже воспева́ем тя днесь,/ му́чениче Богому́дре,// Иси́доре пресла́вне.
Каноны и Акафисты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?