Преподобный Иоаса́ф Метеорский
Дни памяти
Житие
Житие преподобного Иоасафа Метеорского
Преподобный Иоасаф Сербский, Мете́орский (Метеорит), в миру Иоанн Урош Палеолог-Неманич[1] (ок. 1350 - 1422/1423), царь Фессалии, игумен и ктитор монастыря Великая Метеора. Родился у правителя Эпира и Фессалии царя Симеона-Синиши Уроша Палеолога и сестры Эпирского правителя Никофора II Фомаиды около 1350 года. По отцу происходил из сербского рода Неманичей, а по матери – из восточно-римской императорской фамилии Палеологов. Его отец был правителем богобоязненным, и воспитываясь в его доме Иоанн с детских лет начал стремиться к духовной жизни и отречению от мира и его суеты. Часто и подолгу посещал церковные богослужения и монастыри. Особенно он полюбил Святую Гору Афон и ее подвижников, а позднее стал навещать и монастыри на Метеорских скалах под Каламбакой.
Около 1369 года Симеон-Синиша скончался, оставив свой престол сыну. Известие о том, что он стал царем застало Иоанна на Святой Горе. Он прибыл в свою столицу Трикалу, но больше заботился о том, как освободиться от царской порфиры, ибо эта власть и слава не занимали его. В это время он уже был знаком с преподобным Афанасием Метеорским, который стал для него его духовным отцом и наставником на пути ко спасению. Вскоре Иоанн передал правление своей страной своему родственнику Алексею Ангелу Филантропину, а сам удалился в Преображенский монастырь Великая Метеора к преподобному Афанасию. Здесь он облекся в монашескую ризу, получив при постриге имя Иоасаф.
Несмотря на свое царское достоинство, во всем смиренно и кротко подчинялся своему наставнику и всей монастырской братии, проводя строгую общежительную жизнь, по уставу игумена Афанасия. В монашеской жизни, богоугодных подвигах и добродетелях он усовершенствовался настолько, что преподобный Афанасий перед своим упокоением поставил его своим наследником и игуменом монастыря. Преподобный Иоасаф вместе со святым Афанасием воздвиг и украсил храмы Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы. Иоасаф также расширил и украсил святыми иконами и необходимыми сосудами построенную святым Афанасием небольшую церковь Преображения Господня. Преподобный столько помогал монастырю Великая Метеора своими дарами и пожертвованиями, что вместе со святым Афанасием был зачислен в ктиторы этой обители, о чем свидетельствуют монастырские грамоты и святые иконы и фрески. Помимо этого монастыря, преподобный помогал и всем другим Метеорским обителям. Защищал права монастырей царскими грамотами, помогал им дарами и многообразным попечением.
При мудром игумене Иоасафе Метеорские монастыри процветали как никогда. В попечении о монастырях ему много помогала его родная сестра Мария Ангелина, правительница Эпира, оставившая большую часть своего имения в управление и распоряжение брата. На эти средства преподобный построил в своём монастыре множество келий, монастырскую больницу, резервуары для воды и другие необходимые постройки.
В 1394 году, когда турки захватили Фессалию, преподобный Иоасаф был вынужден на некоторое время удалиться на Афон, где провел несколько лет в монастыре Ватопед. Около 1401 года он снова вернулся на Метеору и продолжил там свои подвиги, живя в непрестанных молитвах в небольшой келии. В 1422-1423 годах, после 40 лет монашеского жития, великий подвижник отошел ко Господу.
Его святые мощи были положены в Метеорском монастыре Преображения Господня, вместе с мощами преподобного Афанасия Метеорского. Там же они пребывали на начало XXI века.
Преподобным Иоасафом завершился славный и богатый святыми род Неманичей. Почитание святого Иоасафа рано распространилось в Метеорских и Святогорских монастырях. Его лик сохранился на фреске Лозы Неманичей в славонском монастыре Ораховице, а в Кркском монастыре хранится его икона работы Спиридона Рома XVI века, на которой преподобный Иоасаф изображен со святыми Феодосием и Афанасием.
Иное жизнеописание преподобного Иоасафа Метеорского
Преемником отца Афанасия Метеорского, почитающимся наравне с ним как сооснователь монастыря, был его духовный сын, монах Иоасаф. Он сменил отца Афанасия после смерти последнего вследствие "единодушного желания всех отцов и братий". Иоасаф хорошо подходил для исполнения возложенных на него обязанностей. По происхождению он был царского рода — Иоанн Уресис Ангелос Комнин Палеолог, сын Симеона, сербско-греческого царя Фессалии и Эпира. Его мать происходила из династии правителей Эпира, отец был потомком Византийских Императоров, а брат – Сербским правителем (Душан Властитель). В возрасте десяти лет сам он был официально признан соправителем своего отца. В 1371 году, после смерти отца, юный Принц остался один на Троне, однако его правление продлилось недолго. В 1372 году, в возрасте двадцати двух лет, он отрекся от Престола, сменив царскую багряницу на монашеское одеяние и приняв имя Иоасаф. После смерти преподобного Афанасия полностью принял на себя руководство братством Великой Метеоры. С тех пор он только один раз надолго покидал монастырь, когда в 1393 году Фессалию захватили турки, что для бывшего Царя, в случае его обнаружения, было равносильно смертному приговору. Ему пришлось уехать из Метеоры и отправиться на Святую Гору в Ватопедский монастырь. Там он прожил два года.
Согласно монастырским хроникам, Иоасаф расширил и перестроил храм, возведенный преподобным Афанасием. Эта новая церковь стала впоследствии алтарем того храма, что стоит на этом месте в наши дни.
Период наивысшего расцвета монастыря пришелся на шестнадцатое столетие и начался после посещения Патриарха Константинопольского Иеремии, предоставившего Великой Метеоре привилегии и автономию по образцу афонской Лавры. Примерно в это же время Великая Метеора и ее настоятель получили негласную духовную власть над остальными монастырями Метеоры. Тогда же был построен и расписан нынешний католикон (главный храм, собор), большая трапезная и кухня, лазарет и дом для престарелых монахов. В последующие века к монастырскому комплексу добавились два небольших храма – святого Иоанна Предтечи и святых Константина и Елены. В бывшей трапезной теперь разместился прекрасный музей со множеством древних икон и церковных сокровищ. Монастырская кухня, лебедка и сеть для подъема людей на вершину остались в том же виде, что и в прежние века. Паломник может также посетить усыпальницу, в которой покоятся кости почивших насельников монастыря.
В Национальной библиотеке в Афинах хранится Евангелие в серебряной обложке, принадлежавшее преподобному Иоасафу. Оно написано на пергаменте, а внутри на обложке имеется подпись преподобного Иоасафа.
Один молодой инок, подвизающийся в монастыре, имея особую любовь к преподобному Иоасафу, попросил постричь его с именем Иоасаф. Преподобный Иоасаф менее известен, чем преподобный Афанасий, и за последние шестьсот лет это оказался лишь второй случай присвоения его имени иноку Великой Метеоры. Во время пострижения глава преподобного Иоасафа замироточила.
"Иоасаф, вечнозеленое, изобилующее листвой древо, согревающее всех – святой, кроткий, тихий, искусный, прекрасный росток царского древа".
Так писал митрополит Лариссы Иоасаф в 1422 году. А спустя столетия анонимный гимнограф пел, славя основателей монастыря: "Взойдя на вершину скалы, о, святый Иоасафе и мудрый Афанасие, вы вознеслись к вершинам добродетели, а оттуда – к высоте Небес".
Примечание
[1] Память 3 мая (греч.). Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Богослужения
Каноны и Акафисты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Я как-то особенно ярко ощутил, что всякие обстоятельства в жизни — и происшествия, и испытания, и неожиданности — дело второстепенное. Основа, первое, — это постоянная связь с Единым и Вечным. Есть она, тогда всё происходящее, хотя бы и самое тяжелое, можно переносить равнодушно или, вернее, — покойно. Главное-то ведь имеется, а всё прочее — преходящее. В Главном же и Едином, как в Полноте, всё есть и всё в Нем, а посему никакие утраты этой жизни не страшны... Основное... оно прочно и не может поколебаться. Вечное — нерушимо.
свщисп. Роман Медведь
19 декабря 1240 года произошло падение Киева под нашествием монголо-татарских войск хана Батыя.
Должно делать добро ближним по возможности тайно
Список храмов с престольным праздником в честь святителя Николая