Священномученик Иоа́нн Петтай, пресвитер
Житие
Священномученик Иоанн родился 1 января 1894 года в местечке Каролен Верроского уезда Лифляндской губернии в семье православных крестьян-батраков, работавших в помещичьем имении Каролен, Михаила Яковлевича и Марии Константиновны Петтай. Завершив обучение в Рижском духовном училище, Иван в 1910 году поступил в Рижскую Духовную семинарию, окончить которую помешала Первая мировая война. С приближением фронта к Риге многие учреждения, и среди них и Рижская Духовная семинария, были эвакуированы вглубь России; семинария была переведена в Нижний Новгород. Здесь студенты оказались лишены общежития, и им пришлось снимать жилье у частных хозяев, так что, бывало, вся стипендия уходила на оплату жилья. Продолжать учиться могли только те, кому в достаточном количестве посылались средства из дома. Но у родителей Ивана таких средств не было, и ему пришлось 1 мая 1915 года прекратить обучение.
В сентябре 1915 года он поступил на юридический факультет Юрьевского университета. Развернувшаяся широкомасштабная война в то время каждый месяц уносила множество жизней, и в армии стала ощущаться нехватка офицерского состава. 1 мая 1916 года Иван Михайлович, несмотря на имеющуюся у него отсрочку от службы в армии, был мобилизован и зачислен юнкером во Владимирское военное училище. После полугода обучения он в чине прапорщика был отправлен на фронт в действующую армию и служил в 245-м и 99-м пехотных полках. В июле 1917 года он был ранен. Выйдя из госпиталя в декабре 1917 года, Иван Михайлович вернулся домой в местечко Каролен и стал помогать родителям по хозяйству, не оставляя, однако, мысли посвятить свою жизнь служению Господу в сане священника. Летом 1918 года он подал прошение епископу Ревельскому Платону (Кульбушу) о рукоположении во пресвитера.
13 октября 1918 года Иван Михайлович был рукоположен во священника к храму Всех святых в селе Пенуя Перновского уезда Лифляндской губернии. Приход был небольшой и объединял всех православных эстонцев окрестных деревень. Храм, выстроенный в 1875 году, вмещал не более трехсот человек. Для прохождения священнической практики отец Иоанн был отправлен в соседнюю церковь в селе Каркси-Нуйя.
В декабре 1918 года отец Иоанн получил письмо из дома, в котором сообщалось, что его мать находится при смерти, а отец болен. Отслужив Божественную литургию на праздник Рождества Христова, священник отправился из Пенуя в городок Валк, намереваясь оттуда добраться до дома родителей. В Валк он приехал к 11 часам вечера. Между тем вся местность еще накануне была занята частями Красной армии и в городе был установлен комендантский час, так что, едва прибыв в город, отец Иоанн был сразу же арестован и отправлен в тюрьму для выяснения личности.
На следующий день следователь допросил священника и на основании его ответов послал запрос и вскоре получил ответ из Кароленского волостного исполкома, который подтвердил личность священника. Кроме того, местной властью отец Иоанн был охарактеризован как защитник интересов рабочих и крестьян. Рабочие имения Каролен в свою очередь направили прошение с просьбой освободить священника, написав, что «он жил среди нас, и мы можем смело засвидетельствовать о том, что он — нашего товарища Михаила Петтай сын и никакой вины, заслуживающей наказания, не подметили». Прошение об освобождении написала и супруга священника, к ее прошению местные власти добавили свое ходатайство: «Кароленский исполком безземельных и рабочих депутатов удостоверяет, что прошение жены Яна Петтай согласуется с действительностью, и при этом сей комитет заявляет желание — освободить Яна Петтай из-под ареста».
18 января следователь снова допросил священника, но ничего нового этот допрос не добавил, и следователь вынес свое заключение, предложив держать священника под арестом до тех пор, пока в Латвии не водворится спокойствие. Однако начальство приняло иное решение: близость к рабочим и принципиальность в выборе священнического пути были худшей характеристикой для пришедших к власти безбожников.
Священник Иоанн Петтай был расстрелян 29 января 1919 года и погребен на Тартуском кладбище.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь». Тверь. 2005. С. 138–140
Источник: fond.ru
Жития и книги в библиотеке
- Память священномученика Иоанна Петтая иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Служба священномученику Иоанну, во граде Валга убиенному
Составитель: игумен Нестор (Кумыш)
Господи, воззвах, глас 8-й:
Радуйся, пастырю Христов Иоанне,/ ты бо горния силы мучением своим возвеселил еси,/ нам же на земли праздник добропобеднаго твоего преставления даровал еси,/ в немже страдания твоя прославляюще,/ яже за Церковь Божию претерпел еси,/ славословим Христа, Бога нашего,/ даровавшаго нам ходатая и молитвенника о душах наших.
Радуйся, страстотерпче Христов Иоанне!/ Ты бо кровию твоею честною землю нашу освятил еси,/ и венец нетленный от руки Господней приял еси,/ не от камений честных украшен,/ но твоею кровию прозябен./ Темже молися Христу Богу/ даровати душам нашим мир и велию милость.
Радуйся, священномучениче Иоанне,/ иже во времена гонений лютых/ от безбожников неповинно убиенный,/ за распятаго и воскресшаго Христа,/ и ныне росы небесныя наслаждающийся,/ и благоухания рая исполняющийся,/ и лицезрения божественныя доброты насыщающийся;/ темже моли Спаса нашего умирити мир и спасти души наша.
Слава, глас 6-й:
Страстотерпче новый,/ священномучениче Иоанне,/ во граде Валга смерть за Христа претерпевый,/ тя бо яви Господь предстателя о пастве земли Эстонския,/ поминай нас, чтущих святую память твою,/ да избавимся бед и скорбей молитвами твоими.
И ныне, богородичен.
Тропарь сщмч. Иоанну, пресвитеру, в Валге пострадавшему.
Глас 4-й:
Благодать иерейства от руки священномученика восприял еси/ и по триех месяцех служения кровь свою за Христа пролиял еси,/ страстотерпче отче Иоанне,/ во граде Валга неповинно убиенный,/ якоже и архипастырь твой жертвою непорочною оказался еси,/ молися Христу Богу нашему,/ да спасет души наша, яко милосерд.
Слава и ныне, богородичен.
Канон, глас 6-й.
Песнь 1
На степень священства в годину лютую возшел еси, священномучениче Иоанне, отложивши боязливость и маловерие, и прият сердцеведец Господь дерзновение твое, вселив тя во обители радости нескончаемыя.
Скончал еси житие твое мученически, пастырю Иоанне, жребия высокаго от Господа удостоившись, и пребываеши ныне тамо, отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание.
Пострадал еси на земли вмале, узы неправедные и убиение от безбожников претерпев, и наследовал еси за горечь кратковременную блаженство неизреченное и веселие вечное.
Богородичен: Украшена добротою чистоты, Дево Мати, добротворнаго благолепия жилище бывши: темже Тя поем и превозносим, Чистую, во вся веки.
Песнь 3
Служитель престола Божия славный, ризы кровию своею украсивый и благодать священства мученичеством умноживый, страстотерпче Иоанне, молися Господеви о почитающих святую память твою.
Лику мученическому сопричисленный, жертвою непорочною явился еси, святе Иоанне, буди молитвенник теплый и предстатель непостыдный о душах наших.
За веру Православную и Церковь Божию от безбожников убиенный, чаше Гефсиманстей приобщивыйся, един от великаго сонма страдальцев Господних явивыйся, не забуди паствы твоея, священномучениче преславный.
Богородичен: Яко врата, вводящая к божественному входу, яко добровосходную лествицу Божию, яко спасающимся незаблудную Наставницу, обрадованную воспоим Деву Марию.
Седален.
Скончал еси житие твое мученически, убиен быв Истины ради, Еяже служителем яви тя Господь. Ни единыя вины обретше противу тя гонители твои, токмо риз пастырских ради злобу свою излиявши на тя, не терпяще самаго имене Христова. Ты же, яко агнец незлобив, кротко вся претерпел еси и достоинства иерейскаго ничимже посрамил еси.
Песнь 4
Аще не сан твой иерейский, священномученниче Иоанне, не бы убиен был еси от руки гонителей Церкве Христовы. Темже поминай нас у престола Божия пастырскою твоею молитвою.
Хиротонию от священномученика Платона восприял еси, отче Иоанне, и ныне вкупе с ним и прочими новомученики ходатайствуеши о роде нашем. Сего ради ублажаем тя и почитаем священную память твою.
По триех месяцех служения твоего восхищен был еси от многомятежнаго мира сего, пастырю наш Иоанне, испроси и нам, грешным, у великодаровитаго Бога безбедно преплыти житейскаго моря пучину и достигнути тихаго пристанища спасения.
Богородичен: Закона сени преидоша рождеством Твоим, истина возсия, благодать даровася, Богородице: темже Тя величаем.
Песнь 5
Освятися град Валга мученическою кровию твоею, священномучениче Иоанне, сего ради наполнишася души наша радостию и веселием, яко дарова нам Господь молитвенника во утешение и спасение душ наших.
Ни единыя вины обрете в тебе истязатели твои, отче наш Иоанне, обаче убиен бысть от них креста ради Христова, егоже на персех своих носил еси. Сего ради почитаем святую память твою.
Ныне возвеселися град Валга и вся земля Эстонская в памяти твоей, Иоанне страстотерпче: приял еси жребий высокий, убиен быв за веру Христову, сего ради во веки ублажаешися.
Богородичен: С мученики, Чистая, с божественнымии пророки и со всеми ангелы, Зиждителя всех моли спасти верою Тя славящих и величающих.
Песнь 6
Се простер тебе Христос победы венец, страстотерпче отче Иоанне, егда убиваху тя гонители Церкве Христовой. Промыслом бо Его, избежавши многих скорбей земнаго пути, удостоился еси вселения со всеми святымми.
Звезда малая явился еси, лучами мученичества сердца верных просвещая, темже ныне со ангелы водворяяся, спасай нас молитвами твоими, совершающих честную память твою.
В спасительную одежду, прехвальне Иоанне, божественнаго веселия одеявся, мученичества венец от Бога приял еси, честная града Валга и земли Эстонския похвало.
Богородичен: Леностию жизнь мою иждив, Пречистая, к Твоему притекаю заступленнию, ущедривши, спаси мя.
Кондак, глас 3-й.
Страстотерпче отче Иоанне,/ служителю Церкве Христовой,/ кровию своею землю нашу освятивый,/ Богови принесеся, яко жертва непорочная,/ заклан был еси за имя Спасово,/ во утверждение веры православныя,/ во еже выну просвещатися нам светом евангельским.
Песнь 7
Ныне град Валга хвалится, яко дарова Господь утешение малому стаду Своему, молитвенника, на небесех живущаго и на земли во останках честных почивающаго.
Единому Владыце Христу на земли работати возжелел еси, блаженне Иоанне, в годину лютую пастырский крест восприим , сего ради возмездие от Бога восприял еси, еже на небесех жительствовати со ангелы вкупе и со святыми.
Утешение в скорбех своих вем тя, Иоанне священномучениче, сего ради в памяти твоей к предстательству твоему прибегох, да не презриши мя окаяннаго, требующа твоея помощи.
Богородичен: Небесная врата воспоем Богородицу, имиже входят вси грешнии ко входом прощения.
Песнь 8
Христову престолу предстоя, священномучениче, не престай молитися о стаде твоем и о всех, с верою притекающих к тебе, да молитвами твоими получим спасение и от всяких бед и скорбей избавление.
Кто изочтет премудрость Божию или кто уразумеет непостижимыя пути Его? Недоумением объяти, зрим бо днесь пастыря Иоанна, по триех месяцех служения гонителями убиеннаго и ныне в лике святых водворившагося.
Во благоговении и умилении сердец взирающе на кончину твою, отче Иоанне, в молчании помыслов совершаем священную память твою.
Богородичен: Святая Мати Божия, оскверненное сердце мое деяньми нечистыми молитвами Твоими очисти.
Песнь 9
Шествия и стези твоя направишася ко Христу, всех Богу и Господу, Емуже в руце дух твой предал еси, мучениче страстоносче Иоанне блаженне.
Яви тя Господь, пастырю Иоанне, единаго от новомученик, иже в последняя лета ко Христу кровьми своими пришедших и ныне на небесех молящихся о спасении душ наших.
И ты, земле Эстонская, ничимже меньше еси прочих стран православных, в тебе бо просия сонм угодников Божиих, из нихже священномученик Иоанн, во граде Валга пострадавший, ныне нами достойно ублажается.
Богородичен: Просвети мя омраченнаго грехи, безстрастия Свет рождшая: яко да пою Тя, чистая Приснодево.
Источник: сайт храма новомучеников и исповедников Российских в Строгино
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?