Святой Иоанн III Дука Ватац, Милостивый
Дни памяти
Житие
Иоанн III Дука Ватац, Милостивый (греч. Ιωάννης Γ΄ Δούκας Βατάτζης) (ок. 1192 – 1254), император Никейский (Восточно-Римский) с конца 1221 или нач. 1222. Память 17 ноября.
Родился около 1192 года, происходил по женской линии от одной из знатнейших фамилий Византии, женился на дочери императора Федора I Ласкариса, Ирине.
Феодор I умер в Никее в конце 1221 г. Верный себе, он, страхуя государство от возможных смут, завещал престол не малолетнему единственному сыну, жившему вместе с матерью (разведенной женой Феодора) в Грузии, как следовало бы по традиции, а человеку, таланты которого не вызывали у императора сомнений – зятю Иоанну Дуке Ватацу.
Феодор Ласкарис не ошибся в своем выборе, Иоанн Дука Ватац обладал всеми необходимыми василевсу качествами. Братья покойного, Алексей и Исаак, поднялись против него. Бежав в Константинополь, они весной 1224 или 1225 году вернулись, ведя с собой западных рыцарей. В битве при городе Пиманинон в Геллеспонте (Ποιμανηνόν, ныне д. Соуксу (Soğuksu), Турция) Ватац вдребезги разбил латинское войско, Ласкарисов поймали и лишили зрения.
Пиманинонский разгром ознаменовал перелом в ходе латино-никейских войн. Отныне уже не грекам приходилось отбивать натиск католиков, а наоборот. Одно за другим владения крестоносцев в Малой Азии сдавались Ватацу, быстро стяжавшему славу грозного полководца. Сразу после победы над Ласкарисами Иоанн III снарядил флот и отвоевал острова Лесбос, Самос, Хиос и несколько мелких. Окрыленный успехом, он начал было готовиться к походу на Константинополь, но в Никее поднял мятеж племянник императора Андроник Нестонг. Корабли пришлось сжечь, дабы они не достались латинянам, а василевс поспешил в столицу для борьбы с заговорщиками. Нестонга и его сообщников после подавления бунта приговорили к наказанию путем различного рода членовредительства, но всем оставили жизнь. Георгий Акрополит, современник Ватаца, пишет, что император «всегда отличался человеколюбием» [1].
Если Феодор I Ласкарис основное внимание уделил организации Никейской империи как таковой, то Иоанн III видел свою задачу в усилении страны, мечтая при этом довести до конца дело предшественника и отнять у врагов Константинополь. Чтобы собрать необходимые средства, василевс воспользовался землями своего обширного домена. На этой территории создавались императорские поместья, работу которых Иоанн III взял под личный контроль. Благодаря разумной налоговой политике и, видимо, широкому применению новых методов хозяйствования производство достигло в них невероятно высокого уровня. Достаточно сказать, что доходов, вырученных от продажи одних только яиц за год, императору хватило на то, чтобы изготовить золотой венец для своей жены!
Правительство приняло меры для прекращения утечки монеты за рубеж. Специальный эдикт императора предписывал, угрожая в противном случае «бесчестием» (юридический термин, означавший лишение ряда гражданских прав), воздерживаться от покупки иноземных предметов роскоши и довольствоваться тем, что «производит земля ромеев и умеют приготовлять их руки» [2]. Даже своего сына Феодора Ватац, увидев в заморском шелковом одеянии, выбранил.
В результате этих и других реформ Никейская империя при Иоанне III в короткий срок сказочно разбогатела. А так как из-за наступления монголов у соседей империи, турок, настали тяжелые времена и толпы беженцев искали себе защиты от кочевников во владениях греков, ее население еще и увеличилось.
Если у первого Ласкариса просто руки не дошли до заботы о культуре и науках, Иоанн III уделил этому немало сил и внимания. При его дворе получил возможность работать выдающийся философ средневековья Никифор Влеммид.
Никифор Григора писал: «Соединяя с богатством умственных дарований благородство и твердость характера, он прекрасно вел и устроял дела правления; в короткое время он увеличил и внутреннее благосостояние ромейского царства, и в соответствующей мере военную силу. Он ничего не делал, не обдумав, не оставлял ничего, обдумав; на все у него были своя мера, свое правило и свое время ... он ... располагал и других, чтобы никто не смел налагать корыстолюбивую руку на людей простых и неимущих» [3].
Ватац не любил пользоваться чьими-либо советами. Щедрый к Церкви (император поддерживал деньгами не только свое, но и бедствовавшее духовенство Антиохии, Иерусалима и даже Константинополя), он тем не менее не терпел ее вмешательства в свои дела и при случае с ней не церемонился. В 1232 г. василевс, невзирая на сопротивление православных, пытался вести с римской курией переговоры об унии, чтобы предотвратить казни православных (прежде всего клириков), подвергавшихся в Латинской империи жестоким гонениям. По смерти патриарха Мефодия II (1240) он оставил Константинопольскую Церковь без верховного пастыря на четыре года, так как не мог найти подходящего кандидата.
Прочное положение страны позволило Иоанну III в середине 1230-х гг. начать широкую кампанию по изгнанию католиков с Балкан (от малоазиатских владений «франков» к тому времени не осталось почти ничего). В 1235 г. он утвердился во Фракии, заключив союз с царем болгарским Иоанном II Асенем. Сблизился василевс и с ярым противником папства германским императором Фридрихом II Гогенштауфеном. Мощный флот – тоже плод усилий Ватаца – обеспечил Никейской державе господство на море, хотя искусство ведения морских сражений у итальянцев оставалось выше, и в 1239 г. они разбили тринадцатью галерами эскадру греков, насчитывавшую тридцать боевых кораблей.
Последним успехом «франков» стал захват ими в 1240 г. Цурула. После этого территория Латинской империи только сокращалась. Иоанн III с успехом применял нехитрую тактику брать противника измором и уклонялся от решительных сражений. Отвоеванные крепости он отстраивал заново и оснащал сильными, прекрасно снабженными гарнизонами, а захваченных в плен переселял на свои земли. Мало-помалу влияние Никеи в Европе усиливалось. Напуганный успехами смелого государя, папа Григорий IX отправил ему полное оскорблений письмо, угрожая крестовым походом. Иоанн III ответил мудрым и очень язвительным посланием, недвусмысленно указывая западному духовенству на то, что, как всегда, они «благовидными предлогами прикрывают ... жажду власти и золота» [4].
В 1242 г. власть Ватаца признала Фессалоника, и спустя четыре года василевс с большой пышностью посетил этот город.
Балканы в XIII в. напоминали бурлящий котел. На этой многострадальной земле вовсю мерялись силами властители Болгарии, Эпира, Константинополя, Никеи, Сербии и много других более мелких любителей потрясать по любому поводу оружием. В 1251 г. вероломный деспот эпирский Михаил II Ангел напал на владения Иоанна III, за что вскоре и поплатился: разгромленный, в следующем году он признал свое государство вассалом Никейской империи. После такого значительного успеха Иоанн III мог смело считать себя крупнейшим монархом среди христианских государей Восточного Средиземноморья.
«Время царя Феодора требовало поспешности, – сравнивал Ватаца с его предшественником Никифор Григора, – оттого он и был тороплив; а следующее затем время царствования Иоанна требовало обдуманности, оттого он и отличался ею» [5].
Скончался 3 ноября 1254 года в Нимфее – второй столице Никейской империи. Ему наследовал его сын, Феодор II Ласкарис. Святой царь был похоронен в основанном им близ Магнисии Сосандровом Спасском монастыре.
Почитание
Во время осады Магнисии турками зимой 1303 года видение императора Иоанна Дуки Ватаца на стенах укрепило дух защитников города. В 1307 году честные останки царя были перенесены из Сосандрова монастыря в город, после чего жители Магнисии чтили его могилу как гробницу святого. Взяв город в начале XIV века, турки уничтожили его останки, сбросив их со скалы. Однако и в XX веке в той местности отмечали день святого "Иоанна Дукса Ватадзи" – 4 ноября по юлианскому календарю.
Георгий Акрополит, свидетель деяний императора, составил ему восторженную эпитафию [6].
В греческих минеях император упоминается как святой Иоанн Ватац Милостивый. Его память почиталась в греческой общине в Малой Азии, особенно в Эфесе.
В XIV в. епископ Георгий Пелагонийский написал Житие святого императора Иоанна Милостивого, в котором упомянул многочисленные чудеса святого. На основе этого жития прп. Никодим Святогорец в XIX в. по поручению Эфесcкого митрополита составил богослужебное последование в честь святого императора.
В ноябре 2010 года в греческом городе Дидимотика был освящен первый в православном мире храм в честь византийского императора св. Иоанна Ватаца.
Примечания
[1] Георгий Акрополит. Летопись Великого Логофета Георгия Акрополита/Пер. И.Троицкого// ВИПДА. Спб., 1863, с. 119
[2] Никифор Григора. Римская история Никифора Григоры, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами/Пер. М.Л.Шалфеева// ВИПДА. Спб., 1862, с. 42
[3] Никифор Григора. Римская история Никифора Григоры, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами/Пер. М.Л.Шалфеева// ВИПДА. Спб., 1862, с. 22, 41
[4] Успенский Ф.И. История Византийской империи. М.;Л., 1913-1948, т. III, с. 263
[5] Никифор Григора. Римская история Никифора Григоры, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами/Пер. М.Л.Шалфеева// ВИПДА. Спб., 1862, с. 22
[6] Георгий Акрополит. Эпитафия Георгия Акрополита императору Иоанну Дуке [Ватацу] / Подг. П. И. Жаворонкова // ВВ. Т. 48. 1987
Жития и книги в библиотеке
- Память святого благоверного царя Иоанна III Дуки Ватаца Милостивого иером. Макарий Симонопетрский
- Иоанн III Дука Ватац Дашков С. Б.
- Память святого благоверного царя Иоанна III Дуки Ватаца Милостивого иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Когда <духовные потребности> не удовлетворяются, то, будь все другие удовлетворяемы богато, покоя не бывает.
472 год. Воспоминание падшего праха от воздуха в Цареграде.
В 1989 году возобновлено подворье-представительство Иерусалимской Православной Церкви в Москве.
19 ноября 2009 года на амвоне храма апостола Фомы убит исламистом священник Даниил Сысоев.