Преподобный Игна́тий Островский
Житие
Игнатий Островский, Новгородский, Оятский (XVI в.), ученик прп. Александра Свирского, преподобный.
В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) содержатся сведения о том, что мощи учеников прп. Александра Свирского покоились в Оятском Островском Введенском монастыре:
"Преподобные отцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий, ученицы преп. Александра Свирскаго, в Задней пустыни на Ояте реце в монастыре Введения Пресвятыя Богородицы, от Свиры реки 5 поприщь по Ояте реце вверх села Архангельскаго Сермакса, идеже отец и мати Александровы погребены".
Биографические данные об Островских преподобных и сведения об их почитании в XVI-XIX вв. отсутствуют. Святые не упоминаются в Житии прп. Александра Свирского (ок. 1545) и в рукописных синодиках Александрова Свирского мужского монастыря XVII в. (в некоторых списках синодиков [2] назван Дионисий Александровский, игум. Александрова Свирского монастыря до 1608).
По сообщению Жития прп. Александра Свирского, во Введенском Островском монастыре принял монашеский постриг отец преподобного. Таким образом, монастырь был основан во второй половине XV века. Однако в описании Обонежской пятины 1582 года Введенский Островский монастырь упомянут как недавно возникший (возобновленный?) на месте Введенского погоста. В литературе встречается утверждение, что ученики прп. Александра первоначально жили в Важеозерской пустыни, позднее перешли во Введенскую пустынь, где умерли и были погребены. По-видимому, в XVII-XVIII веках существовало местное почитание святых, поскольку описание их внешности встречается в иконописных подлинниках XVIII века.
Место захоронения Островских преподобных было неизвестно в XIX веке. Согласно архим. Леониду (Кавелину), Дионисий был основателем Введенского монастыря в с. Архангельском (Сермакса), был похоронен там в церкви; остальные перечисленные в «Описании о российских святых» ученики прп. Александра, а также прп. Никифор Важеозерский были погребены в пещере при Преображенской церкви. Задненикифоровой пустыни. По предположению архиеп. Сергия (Спасского), эти сведения являются результатом смешения Задненикифоровой пустыни на оз. Важе и Задней пустыни на р. Ояти. По его же догадке, основателем Оятского Введенского монастыря мог быть Игнатий, упоминаемый первым в перечне Островских преподобных в «Описании о российских святых».
По-видимому, в XVIII-XIX веках. преподобные продолжали почитаться местно. В старообрядческих святцах XIX века они упомянуты (кроме Дионисия) с отдельными днями памяти (совпадающими с празднованиями тезоименитых им святых): под 3 октября помещена память Дионисия (Л. 29 об.; Дионисий Островский и Дионисий Новгородский упом. здесь как разные святые), под 20 декабря - "преподобнаго отца нашего Игнатия, иже на Ояти, ученика святаго Александра Свирскаго" (Л. 85 об.), под 10 апр. - "преподобнаго отца нашего Феодора, ученика святаго Александра Свирскаго, иже на Ояти" (Л. 169), под 16 апреля. - "преподобнаго отца нашего Леонида, ученика святаго Александра Свирскаго, в Островском монастыре" (Л. 173), под 16 мая - память Феодора (вторично, л. 193 об.), под 19 мая - "преподобнаго отца нашего Корнилия, ученика св. Александра Свирскаго" (Л. 196 об.), под 27 мая - "преподобнаго отца нашего Ферапонта, иже на Ояти, ученика св. Александра Свирскаго" (Л. 202).
Канонизация Островских преподобных совершилась включением их имен в Собор Карельских святых, учрежденный в 1974 году, и в Собор Новгородских святых, празднование которому было возрождено в 1981 году.
Источник: А. А. Романова, Я. Э. З. "Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий" // Православная энциклопедия, т. 21, с. 148-150
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11