Преподобный Иа́ков Костромской, Соловецкий, игумен
Дни памяти
29 июня (переходящая) - Собор Новгородских святых
22 августа - Собор Соловецких святых
Житие
Преподобный игумен Иаков возглавлял Соловецкий монастырь с 1582 по 1597 год. Сохранившиеся сведения характеризуют его как выдающегося деятеля, одинаково успешно подвизавшегося и на административно-хозяйственном, и на духовном поприще, обладавшего немалыми литературными дарованиями и, очевидно, получившего хорошее образование. Это позволяет думать, что происходит он не из простого рода. В житии митрополита Филиппа, игумена соловецкого, Иаков назван его преданным учеником. Деятельность Иакова столь же многогранна и разностороння, как и его учителя, и в некотором роде его можно назвать вторым игуменом Филиппом.
О доигуменском периоде жизни Иакова можно судить по сохранившимся Соловецким летописцам, среди которых один был, по-видимому, его келейным и содержал записи, носящие частный, автобиографический характер. Из этих записей можно предположить, что будущий игумен происхождением был новгородец.
Летописец сообщает, что в 1563-64 годах «Ияков, приехав на Соловки при Филиппе игумене Колычеве, постригся». Отсюда следует, что Иаков принял монашество вскоре после поступления в монастырь, что противоречило обычной практике, когда между приходом мирянина в монастырь и его пострижением проходил не один год. Для скорого пострига должны были быть веские основания, но каковы они в данном случае, нам неизвестно.
Всего два года ученик и учитель подвизались вместе в Соловецкой обители. 25 июля 1566 года в Успенском соборе Московского Кремля было совершено рукоположение соловецкого игумена Филиппа в митрополита Московского и всея Руси. Уже в его отсутствие, в день Преображения Господня, 6 августа, на Соловках был освящен Спасо-Преображенский собор – главное детище игумена Филиппа. А спустя два дня, 8 августа, в Зосимо-Савватиевский придел новоосвященного собора были перенесены мощи соловецких первоначальников – преподобных Зосимы и Савватия. «По совершении сего перенесения, – как сообщает соловецкий архимандрит Досифей, – по древнему обыкновению послан был к великому государю в Москву иеромонах Спиридон с частицами мощей преподобных и со святою водою». Как следует из летописца, вместе со старцем Спиридоном ездил к царю и Иаков, удостоившись такой чести спустя всего два года после прибытия на Соловки.
В последующие годы Иаков неоднократно выезжал в Москву и Новгород по монастырским делам и имел даже беседы с государем – об этом говорят записи летописца 1567–1572 годов.
В то время возникла нужда поставить нового игумена в Палеостровском монастыре. Царским изволением был избран соловецкий постриженик Иаков. В 1572-73 годах, как сообщается в летописце, «взят с Соловков на игуменство в Палье-остров игумен Ияков».
Корнилиев Палеостровский Рождество-Богородичный монастырь основан в начале XV века преподобным Корнилием, иноком Валаамского монастыря. Расположен он на острове Палей в Онежском озере, в шести километрах от села Толвуя, в родных местах преподобного Зосимы Соловецкого. Палеостровская обитель со своим строгим иноческим уставом пользовалась в то время большой известностью.
О деятельности Иакова как Палеостровского игумена сведений не сохранилось. Известно только о двух его поездках в Новгород, где он был принят Новгородскими архи-епископами Леонидом и Александром.
Примерно 5–7 лет игумен Иаков управлял Палеостровским монастырем. По каким-то причинам в 1578–79 годах «игумен Ияков отказал игуменство в Палье-острове да приехал на Соловки».
Весной 1581 года соловецкий игумен Варлаам оставил «за старостию» настоятельство в Соловецком монастыре, и «братья послали бити челом ко государю, а просити игумена Иякова в Соловки на игуменство, и государь игумена Иякова на Соловки пожаловал, дал». Новый игумен вступил в должность настоятеля 5 мая 1582 г.
Начало игуменства Иакова пришлось на очень тяжелое и опасное для страны и особенно для Русского Севера время – последние годы Ливонской войны, период активного натиска шведов на русские земли. Сразу же после приезда «с Москвы от государя» игумен Иаков взамен деревянного острога, окружавшего монастырь, «начат делати на Соловках город каменой». К 1594 году вокруг обители была воздвигнута грандиозная крепость, поражающая и по сей день своей мощью и величием. «Чуднаго стеноздания соградителем» именует игумена Иакова «Верное и краткое исчисление… преподобных отец Соловецких». Крепость, выстроенная вологодским «городовым мастером» Иваном Михайловым и соловецким иноком Трифоном Кологривовым, пострижеником Николо-Корельского монастыря, стала крупнейшим памятником оборонительной и хозяйственной деятельности игумена Иакова, продолжившего дело игумена Филиппа по благоустроению обители.
Одновременно Иаков заложил деревянный острог в Сумской волости, на следующие полтора века ставший опорным пунктом обители на беломорском берегу. Эффективность острога была проверена уже в 1592 году, когда шведы пограбили прибрежные села, но не сумели взять приступом новый острог. После этого игумен Иаков получил средства от царя Федора Иоанновича на постройку деревянного острога и в Кеми.
Помимо оборонного, игумен Иаков занимался и церковным строительством в монастыре. При нем был сооружен крытый переход между Успенской трапезной церковью и Преображенским собором (работы были закончены в 1602 году, уже после его отъезда из Соловецкой обители), начата постройка надвратной Благовещенской церкви, освященной при следующем игумене Исидоре.
Важнейшим делом для игумена Иакова стала забота о сохранении памяти его учителя, святителя Филиппа. В 1591 году от имени всей соловецкой братии Иаков обратился к царю Феодору Иоанновичу с просьбой о перенесении мощей бывшего соловецкого игумена из Тверского Отроча монастыря на Соловки. По царскому указу Тверской епископ Захария велел вырыть и открыть гроб святителя Филиппа: и тело, и одежды святого сохранились нетленными. Всенародно, с почестями проводили жители Твери честные мощи до берега Волги, откуда водным путем в сопровождении игумена Иакова они были доставлены в Соловецкий монастырь. Там 8 августа 1591 года мощи были положены под папертью Преображенского собора. Эту могилу святитель сам приготовил для себя в период игуменства; там оставались мощи в течение 55 лет, до перенесения их 31 мая 1646 года внутрь собора. Перенесением честных останков святителя Филиппа из места его заточения и мученической кончины в родную Соловецкую обитель Иаков положил начало церковному почитанию митрополита-мученика. При нем же началась и работа по сбору материалов для жития святителя. Есть также немалые основания предполагать, что именно Иаков является автором службы на преставление митрополита Филиппа, которая совершается 9/22 января.
Несмотря на постоянные заботы об обороне обители и хозяйственном ее устроении, благочестивый игумен уделял большое внимание монастырской библиотеке. За годы его настоятельства она пополнилась 94 книгами, написанными в обители, пожалованными царем Феодором Иоанновичем, подаренными богомольцами и приобретенными им самим. Надписи на некоторых книгах гласят о том, что они изготовлены «по повелению игумена Иакова». Он также составил немалое келейное собрание книг. 27 рукописей XV–XVI веков, принадлежавших ему, поступило в монастырскую библиотеку, причем многие из них имеют экслибрис – книжный знак, свидетельствующий о принадлежности книги конкретному владельцу. Экслибрис игумена Иакова был одним из первых в истории русской книжности. Наличие у него такого знака свидетельствует о его учености и особой любви к книгам.
Весной 1597 года Иаков был назначен настоятелем Костромского Ипатьевского Свято-Троицкого монастыря. Чтобы понять смысл и значение этого события, нужно обратиться к истории государства Российского.
В то время, при царе Феодоре Иоанновиче, фактическим правителем страны был Борис Годунов, шурин царя Феодора, женатого на сестре Бориса – Ирине. Как и другие представители рода Годуновых, Борис особо покровительствовал Костромскому Ипатьевскому монастырю, который по преданию был основан родоначальником этой династии татарским князем Четом, в крещении Захарием, и в котором находилось родовое кладбище Годуновых. Ипатьевский монастырь был жемчужиной владений Годуновых. Он являлся и фамильной святыней, и семейной усыпальницей, и своеобразным хранилищем родовых богатств. Деятельность Бориса Федоровича Годунова как до его восшествия на престол, так и после воцарения, была направлена на превращение родовой обители в «Преименитую Лавру» и Государев монастырь. Понятно, что к выбору настоятеля «своей» обители он подходил особенно тщательно. Борисом Годуновым была учреждена архимандрия в Ипатьевском монастыре, и первым его архимандритом стал Иаков.
Ипатьевский монастырь в это время приобретает еще одну важную функцию: становится монастырем-крепостью в непосредственной близости от владений Бориса и его родственников, где в случае необходимости они могли бы укрыться и отразить вооруженное нападение своих соперников. Положение власть имущих всегда было небезопасным. Чем ближе к трону находился человек, тем больше оснований у него было беспокоиться за свою жизнь и будущее своей семьи. Поэтому в 1586 году началось строительство каменных укреплений вокруг Ипатьевского монастыря. Оно продолжалось до конца 90-х годов XVI века.
7 января 1598 года скончался царь Феодор, не оставив после себя наследника. 17 февраля Земский собор избрал русским царем Бориса Годунова. Среди участников Земского собора был и Ипатьевский архимандрит Иаков.
При архимандрите Иакове в Ипатьевском монастыре было закончено каменное строительство, начатое его предшественником, строителем Гурием Ступишиным. Последняя постройка, завершившая соборный комплекс монастыря – это каменная звонница высотой более 30 метров, возводившаяся с 1601 по 1603 год, когда династия Годуновых достигла вершины своего могущества. Звонницу эту считают одним из наиболее совершенных архитектурных сооружений монастыря.
13 апреля 1605 года Борис Годунов внезапно скончался. Русский престол захватил Лжедмитрий I. Для упрочения своих позиции в российском обществе он стремился заручиться поддержкой православного духовенства, и прежде всего монашества, которое составляло его основу. Поэтому Ипатьевский монастырь, несмотря на падение династии Годуновых, продолжал пользоваться покровительством нового правителя Российского государства.
Но спустя год, в мае 1606 года, Лжедмитрий I был убит. На престол взошел князь Василий Иванович Шуйский. Коронация его состоялась в Москве 17 июня 1606 года. На этом событии присутствовал, видимо, и архимандрит Иаков, приехавший получить от нового царя подтвердительные грамоты на владения Ипатьевского монастыря. 20 июня грамоты от государя были получены. Однако близкий к Годуновым настоятель был неугоден новому царю, и тот, по всей видимости, решил воспользоваться удобным случаем – присутствием в Москве архимандрита Иакова – чтобы отправить его на покой «на обещание», то есть на место пострига, – в Соловецкий монастырь.
Сколько времени прожил архимандрит Иаков на покое в родном монастыре и когда он отошел от временной жизни к вечной, нам неизвестно. По кончине своей он был погребен под папертью Преображенского собора, в подготовленном им самим месте, «в подножии учителя своего святителя Филиппа».
Игумену Иакову выпало на долю возглавить два крупнейших монастыря России – Соловецкий и Костромской Ипатьевский – в последние десятилетия XVI-го и в первые годы XVII века, в эпоху нестроений, Смуты, постоянно меняющейся царской власти, в то время, когда многие предавались унынию и страху, поддавались соблазну предательства из боязни быть гонимыми. Но даже в такое трудное и тревожное время преподобный Иаков умел созидать и строить. И это строительство – вещественное и духовное – было главным делом его жизни. Велики заслуги преподобного Иакова перед Русской Церковью, Русским государством и перед родной Соловецкой обителью. Игумен Иаков явился достойным последователем святых основателей и строителей Соловецких – преподобных Зосимы, Савватия и Германа, и святителя Филиппа, и прославляется Православной Церковью в составе многочисленного сонма соловецких святых.
Источник: solovki.orthonord.ru
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11