Преподобномученик Гедео́н Каракалльский, Афонский
Дни памяти
22 июня (переходящая) - Собор Афонских преподобных
Житие
Преподобномученик Гедеон Афонский († 1818) родился в селении Капурна Димитриатской епархии, во святом крещении назван Никоном. Отец его Авгиринос и мать Кираца были благочестивые христиане, кроме Никона у них было три сына и четыре дочери. Родители Никона так были бедны, что, будучи не в состоянии содержать большое семейство, отдали их на воспитание своему двоюродному брату, занимавшемуся торговлей в Велестине, где в то время уже и они жили. Отличаясь расторопностью и смышленостью, Никон понравился одному богатому турку, по имени Али, который похитил его и заставил служить в своем доме на женской половине своим женам, а впоследствии ласками обратил отрока в ислам.
По прошествии двух месяцев Божественная благодать коснулась сердца несчастного отрока и он теперь только узнал, что по детскому неразумению отрекся от Христа, Источника жизни. Раскаяние, овладевшее сердцем, изменило и образ его жизни, из веселого и услужливого он сделался скучным и с неохотою стал исполнять свое дело; при этом втайне горько плакал и решил бежать из ненавистного ему дома.
Выбрав удобное время, Никон убежал от своего похитителя и пришел к своему отцу, который к несчастью по свой бедности не мог укрыть его у себя; зная, что похититель его настолько силен и богат, что ему никоим образом невозможно вести борьбу с неравным противником, он отправил Никона в селение Керамиди, а оттуда посоветовал ему немедленно ехать на святую Афонскую Гору. Но, увы, Авгиринос не избежал неприятностей, постигших его от бывшего похитителя его сына за сокрытие Никона.
Несчастный Никон три года скитался из одного места в другое, пока наконец прибыл на Афон, где также странствовал по всем обителям и кельям в намерении найти опытного духовника, которому желал открыть свое падение и получить от него уврачевание души. Наконец он нашел приют в обители Каракалл и открыл духовнику свое падение, который огласил его церковными молитвами и потом приобщил опять к Православной Церкви.
Спустя некоторое время он удостоен был пострижения в монашество с именем Гедеона.
Старцы, видя его добродетельную жизнь и беспрекословное во всем послушание, избрали его екклесиархом. Проходя новое послушание, Гедеон начал прилагать труды к трудам, усугубив при этом пост, бдение, молитву и коленопреклонения, и в течение 35 лет сердце его очистилось и согрелось любовью к Иисусу Христу, так что однажды при чтении книги о страданиях святых мучеников, которые за свои подвиги получили от Бога мученические венцы и Царство Небесное, и у него родилось пламенное желание самому пострадать за любовь Иисуса Христа, омыть себя своей кровью за бывшее отречение от христианской веры. Запавшая в его сердце мысль о мучении начала его преследовать и изо дня в день все более и более распаляла его, так что он решился последовать влечению своего сердца. Но предварительно он открыл свое намерение старцам святой обители, прося их благословения и молитв. Старцы, видя Гедеона мужем совершенным и процветшим в добродетелях, дали ему свое отеческое благословение.
Гедеон отправился он в Велестину, где в свое время отвергся Христа, и тотчас пошел в суд и исповедал пред судьями христианскую веру, а Магомета, ложного их пророка, проклял; но судьи, ограничившись побоями, выгнали святого Гедеона из судилища. Это повторялось не один раз. Тогда Гедеон пошел в другие места для совершения мученического подвига, но и здесь то же самое случилось, что и в Велестине, то есть били и выгоняли его из судилища, как юродивого. Видя в этом несоизволение Божие, он возвратился на Афон, но, прожив один год, сердце его не успокоилось и он опять, взяв благословение у старцев, отправился в Велестину, где предстал в судилище и вновь исповедал Иисуса Христа, а мусульманскую веру проклял, но и теперь, как и прежде, получив побои, он выгнан был из судилища.
Тогда святой пошел в другое место и, представ пред правителем, исповедал себя христианином, а мусульманскую веру проклял. Правитель, слыша хулу на свою веру, убоялся и тотчас же написал главному начальнику той местности Вели-паше, жившему в Фессалии, в селении Турнове (греч. Тирнавос). Тогда паша послал двух воинов и приказал привести к нему дерзкого хулителя. Когда приведен был святой мученик, то Вели-паша повелел собрать из окрестных селений именитых граждан и представил им на суд святого Гедеона. Но и теперь мученик Христов оставался твердым в своем исповедании. Тогда судьи, видя, что все их ласки, обещания и почести святой отвергнул с презрением, сперва захотели посрамить его пред всем населением. Для этого обрили ему голову и возложили на нее внутренности убитой овцы и, посадив верхом на осла задом наперед, в руки дали держать хвост животного и таким образом возили его по всем улицам селения. Но святой преподобномученик, вменяя безчестие в славу за Христа Бога, благодушно переносил посрамление, а святые уста еще более обличали их веру и хулили их ложного пророка.
После этого посрамления святого мученика стали истязать самым жестоким образом. У него, как у Иакова Персянина, были постепенно отсечены топором все члены тела, кроме головы. Но святой, имея ум устремленным к укрепляющему его Иисусу Христу, терпеливо переносил лютые муки. Потом его, еще живого, бросили в нечистое место, где он скончался 30 декабря 1818 года.
Святые мощи преподобномученика, как тело с главою, так равно и все отсеченные члены, благочестивые христиане выкупили у мусульман благодаря сбору пожертвований и с честью погребли в церкви Двунадесяти апостолов в Турнове. Святой еще при жизни предсказал падение мучителю своему Вели-паше, что вскоре и сбылось после его мученической кончины.
Спустя несколько времени часть святых мощей мученика была пренесена в обитель Каракалл, где он был прославлен изобильными чудесами от цельбоносного его гроба и от прикосновения к святым его мощам всем, с верою к нему приходящим. Ныне честная глава преподобномученика Гедеона хранится на престоле Турновского митрополичьего храма в честь Явления Пресвятой Богородицы.
Жития и книги в библиотеке
- Память преподобномученика Гедеона Каракалльского иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души.