Праведная Гали́на
Дни памяти
Житие
В царствование нечестивого царя Римского Севера[1] при распространении Церкви Господа нашего Иисуса Христа служение бесам стало упадать и самое идолопоклонство прекращаться. В это время в городе Магнезии[2] жил святой епископ Харалампий. Он наставлял людей на путь спасения и поучал их слову Божию; он говорил: "Царь мой Иисус Христос Духом Святым послал апостолов и пророков, дабы люди, вразумившись их святой проповедью, пошли неуклонно путем правды. Ваш же царь Север лютыми муками принуждает людей к приношению жертв бездушным идолам и этим самым предает души их вечной смерти. Иисус Христос, Царь мой, чрез пророков и апостолов передал нам слова небесной жизни, – и этой проповедью враг наш изгоняется, змий попирается, неверие претворяется в веру, учение же бесовское погибает, и падает в своем лютом падении вся вражья сила. Итак, должно лучше веровать словам, наставляющим на путь вечной жизни, нежели стоять за дело, причиняющее вечную пагубу".
После подобных слов святой епископ был схвачен неверными и представлен на истязание и суд к игемону Лукиану и к военачальнику Лукию.
Когда священномученик Харалампий повторил пред ними то же самое, игемон сказал ему:
– Ты от избытка сердца своего говоришь безрассудные слова, не отличая добра от зла. Но, честный старец, не думай, что ты не будешь замучен за эти слова. Посему, послушавшись нашего совета, веди себя, как подобает старцу, и, хорошо размыслив, приступи к богам с жертвой, дабы нам не причинить тебе таких мук, каких ты не можешь себе и представить.
Святой Харалампий отвечал:
– Я уже состарился и оканчиваю это временное житие, ни за что не презрю предстоящих мне небесных благ.
Тогда судьи, придя в ярость, начали приготовлять все для лютых мук, причем говорили ему:
– Принеси жертву богам, злой человек!
Святой Харалампий отвечал:
– Не принесу я жертвы бесам. Ведь вы видите, что бесы, которых вы почитаете, трепещут и содрогаются пред крестным знамением Христа.
После этого судьи приказали совлечь с Харалампия его священные одежды и обнаженным стали мучить этого Ангелоподобного мужа. Повесив священномученика, двое из слуг стали терзать тело его железными когтями и так продолжали до тех пор, пока не содрали всю кожу с головы до ног.
Святой же Харалампий, весь истерзанный, так говорил мучившим его: "Благодарю вас, братия, что, исстрогав мое бренное тело, вы обновили дух мой, стремящийся перейти в новую, вечную жизнь".
После этих слов святого обоих мучивших его воинов объял ужас и они сказали судьям: "Бесчестие, наносимое вами сему человеку, обращается ему в честь, а муки – в отраду. Не есть ли он сам Христос? Приняв подобие старца, не пришел ли он в Азию, дабы обратить к себе всех ее жителей? Тело его, терзаемое железными когтями, становится тверже железа, так что когти вбиваются в него, а оно само остается невредимым".
Когда воины это сказали, игемон, заскрежетав зубами, воскликнул: "О, злые рабы и ленивейшие в исполнении повелений! Не делая, что вам приказано, вы еще защищаете осужденного на муки!"
Воины же, мучившие святого Харалампия, изнемогли, наконец, совершенно и стали уже открыто исповедовать и прославлять силу Христову, так укреплявшую страдальца, и потому тотчас же оба были усечены за имя Господне; имена их были Порфирий и Ваптос.
Также уверовали здесь в Христа и три женщины, смотревшие на страдание мученика. Они стали прославлять пресвятое и всесильное имя Его и за это были замучены.
После этого полководец Лукий, встав со своего места и взяв орудие палачей, сам стал мучить святого Харалампия, жестоко терзая все тело его. И тотчас же руки его отнялись от локтей, как бы отсеченные мечом, и, прилипши к телу мученика, повисли на нем.
Лукий, без рук, упал на землю и стал взывать: "Сей человек – чародей! Помоги мне, игемон!"
Игемон, подойдя и увидев висевшие на теле мученика руки своего полководца, плюнул в лицо святого Харалампия, и в это мгновение голова игемона повернулась и лицо его уже стало смотреть назад.
Тогда магнезийцы, объятые великим ужасом, начали молить святого мученика, произнося: "Оставь свой гнев и отврати Божие мщение! Ведь тебе же повелено, чтобы ты не воздавал злом за зло".
Святой Харалампий сказал на это: "Жив Господь Бог, что в сердце моем нет злобы, а на языке – лести! Вы сами видите, как Христос Бог наказал сих беззаконных начальников, Он же дарует нам и жизнь вечную, а нечестивых – погубит".
Тогда все воззвали к Господу: "Господи, не погуби нас, согрешивших Тебе! Вот Ты ныне, Боже, наказал наших князей, дабы привести нас к свету и соделать достойными жизни вечной".
И уверовало здесь во Христа великое множество народа.
После этого Лукий сказал: "Человек Божий, Ангел Господень, помилуй меня, люто страждущего; мои вот руки отягощают тебя, вися на твоем теле: возврати их на свое место, тогда и ты избавишься от тягости, и я исцелюсь от своего недуга, и, если ты это сотворишь, я уверую в твоего Бога".
Тогда святой, изливая пред Господом свое моление, воскликнул: "Варух, Мануид, Марон-Афа, Раввуни, т.е. благословенный, с нами Боже, Господи наш, восприявший нашу плоть, Учитель мой, призри на смирение окованных, разреши от уз кары – судей моих сих и исцели меня – всего изъязвленного исповедника Твоего!"
И вот послышался голос с неба, произносивший: "Харалампий – земной светильник, озаряющий и небо, слуга Ангелов, сожитель пророков, друг апостолов, совоин мучеников и Моей беседы достойный, Я услышал молитвы твои и принял слова уст твоих, да будет это моление твое во исцеление сим болящим".
И тотчас же Лукий и игемон Лукиан исцелились от своих болезней.
Тогда Лукий, припав к ногам святого мученика, стал просить Крещения, какового вскоре и удостоился, а игемон прекратил гонение на христиан: "пока, – сказал он, – я не извещу обо всем этом царя".
После этого многие, приходя к святому, по исповедании грехов своих крестились, а больные различными недугами получали исцеление.
Игемон же Лукиан, отправившись к императору Северу, который тогда находился в Антиохии Писидийской[3], рассказал ему обо всем, что произошло в Магнезии: "К нам явился, – говорил он, – некий человек из общества галилеян; он начал всех отвращать от богов, больным же – подавать исцеление; полководец Лукий, исцелев, уверовал во Христа, да и вся почти Магнезия приняла его веру; я же, тоже выздоровев, пришел сюда возвестить обо всем этом твоему царскому величеству".
Услышав это, Север, исполнившись гнева, воскликнул: "О, вечные боги, опозоренные нечестивыми людьми! Зачем учение этих лживых людей так распространилось на земле!"
И тотчас он послал триста бесчеловечных и лютых воинов схватить святого Харалампия. Он приказал им сначала предать святого мукам, а потом привести его из Магнезии в Антиохию.
Воины, возвращаясь к царю, повели с собой и мученика Христова; они вбили в тело его острый железный гвоздь, в бороду же, довольно длинную, вплели веревку, и, обмотав ее вокруг шеи, так и влачили святого на пути к царю.
И когда они уже отошли от Магнезии на пятнадцать стадий[4], шедший с правой стороны конь, обратившись к воинам, человеческим голосом ясно проговорил: "О, триста воинов, вы трижды скверные слуги диавольские! Разве вы не видите присутствующего с человеком сим Христа Бога и Святого Духа? Зачем же вы все это ему делаете? О, жестокосердые! Освободите же того, кого не можете связать, дабы вам и самим освободиться от уз".
Воины были весьма устрашены такой человеческой речью, сказанной конем, однако, исполняя царское повеление, продолжали влачить святого мученика к Антиохии.
В это время диавол, преобразившись в старца, предстал царю Северу и сказал ему: "Увы мне, царь! Я сам владетель скифский, но во страну мою пришел некий человек по имени Харалампий – великий волхв, и все воинство мое отвратил от меня, народ же весь присоединился к легионам моим, и вот я, оставленный всеми, пришел предупредить тебя, как бы и с тобой не случилось чего подобного".
Лишь только диавол произнес это, как святой Харалампий, влачимый воинами, приведен был к царю. Царь, увидев его, тотчас же вонзил в грудь его три острых кола, а потом приказал принести дрова, зажечь их и палить мученика огнем понемногу, дабы он не сразу умер, но подольше терпел муки.
Когда так святого Харалампия долгое время мучили, некая женщина, стоявшая там в это время, из желания угодить царю взяла горячие уголья и посыпала ими голову, лицо и бороду мученика, говоря: "Умри, старец, умри; лучше тебе умереть, нежели соблазнять нас своим льстивым учением".
Эта женщина была царской наложницей. Сестра же ее сказала ей: "Или ты, окаянная, не боишься Бога? Исполняя волю царскую, ты прогневляешь Бога. Не поможет тебе Север, когда на тебя прогневается Христос".
И, обратившись к мученику, проговорила: "Человек Божий, честна есть старость твоя и с тобою Бог, в Коего и я желаю уверовать и избавиться от грехов моих".
После сего, когда огонь уже погас, а слуги, мучившие святого, изнемогли, хотя сам мученик оставался невредимым и совершенно здоровым, царь произнес: "Перестаньте мучить человека сего: пусть он отвечает на мои вопросы".
И когда святой мученик приведен был ближе к царю, Север сказал ему:
– Харалампий, беседуя рано утром с царем скифским, я разгневался и похулил тебя; но, претерпев теперь сие мучение, ты останешься у нас в чести, если только будешь отвечать мне на то, о чем я буду тебя спрашивать. Много ли тебе лет?
Святой Харалампий отвечал:
– Много времени провел я в сей суетной жизни: я прожил сто тринадцать лет.
– Как же, прожив столько лет, – сказал Север, – ты до сих пор не познал бессмертных богов?
Святой мученик отвечал:
– Прожив много лет, царь, я приобрел и великое знание: познав Христа – Единого Истинного Бога, я и уверовал в Него.
Царь после этого спросил его, имеет ли он жену или нет. Святой отвечал:
– Я стяжал себе Небесную Деву, т.е. царство Христа моего; на земле же не имел жены.
Тогда царь спросил его:
– Умеешь ли ты воскрешать мертвых?
– Это не во власти человеческой, – отвечал святой, – но во власти Христовой.
Тогда царь велел привести человека, уже долгое время одержимого злым духом; тридцать пят лет диавол мучил этого человека: желая погубить его, дух злобы то гонял несчастного по пустыням и горам, то ввергал в дебри, болота и расселины земные.
Когда человек этот был близко подведен к святому, то, обоняя благоухание от святого, тотчас же воскликнул: "Молю тебя, раб Божий, не мучай меня прежде времени! Но повели словом, чтобы я вышел, и, если хочешь, я тебе скажу, как вошел в сего человека".
Святой согласился, и диавол рассказал следующее: "Сей человек хотел обокрасть ближнего, но он сказал сам себе: если я сначала не убью наследника его, то не в состоянии буду захватить его богатства, и, убив ближнего, уже хотел восхитить его наследство; увидев его в таковом состоянии, я вошел в него и вот уже тридцать пять лет как обитаю в нем".
Тогда святой Харалампий сказал диаволу: "Выйди из сего человека и не причиняй ему больше никакого вреда". И тотчас же диавол оставил его, и бесноватый стал здоровым.
После этого царь воскликнул:
– Поистине велик Бог христиан!
Спустя три дня умер некий юноша; царь, приказав принести мертвеца к себе, сказал святому Харалампию:
– Помолись своему Богу, да воскреснет сей мертвец.
Святой, помолившись, воскресил мертвого, и уверовало при сем много народа во Христа; сам царь удивлялся, видя таковые чудеса.
В это время при царе был некий епарх, по имени Крисп; на совете с Севером он сказал ему: "Сотри человека сего с лица земли – он волхв и свои чудеса творит чарованьем".
Царь, поверив словам Криспа и изменив свое прежнее доброе чувство к мученику, сказал ему:
– Харалампий, принеси жертву богам, и ты избежишь руки убийцы.
Святой отвечал:
– Муки приносят мне великую пользу: насколько тело мое покрывается ранами, настолько радуется во мне дух мой.
Тогда царь, разгневавшись, приказал бросать камни в уста святого, бьющие же его приговаривали: "Покорись царю, дабы не умереть тебе без вины".
Наконец, царь сказал воинам: "Возьмите горящие факелы и зажгите ему бороду и опалите лицо его". И вот, когда воины поднесли факелы к бороде святого, из нее вышло большое огненное пламя и, устремившись на стоявших вокруг людей, опалило до семидесяти нечестивцев.
Увидев это, Север, исполненный ярости, сказал: "Правду сказал мне царь скифский, что Харалампий волхв и что он также хочет и от меня отвратить мое войско".
И потом, обратившись к своим вельможам, он спросил их:
– Не скажете ли вы мне, кто это Христос, в Которого верует Харалампий?
– Христос – это Сын Марии, – отвечал ему Крисп, – Он рожден Ею от прелюбодеяния.
Тогда некий человек, по имени Аристарх, сказал Криспу:
– Не буесловь; откуда ты слышал эту тайну и почему знаешь, кто такое были Мария и Христос?
На это Крисп с гневом сказал:
– Ты разве мудрее меня?
– Да, я больше знаю, чем ты, – отвечал Аристарх. Тогда царь Север воскликнул:
– О, злой человек! Мне ли ты хочешь противоречить?
Аристарх на это ответил:
– Нет, царь, ни тебе не хочу противоречить, ни кому-либо другому; я только защищаю Христа.
После этого царь, горя яростью, взял лук, натянул его и, пустив стрелу вверх, сказал: "Христос, если ты живешь на небе, сойди к нам и поставь шатры Свои на земле; вот я готовлю на Тебя брань и имею много войска, чтобы восстать на Тебя; итак, сойди на землю и встань против меня. Если же Ты не сойдешь, я низложу небеса, угашу солнце и сам схвачу Тебя своими руками".
В то время, как царь так дерзко и бесстыдно говорил на Господа Христа подобные хулы, земля потряслась, и на всех напал великий страх. Разгневанный Господь, как лист, поколебал землю; и сверху были слышны страшные раскаты грома, и видны были молнии, так что все здесь стоявшие от страха как бы омертвели. Царь же и вместе с ним епарх Крисп, связанные какими-то невидимыми узами, поднялись от земли и как будто висели в воздухе.
Тогда царь воззвал к мученику: "Харалампий, все это случилось по моим грехам, и я справедливо терплю эту муку; но ты помолись Богу своему, дабы мне избавиться от этого мучения, – и я прославлю имя Его и твое по всему городу, ибо я объят от Христа твоего великим ужасом".
В это время к ним подошла царская дочь, по имени Галина, и сказала Северу: "Отец мой, никто не может противиться Богу: ибо для христиан Он есть надежда, а для нечестивых – погубитель. Уверуй в Него, и Он сохранит тебя и освободит от тех невидимых уз, коими ты сейчас Им связан. Связавший тебя есть вечный и всемогущий Бог".
Пав перед святым мучеником, блаженная Галина сказала: "Молю тебя, раб Божий, помолись Господу Христу и своей молитвой освободи отца моего от сих невидимых уз".
И лишь только святой Харалампий помолился, как прекратилось это страшное прещение Божие, и царь, освобожденный вместе с епархом от казни, встал на землю и сказал: "Владыка неба и Создатель земли, помилуй меня! Живущий на небе, призри милостивно на землю!"
После этого царь вместе с епархом и всеми своими вельможами отправился к себе во дворец и оттуда не выходил три дня, все время размышляя о гневе Божием и о только что бывшем грозном прещении Господа.
В это время дочери царя – Галине – было видение, о котором она и передала святому Харалампию: "Мне казалось, – говорила она, – что я стою в какой-то обильно орошаемой местности; и вот внезапно я увидела большой огороженный сад, в котором были насаждены всякого рода благоухающие деревья; посреди же них рос прекрасный виноградник, а в этом винограднике стоял высокий кедр, при корнях которого струился источник. Около этого места стоял грозный страж, не позволявший никому войти в этот сад. Вблизи я увидела отца моего и епарха Криспа, которых стерегущий этот сад своим огненным мечом отгонял от сего места. В это время я была объята великим страхом и только молилась, чтобы сей страж позволил мне остаться там. Он же в это время сказал мне: подойди сюда, и я тебя на раменах своих с честью внесу в сей сад. И когда я в нем была под кедром, при источнике, я услышала, что кто-то говорит: тебе и подобным тебе дано сие место. Вот каково видение было мне, и я теперь умоляю тебя, – окончила Галина, – скажи мне, что оно означает?"
Тогда святой Харалампий сказал ей: "Твой сон означает следующее: изобилие воды – это есть дарования Духа Святого, сад же огражденный – это рай. Виноградник означает упокоение в раю праведников, а благоухающие деревья – лики святых Ангелов. Высокий кедр знаменует крестную славу Христа, источник же – жизнь вечную, дарованную крестом роду человеческому. А страж, который принял тебя на рамена свои, – это Господь Христос, Который, оставив в горах девяносто девять овец, стал искать пропавшую овцу и, найдя ее, взял ее на рамена Свои (Лк.15:4-5). Отец же твой вместе с епархом будут изгнаны от рая Божия, ибо они – теперь благодарные Богу – скоро снова будут непокорны Ему, впав в диавольские сети".
Действительно, вскоре после страшного наказания Божия царь Север опять впал в заблуждение и, оставив Бога, крепкую мышцу Коего он только что познал, снова обратился к идолам. Позвав к себе мученика, он сказал ему:
– Харалампий, послушайся совета моего, поклонись богам, – и ты будешь у нас в чести.
Святой отвечал:
– Не может того случиться, чтобы раб Божий мог прельститься словами мучителя; поистине, царь, слова твои безрассудны и нелепы.
Тогда, разгневавшись, Север сказал:
– О, безумный человек, ты считаешь мои слова безрассудными!
И приказал прицепить за его губы удилищный крючок и так водить его по всему городу.
Дочь же царя, приступив к отцу своему, сказала: "Отец, что ты делаешь? Зачем ты мучаешь сего праведника? зачем увязаешь в диавольские сети и, оставив доброе, избираешь злое? Зачем, отвергнув жизнь, ты предпочитаешь смерть? Зачем ты с яростью мучителя восстаешь на сего раба Христова? Послушайся меня, отец, и как прежде ты стремился ко злу, так теперь поусердствуй ко всему благому; ибо, кто сеет злое, тот злое и пожнет, сеющий же с благословения, пожнет доброе. Вспомни о бывшем над тобой наказании Божием, когда ты был связан невидимыми узами и, вися в воздухе, исповедовал истинного Бога, теперь же, освободившись от уз, ты отрекаешься от Него; так многие властители при каре Господа познают силу Его, а освободившись от наказания, снова забывают своего Господа".
Выслушав это, царь Север нисколько не исправился, но, еще более возъярившись, сказал:
– Принеси жертву богам, Галина!
– Что ты хочешь, я все сделаю, отец, – сказала она ему на это.
Тогда царь, возрадовавшись, произнес:
– Да будет освобожден Харалампий, так как дочь моя согласилась принести жертву богам.
Когда святой мученик приведен был к царю, Север сказал ему: "Вот дочь наша Галина отпала от твоей веры в нашу и теперь хочет принести жертву богам, войди и ты, Харалампий, вместе с ней в храм богов наших и сотвори, чего мы от тебя желаем".
Так как Харалампий на это ничего не ответил, то царь подумал, что он согласился.
Между тем Галина отправилась к храму Дия и Аполлона и сказала там жрецам: "В покаянии я пришла умолить богов, коих прогневала, уверовав во Христа".
Жрецы же на это воскликнули:
– Великий Дий! Всесильный Аполлон! Творец неба и царь всем владыкам, призри на Галину и ради царя Севера помилуй ее!
Блаженная же Галина, войдя в идольское капище, подозвала к себе жрецов и спросила их:
– Какого идола мне прежде всего низложить – идола Дия или Геркулеса и Аполлона?
– Нет, Галина, – отвечали жрецы, – не замышляй подобного зла и не издевайся над спасителями нашими, а то, прогневанные, они низложат небо и сокрушат всю землю.
Тогда Галина, взяв Диева идола, сказала ему:
– Если ты бог, то как до сих пор не мог увидать, что я пришла сокрушить тебя?
Сказав это, Галина сильно ударила о землю идола, и он разбился на три части; потом она схватила и идола Аполлона и также разбила его, проговорив:
– Пади на землю и ты, сатана, сгорбленный старик, ведь ты – прах!
И она сокрушила всех идолов. Тогда жрецы, придя к царю Северу, сказали ему:
– О царь, погибла наша надежда, ныне и солнце угаснет, и мир погибнет, ибо наши боги умерли.
Царь, удивившись, спросил:
– Что означают эти ваши слова?
– Галина, твоя дочь, сокрушила наших богов, – отвечали они.
Тогда Север сказал:
– Идите и призовите ко мне сегодня ночью пятьдесят кузнецов, идолов же, возобновив, поставьте снова в их храме и скажите, что они воскресли, как галилеяне говорят о Христе своем, что Он восстал от мертвых.
Жрецы исполнили все это с великим тщанием; утром, явившись к царской дочери, они сказали ей:
– Пойди в храм и посмотри на наших воскресших богов.
– Боги воскресли? – спросила Галина, – пойду же, посмотрю на них!
Жрецы сказали:
– Поистине великое чудо: обесчещенные и поруганные вчера, они ныне сияют еще большей честью и славой.
Наутро блаженная Галина сказала:
– Новых идолов мне легче разрушить, чем старых.
И, обратившись к идолу Дия, добавила:
– Воскресший из мертвых Юпитер, тебе приказываю: иди опять к мертвецам!
Сказав это, Галина снова разбила все идолы.
Тогда жрецы, исполнившись ярости, вторично донесли царю о погибели своих богов.
Север, позвав к себе дочь свою, сказал ей:
– Зачем ты сокрушила наших богов?
Галина отвечала:
– Вы называете их своими богами только потому, что прельщены ложным учением: они не более как бездушная вещь.
На это царь воскликнул:
– Принеси жертву богам, семя нечестия, а не мое рождение!
На это блаженная Галина, как бы посмеиваясь над своим отцом, сказала:
– Я уже принесла им жертву, насколько сумела, но, если ты хочешь, я то же могу сделать и с остальными твоими богами.
Тогда разгневанный царь оставил дочь свою и обратился снова к истязанию святого мученика Харалампия: он отдал его на поругание одной вдове.
Когда Харалампий входил в дом этой вдовы, он приклонился к одному стоявшему там столпу, и тотчас столп этот стал большим деревом, покрывающим ветвями своими весь дом этой женщины.
Увидев такое чудо, вдова устрашилась и сказала: "Уйди от меня, Харалампий, я недостойна принимать такого мужа; мне кажется, что ты – или Христос, или Ангел, или пророк, или апостол; умоляю же тебя, уйди от меня: я недостойна принять тебя под кров свой". На это святой мученик ей ответил: "Дерзай, дщерь, так как ты обрела благодать у Господа. Только веруй, что Он "Велик Господь", и милостив, "и всехвален" (Пс.47:2,95:4)"
На другой день утром соседи, увидев высокое и многолиственное дерево, сенью своею покрывавшее дом вдовицы, говорили друг другу:
– Что это за чудо?
Некоторые на это отвечали:
– Это от того, что там святой Харалампий: вот от чего этот столп и стал высоким деревом.
Взойдя в дом, соседи нашли святого сидящим и поучающим вдовицу; он ей говорил:
– Блаженна ты, что уверовала во Христа, блаженна, ибо тебе отпускаются грехи твои: ибо Господь кающихся приемлет.
И сказал ему пришедший народ:
– Что же ты нам не скажешь, действительно ли ты есть Христос?
Святой Харалампий отвечал:
– Простите мне, чада, я ваш слуга и раб Христа, и творю все сие Его именем.
Тогда вдова с дерзновением громким голосом так воззвала:
– Радуйся, Харалампий, всегда сияющий неугасимым светом[5], радуйся, Харалампий, благодатью ведший, радуйся, Харалампий, всесветлый светильник.
В то время, как она это произносила, пришедшие соседи ее, уверовав сердцем в Христа, припали к коленам святого Харалампия, открыто исповедуя Христа, и все приняли спасительное Крещение.
На другой день царь велел привести святого на судилище; уверовавшие же во Христа, придя к царю ранее, известили его о сотворенном чуде, как прозяб столп и стал большим деревом.
Север весьма удивился, епарх же Крисп сказал ему: "Царь, если ты не повелишь убить мечом сего волхва, скоро все прельстятся его чудесами и, оставив наших богов и нас, пойдут вслед его".
Тогда царь осудил святого на усечение мечом. Услышав об этом, мученик Харалампий радостно воспевал сей псалом Давидов: "Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. Буду размышлять о пути непорочном: "когда ты придешь ко мне?" (Пс.100:1-2 и проч. до конца псалма того).
Придя с весельем на то место, где должен был окончить свой земной подвиг, святой Харалампий сказал: "Благодарю Тебя, Господи Боже, что Ты так милостив и щедр ко мне; Ты, Иисусе, поразивший врагов, пленивший ад и исцелявший смертные болезни, помяни меня, Господи Боже мой, во Царствии Твоем". Когда он так молился, разверзлись небеса и к мученику со множеством святых Ангелов сошел Сам Господь, и поставлен был прекрасный смарагдовый престол, и царь славы, воссев на нем, сказал святому Харалампию:
– Приди, Харалампий, так много пострадавший за Меня, проси у Меня, чего хочешь, и Я тебе дам.
Святой мученик на это отвечал:
– Для меня, Господи, и то – великая милость, что Ты сподобил меня видеть страшную славу Твою; но, Господи, если Тебе угодно, воздай славу имени Твоему: пусть в той местности, где будут почивать мои мощи и где будет почитаться память обо мне, пусть там не будет ни голода, ни мора, ни тлетворного ветра, погубляющего плоды, но да воцарятся в этом месте мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина; и спаси, Господи, души людей тех; ведь Ты Сам знаешь, что люди суть плоть и кровь, так оставь же им грехи их и подай им изобилие плодов земных, дабы они, насыщаясь и наслаждаясь среди трудов своих, прославляли Тебя, Бога своего, – Подателя всех благ; сходящая же с неба роса да будет им во исцеление. Господи Боже мой! Излей на всех благодать Твою!
После того, как святой произнес эту молитву, Господь изрек:
– Да будет по прошению твоему, мужественный Мой воин!
После того Господь вошел на небеса, окруженный Своими Ангелами, а за Ним последовала и душа святого Харалампия.
Тогда воины, отправившись, возвестили царю о той славе, коей сподобился мученик, как ему явился Господь, как он скончался без всякого усечения мечом и как они видели душу его, восходящую на небеса. Север был всем этим очень удивлен и впал в великий страх. Блаженная Галина, дочь царя, испросила у него тело мученика и, взяв его, обвила его чистыми плащаницами, умастила ароматами и многоценным миром и, прославляя Господа, вложила его в золотой ковчег. Царь побоялся судить и наказать дочь свою; видя, что с нею пребывает Господь, он оставил ее жить в христианском благочестии, по ее изволению. Этот непобедимый и непреодолимый великий мученик Харалампий, который теперь ходатайствует обо всем мире, – пострадал в феврале месяце, в десятый день[6]; стоя одесную престола Божия, он непрестанно молит о нас Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и царство ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Примечания
[1] Римский император Септимий Север царствовал со 193 по 211 г.
[2] Магнезия – город в Фессалии, северо-восточной области Древней Греции.
[3] Антиохия Писидийская – в западной части Малой Азии, на границе с Фригией.
[4] Приблизительно на 2 2/3 версты по нашему счету.
[5] Харалампий в переводе с греческого значит "радостью сияющий".
[6] Св. священномученик Харалампий скончался в 202 г.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Больше молись и меньше говори. Всем требуется много молитвы и мало слов.