Благоверный князь Яросла́в (Фео́дор) Всеволодович Владимирский
Житие
Яросла́в Все́володович (в крещении Феодор) [8.2.1190, Переяславль (ныне Переславль-Залесский) – 30.9.1246, Монг. империя, близ г. Каракорум], князь переяславский (1212–38), новгородский (1215–16, 1223–24, 1226–1228/29, 1230–36), киевский (1236–38, 1243–46), вел. князь владимирский (1238–46). Из династии Рюриковичей. Сын Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, брат Константина Всеволодовича, Юрия Всеволодовича, Святослава Всеволодовича, отец Александра Ярославича Невского, (Феодора Ярославича. Примеч. «Азбука веры»), Андрея Ярославича, Михаила Ярославича Хоробрита, Ярослава Ярославича, Василия Ярославича. Зять Мстислава Мстиславича Удатного. В 1200–06 княжил в Переяславле (Русском). В 1207 и 1208 участвовал в походах против рязанских князей. В 1212–16 поддерживал ставшего владимирским князем Юрия Всеволодовича в его противостоянии с ростовским кн. Константином Всеволодовичем, участник проигранной младшими Всеволодовичами Липицкой битвы 1216. В нач. 1226 разгромил литовцев у г. Усвят, в нач. 1227 совершил успешный поход против еми, в том же году провёл крещение корелы. В кон. 1220-х – нач. 1230-х гг. вёл упорную борьбу за новгородское княжение с черниговским кн. Михаилом Всеволодовичем. Осенью 1231 сжёг г. Серенск в Черниговском кн-ве. Будучи новгородским князем, предпринимал усилия для противостояния крестовым походам в Восточной Европе, в 1234 одержал победу над рыцарями Меченосцев ордена на р. Эмайыги под Дерптом (ныне Тарту). В 1236 занял киевский стол, оставив в Новгороде сына Александра.
В 1238, после гибели кн. Юрия Всеволодовича в Ситской битве 1238, занял великокняжеский стол во Владимире. Способствовал налаживанию жизни в Сев.-Вост. Руси, нарушенной монголо-татарским нашествием. После бегства киевского кн. Михаила Всеволодовича в Венгрию в 1239 Я. В. совершил поход на г. Каменец, захватив там жену Михаила Всеволодовича (по просьбе её брата, галицко-волынского кн. Даниила Романовича, отпущена в Галич), его бояр и имущество. На обратном пути во Владимир выбил из Смоленска захвативших город литовцев, восстановив там власть местных князей Ростиславичей.
В 1243 вызван в ставку хана Батыя на Волге, где признал верховную власть Монгольской империи и получил «старейшинство» среди рус. князей, выражением чего стал переход под его власть Киева. В 1245 вновь отправился к Батыю, направлен им в столицу Монг. империи – г. Каракорум, где присутствовал при возведении на престол вел. хана Гуюка. Вскоре после этого, по свидетельству рус. летописей и Иоанна де Плано Карпини, Я. В. был отравлен матерью Гуюка – ханшей Туракиной. Тело Я. В. было привезено во Владимир и погребено в Успенском соборе.
Источник: Большая российская энциклопедия
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 8
В жи́зни сей утверди́ся ве́рою,/ в за́поведех Госпо́дних пребыва́ше непрекло́нен,/ благоугоди́х Тому́, я́ко благочести́в самоде́ржец/ Ему́же подо́бяся о вруче́нных ти христоимени́тых лю́дех,/ ду́шу свою́ положи́ти потща́вся,/ в зе́млю идя́ше всезлу́ю и безбо́жную/ и та́мо, пред нечести́вым мучи́телем Христа́ дерзнове́нно испове́дав,/ му́ченический вене́ц прия́т,/ те́мже, прему́дре Фео́доре Яросла́виче[*],/ Изба́вителя моли́ изба́вити от бед оте́чество твое́ и лю́ди,// да тя вси непреста́нно почита́ем.
Примечание
[*] В оригинале допущено смещение слов: "Ярослав, в крещении Федор" = "Федор Ярославич", что является ошибкой, допущенной, возможно, при переписке.
Кондак, глас 3
Ре́вностию Боже́ственною разже́гся,/ оплева́в ца́рство и сла́ву тле́ющую,/ изво́ли за Христа́ умре́ти,/ не́жели кроме́ Христа́ жи́ти,/ нечести́вых зако́ну не подчини́вся/ и сего́ ра́ди за Христо́ву ве́ру венча́вся,/ кро́вию прия́т вене́ц нетле́нный,// Фео́доре Яросла́виче.
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?