Мученик Е́рмий Команский
Дни памяти
Житие
Краткое житие мученика Ермия Команского
Святой мученик Ермий пострадал за Христа в городе Команы во время гонений при императоре Антонине Пии (138–161). Правитель Севастиан, прибывший в Каппадокию для исполнения приказа о преследовании христиан, предложил святому принести жертву языческим богам, обещая за это почести и милость императора. Но убеленный сединами воин мужественно исповедал свою веру во Христа. После долгих уговоров правитель повелел мучить святого. Его били по лицу так, что содрали с лица кожу, а потом бросили в раскаленную печь. Когда через 3 дня печь открыли, мученик Ермий вышел из нее невредимым. Правитель Севастиан приказал волхву отравить святого Ермия ядом. Отравленное питье не принесло святому никакого вреда. Так же и второй кубок с сильнейшим ядом не умертвил мученика. Волхв уверовал, принес покаяние Христу Спасителю и был немедленно обезглавлен, крестившись собственной кровью и восприняв мученический венец. А святой Ермий был предан еще более жестоким мукам: из него вытягивали жилы, бросали в кипящее олово, выкололи глаза, но он смиренно благодарил Господа Иисуса Христа. Потом мученика Ермия повесили головой вниз. Три дня висел он в таком положении. Люди, посланные правителем удостовериться в смерти мученика, нашли его живым. Пораженные чудом, они ослепли от ужаса и начали взывать к святому, чтобы он помог им. Святой мученик велел подойти ослепшим к нему, возложил на них руки и исцелил Именем Иисуса Христа. В ярости правитель приказал содрать с тела святого всю кожу, но страстотерпец по-прежнему оставался живым. Тогда обезумевший Севастиан собственноручно отрезал ему голову ножом. Христиане тайно погребли тело мученика Ермия, от святых мощей которого подавались многочисленные исцеления.
Полное житие мученика Ермия Команского
Во время гонения, воздвигнутого на христиан в царствование нечестивого императора римского Антонина[1], для мучения христиан был назначен императором некий вельможа, по имени Севастиан. Прибыв из Киликии в Каппадокию[2], он встретил в Команах[3] некоего воина, по имени Ермия, старца, убеленного сединою, христианина, веровавшего во единого истинного Бога и проводившего жизнь добродетельную. Князь тот сказал Ермию:
– Ко мне прислан указ императора римского Антонина, приказывающий всем христианам приносить жертвы богам римским; если же христиане не захотят приносить жертв, то будут преданы многим лютым мукам. Посему и ты, Ермий, принеси жертву богам: тогда ты будешь другом царя; ты будешь награжден великими почестями. Послушайся меня, в противном случае я предам мукам и душу, и тело твое.
Христов подвижник Ермий отвечал на это:
– Я воин небесного и бессмертного Царя Христа, Его же Царствию не будет конца; посему я не буду исполнять приказания смертного и нечестивого царя, царствование которого маловременно, в то время как царствование Господа нашего Иисуса Христа пребудет неизменным во веки; всякий верующий в Него наследует жизнь вечную. Вот и я верую в Него. Раньше я служил Ему тайно, но ныне служу явно; диавол не победит меня; ты же имеешь власть лишь над телом моим, и то по попущению Божию; над душою же моею никто не имеет власти, кроме одного Бога, Который подаст мне терпение и сохранит меня невредимым во веки.
После того, как Севастиан выслушал святого Ермия, обратившись к нему, сказал:
– Принеси жертву богам, если хочешь насладиться радостями жизни этой.
Но святой отвечал:
– Какая может быть для меня радость, какое наслаждение и какая жизнь, если я, отступив от Создателя моего, поклонюсь бесам? Поистине, это не радость, а печаль; это не наслаждение, а горе; это не жизнь, а смерть вечная.
Сказал князь:
– Я вижу, что ты очень мудр.
Отвечал святой:
– Я мудр о Господе, Боге моем, в Которого я верую и Которому я служу со всем усердием; за Него я готов пострадать и согласен с радостью умереть.
– Уважая седины твои и ум твой, – сказал князь, – я готов пощадить и помиловать тебя.
Отвечал святой:
– Я не ищу милости у тебя, но ищу милости у Бога, Который умудряет рабов Своих Духом Святым.
На это князь сказал:
– Итак, ты предпочитаешь жизнь смерти?
– Эта смерть, – отвечал святой, – не есть смерть, но жизнь вечная, если я с терпением перенесу назначенные тобою муки.
Тогда князь приказал сокрушать лицо святого камнями, бить его в уста и сдирать кожу с лица его. И сказал святой:
– Благодарю Бога моего, ибо благодать Его пребывает со мною.
Потом князь спросил воина:
– Почему ты не берешь своего оброка, как берут его все прочие воины?
– Так как вы несправедливо обираете убогих, – отвечал мученик, – то я по этой причине не беру оброков ваших и не питаюсь ими, ибо я имею духовную пищу, подаваемую мне Духом Святым, от которой и никогда не взалкаю.
Тогда князь приказал разжечь печь и бросить в нее мученика Христова. Спустя три дня раскрыли печь, но нашли святого живым и невредимым, прославляющим Бога, ибо огонь не прикоснулся телу его.
После этого князь, призвав волхва, приказал ему дать отраву Ермию.
Святой же, помолившись Богу, выпил отравленное питье и нисколько не пострадал, согласно слову Христа Господа, сказавшего: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк.16:18).
Волхв приготовил еще более опасную отраву и дал мученику, сказав:
– Если ты нисколько не потерпишь от этого яда, то я оставлю свое волшебство и уверую в распятого Бога, Которому ты служишь.
Святой же Ермий, вкусив эту отраву и испив ее до дна, нисколько не пострадал, но продолжал пребывать здравым и невредимым. Тогда волхв воззвал:
– Ты победил меня, Ермий! Ты одолел и превозмог меня, раб Христов! Ты спас от ада погибшую душу мою и побудил меня служить Богу. Подобно тому, как старое изваяние, сделанное из железа, будучи перековано, обновляется, так обновляюсь душою и я, состарившийся во грехах и нечестии; обновляюсь я, обращаясь к Богу живому, пребывающему вечно. О, Боже небесный, единый истинный, избавивший меня от обольщения бесовского и от скверны идолослужения посредством раба Твоего Ермия! Прими меня, грешного, обращающегося к Тебе, и помилуй меня, исповедующего Тебя!
Когда он взывал так, князь преисполнился ярости и приказал обезглавить его. И усечен был волхв тот, крестившись кровью своею; и отошел новый христианин и мученик ко Христу Богу, ради Которого он положил жизнь свою.
Святого же Ермия князь приказал мучить без милосердия, вытаскивая жилы по всему телу его. Будучи так жестоко мучим, святой сказал:
– Я совершенно не чувствую никакой боли от мучения; ибо, подобно тому, как нож, разрезая жилу, выпускает негодную кровь и дает здоровье телу, так и я, принимая исторгание жил из тела моего, делаюсь всё более и более здравым в вере Христовой.
Потом мучитель приказал бросить святого в котёл, наполненный кипящим маслом. Но котёл тотчас остыл, и масло кипящее обратилось в прохладную росу. Мученик же Христов громогласно восклицал:
– Я не чувствую боли и не исполню твоего приказания, мучитель! Я лишь буду исполнять волю Отца небесного, Которому и приношу себя самого в жертву непорочную, ибо Он – Владыка душ и тел наших.
В то время, как святой говорил так, мучитель приказал лить в гортань его горький уксус, смешанный с желчью. Мученик же говорил:
– Эта горечь для меня всё равно что сот медовый ради Бога моего, во имя Которого я и терплю всё сие.
Затем мучитель приказал выколоть глаза святому Ермию. Услышав об этом, святой сказал мучителю:
– Если тебе нужны очи мои телесные, видящие суету мира сего, – то возьми их; я имею очи сердечные, которыми ясно созерцаю свет истинный.
И выколоты были очи у святого мученика.
Потом святой был повешен вниз головою и висел в таком положении три дня, так что много крови вышло через ноздри его. По прошествии же трех дней, пришли некоторые посмотреть на святого, думая, что он уже скончался, но нашли его живым и славящим Бога, чему весьма удивились. Но за неверие их очи их покрылись мраком; они ослепли и начали взывать:
– Помилуй нас, раб Бога истинного, ибо мы поражены слепотою!
Святой же сказал им:
– Подойдите ко мне!
Когда они подошли к нему, то он, возложив на них свои руки, сказал:
– Во имя Господа моего Иисуса Христа, прозрите.
И тотчас все прозрели и, возвратившись, рассказали обо всем происшедшем.
Князь же, придя в еще больший гнев, приказал содрать кожу со всего тела мученика. Когда слуги исполняли приказание мучителя, святой поносил князя и укорял его мерзких богов, чем вызвал князя на еще больший гнев. Зарычав как лев, он ножом отрезал честную главу святого мученика.
Так окончил подвиг свой мученик Христов Ермий[4].
Христиане, придя тайно на место то, взяли честное тело его и похоронили в Каппадокии на месте, называвшемся Комана. Здесь совершались многие чудеса от честных мощей мученика и подавались многоразличные исцеления во славу Христа, Бога нашего, Которому вместе со Отцом и Святым Духом воссылается слава, честь и поклонение, ныне и в бесконечные веки. Аминь.
Примечания
[1] Император Антонин 1-й царствовал с 138 г. по 161 г.
[2] Киликия и Каппадокия – области в Малой Азии.
[3] Город Команы находился в северо-вост. части Малой Азии, в провинции Понте. – В истории христианской Церкви этот город известен как место ссылки св. Иоанна Златоустого (см. житие его под 13 ноября). Впрочем, некоторые разумеют здесь город Команы, находившийся в Каппадокии.
[4] Кончина св. мученика Ермия последовала ок. 166 г.
Жития и книги в библиотеке
- Память святого мученика Ермия и обращенного им волхва иером. Макарий Симонопетрский
- Святого мученика Ермия, в Команах свт. Филарет Черниговский
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4
Му́ченик Твой, Го́споди, Ерме́й/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Мученик Твой, Господи, Ермий подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак, глас 6
И́же по Христе́ усе́рдно подвиза́вся,/ в седи́нах до́блих му́жество стяжа́, му́чениче Ерме́е,/ беззако́нных злоумышле́ния попра́в Христо́вою си́лою,/ от чаро́вных напое́ний невреди́м пребы́сть, зовы́й:// Бог есть со мно́ю, и никто́же на мя.
Перевод: Подвизавшись усердно во Христе, убеленный сединой, ты обрел мужество, мученик Ермий, попрать силой Христовой злые намерения язычников, испив ядовитый напиток от волхва, ты остался невредим, взывая: «Бог со мной и никто против меня».
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
1920 год. Подписан известный Указ Патриарха Тихона №362, которым Русская Православная Церковь Заграницей обосновывала своё временное независимое существование. На него также позже ссылались т.н. "непоминающие" внутри СССР.