Преподобномученик Ефре́м Новый, Неа-Макринский чудотворец
Дни памяти
Житие
На побережье Аттики, чуть к северу от порта Рафина, стоит деревня Неа Макри. За ней возвышается гора Амомон, у подножия которой расположен монастырь Благовещения, больше известный православным грекам просто как “монастырь святого Ефрема”. До недавнего времени о святом Ефреме ничего не знали не только на Западе, но и на Востоке, и лишь в последние тридцать лет преподобномученик Ефрем Неа-Макринский стал для греков одним из самых любимых святых, поклониться которому съезжаются люди со всей страны.
В 1950 году греческая монахиня сестра Макария, чувствуя, что Господь хочет, чтобы она занялась восстановлением монастыря Благовещения, разрушенного пиратами в XV столетии, испросила разрешения епископа и принялась за работу. Чувствовала, что это место – святое. Она трудилась здесь ежедневно, расчищая завалы, и в молитвах просила Бога, чтобы Он открыл ей, кем были и как жили здесь иноки прошлых времен.
Как-то утром сестра Макария работала на монастырском дворе, и вдруг в голову ей пришла настойчивая мысль: “Копай землю на этом месте и найдешь то, что ищешь”. Прошло еще немного времени, и снова та же мысль посетила ее. Она обратилась к молодому работнику, пришедшему в монастырь кое-что починить, но ей почему-то неудобным показалось объяснять ему истинную цель поисков, и она попросила его копать на том месте якобы с намерением отыскать древний монастырский колодец. Он отказался, возразив, что воду можно скорее найти не здесь, а в других местах, и в течение нескольких часов безрезультатно копал в разных местах, там, где считал нужным. В конце дня он вернулся туда, где просила копать сестра Макария.
Очень скоро они откопали очаг, три маленьких оконца и полуразрушенную стену, – признаки того, что здесь когда-то была монашеская келья. Расчищая камни, работник действовал так энергично, что ей приходилось просить его не спешить. Он не слушался, пока она не сказала: “Возможно, здесь кто-то похоронен, и ты рискуешь ударить лопатой по его останкам. Умоляю тебя быть осторожнее”. Он взглянул на нее с удивлением и сказал: “Ты правда считаешь, что мы найдем здесь чьи-то останки?” Сестра Макария вспоминает:
Я была почти уверена, я почти видела этого инока своим внутренним взором. Мы продолжали благословенный труд, и вот на глубине ста семидесяти сантиметров увидели главу этого человека Божия. Когда ее полностью откопали, нас окружило тончайшее благоухание. Работник был бледен, он даже не мог говорить. Я попросила его оставить меня одну, и он удалился. Я приложилась к мощам святого с великим почтением и всем существом почувствовала, что ему пришлось претерпеть страдания. Меня наполняла святая радость, будто я обрела небесное сокровище.
Я почему-то заранее знала, что он монах. Осторожно счистив песок, увидела хорошо сохранившуюся кайму его рясы. Чистая ткань была искусно подшита по-старинному, нитками больше миллиметра толщиной. Земля вокруг его рук и ног была твердой, и на ней сохранились отпечатки... Я попыталась счистить землю с его пальцев, но они оказались столь хрупкими, что начали крошиться. Пошел дождь, могилка быстро намокла, и я решила оставить мощи лежать под дождем. Дождь струился мягкими серебряными капельками, очищая могилу и тело святого.
Вечером, читая всенощную службу, совершенно одна в этом святом месте, я вдруг услышала звук шагов. Кто-то шел со двора, где была могилка, к храму. Я уже знала, что это он, тот неведомый святой. Его шаги эхом отдавались у меня в ушах, я была страшно напугана. Кровь бросилась мне в голову, я застыла, даже не в состоянии обернуться. Внезапно сзади раздался спокойный голос: “Сколько же ты собираешься держать меня там, снаружи?” Я обернулась и увидела его. Высокий, темноволосый, глаза круглые, с тяжелыми веками. Черная курчавая борода полностью закрывала шею. В левой руке он держал какой-то светильник, правой благословлял меня.
При этих его словах мой страх мгновенно исчез, сменившись необыкновенной радостью, будто я встретилась с давним хорошим знакомым. Я сказала: “Прости меня, завтра на рассвете я позабочусь о твоих святых мощах”. Он растворился в воздухе, а я продолжила чтение вечерней службы....
Утром я с благоговением счистила с мощей землю, обмыла их и, положив их в храме, зажгла рядом негасимую лампаду. В ту ночь мне приснилось, что этот инок пришел опять. Он стоял возле храма, держа в руках большую, искусно сделанную серебряную икону. Рядом с иконой был подсвечник, и я зажгла восковую свечу. Потом он произнес: “Большое тебе спасибо. Я – Ефрем”.
В течение следующих нескольких лет св. Ефрем открыл историю своего мученичества Макарии и другим людям, являясь им в видениях и снах.
Он родился 14 сентября 1384 года, в раннем детстве потерял отца. Мать его была благочестивой женщиной. Она одна вырастила Ефрема и его шестерых братьев и сестер. В возрасте четырнадцати лет святой Ефрем ушел в монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы и двадцать семь лет прожил там в молитве и воздержании. В монастыре он принял сан священника и стал хранителем монастыря. Неизвестно, были ли в обители еще иноки или же он жил один.
В день его рождения, в сентябре 1425 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, его взяли в плен пираты-мусульмане. Они подвергли святого мучениям, принуждая отречься от Христа. Он отказался, и они истязали его восемь месяцев, давая ранам на его теле немного зажить и затем снова мучая его. 5 мая 1426 года его привели во двор монастыря и подвесили вниз головой на дереве. Это дерево сохранилось и по сей день. Ему вбили гвозди в руки и ноги, а тело пронзили раскаленным докрасна острым железным прутом.
Так предал дух Господу этот святой преподобномученик, а через пятьсот лет люди узнали о его страданиях и обнаружили его мощи. Господь прославил его за перенесенные им страдания и благословил его даром чудотворения. Он стал известным врачом душ и телес, и сейчас тому имеются сотни письменных свидетельств, накопившиеся со дня обретения его мощей.
С 1950 года мать Макария, ставшая впоследствии игуменией, трудилась над восстановлением монастыря. Она и сестры проводили службы по монастырскому чину и заботились о сотнях паломников, ежедневно приезжающих помолиться в храме у мощей Святого. 23 апреля 1999 года игумения Макария отошла ко Господу.
За монастырем растет лес с древними соснами и дубами. Среди этих деревьев стоит небольшая каменная часовня святого апостола Иоанна Богослова, а вокруг нее располагается монастырское кладбище. Эта часовня была построена еще до святого Ефрема, и сам Святой любил прогуливаться здесь. Когда вечером садится солнце, деревья светятся теплым, золотым светом, озаряя весь лес удивительным сиянием.
Чудеса святого Ефрема
Приводим лишь некоторые из сотен рассказов о чудесах по предстательству святого Ефрема, записанных сестрами обители.
Шведский узник
Мое имя – Т. М., я живу в Швеции, хоть и являюсь греком по происхождению. Двенадцать лет назад меня обвинили в преступлении, которого я не совершал, и приговорили к трем годам тюрьмы. Заперли в темной камере, где я в течение пяти месяцев ожидал рассмотрения моей апелляции, назначенного на пятницу, 18 декабря 1981 года.
В четверг внезапно проснулся в три часа ночи, вздрогнул и, даже не успев сообразить, что уже не сплю, вскочил на ноги. Передо мной стоял человек и улыбался мне. Он был босой, в белой одежде, высокий и худой, с густой бородой и непокрытой головой, глаза у него были голубого цвета, ясные и добрые.
Я спросил по-шведски: “Кто ты?” Он снова улыбнулся и ответил по-гречески: “Завтра в суде тебя освободят”. Я повторил: “Кто ты? Откуда ты это знаешь?” Он снова сказал с улыбкой: “Завтра ты будешь на свободе”. Я в изумлении обернулся посмотреть, открыта ли дверь. Дверь была заперта. Повернулся обратно и взглянул на посетителя. И тут произошло нечто, чего я не забуду до конца своих дней: фигура этого человека поднялась в верхний угол камеры и там растворилась. Я был убежден, что стал свидетелем чуда, которое совершил Христос. Перекрестился и уснул.
На следующее утро меня повели в суд. Я провел там несколько часов и, вот, наконец, судья встал и произнес: “Вы свободны”. Я опустился на колени, перекрестился и вышел из здания суда. Позвонил родителям сообщить, что меня освободили. К моему удивлению, они уже об этом знали. “Как? Как вы узнали?” – воскликнул я. Они ответили, что им сообщила моя сестра, молившаяся накануне преподобномученику Ефрему в Неа-Макри.
Я позвонил сестре. Она рассказала, как отправилась в четверг вечером в монастырь святого Ефрема помолиться за меня; там она ощутила в молитве, что святой Ефрем услышал ее, и меня освободят. Тогда она позвонила родителям и рассказала об этом, о событии, которое должно было произойти лишь на следующий день! Это все было тем более удивительно, что дата рассмотрения апелляции не была известна никому из них.
Несколько дней спустя сестра прислала мне по почте иконку святого Ефрема и книгу о нем. Я тотчас узнал на иконе своего таинственного гостя. Поехал в Грецию и сразу же отправился в монастырь поблагодарить Святого за милость, которую Господь послал мне через него.
Т.М. CarussellV, 2131 Hagersten, Stockholm, Sweden.
Свидетельство греческой монахини сестры М.
Я очень сильно болела, и однажды ночью меня мучили сильнейшие боли в почках и печени, так как у меня в них было воспаление. В постели лежать не могла, поэтому всю ночь просидела в кресле. Около четырех часов утра – не помню, спала я или просто была в оцепенении от боли – увидела, что нахожусь в церкви святого Иоанна Предтечи во время всенощной. Вдруг ко мне подошел высокий худой монах с бледным лицом и черной бородой. Сестра, стоявшая рядом, спросила, кто этот монах. “Это отец Григорий,” – ответила я, но монах мягко коснулся моего плеча и произнес: “Чадо, я не Григорий, я – Ефрем. Посмотри на меня. Ты забыла меня?”
Сердце у меня забилось, я чувствовала неописуемую радость. Наклонилась и поцеловала ему руку, а он благословил меня. Подняв голову, увидела, что он очень высокого роста. Глядя на то, как он улыбается, я ощущала, насколько наш мир исполнен Божественного света. Мне хотелось поговорить с ним, но он исчез из вида, будто растворился в облаке. Очнувшись, я чувствовала себя здоровой и сильной. В другой раз, когда я была больна воспалением легких, отец Ефрем опять посетил меня, и я его не узнала. Он был высокий, тонкий, бледный, с черными волосами. Он вошел ко мне в келлию и сказал: “Позволь мне присесть ненадолго; я за целый день так устал, трудился, навещал пациентов, которые меня звали. Вот и к тебе пришел посмотреть, как у тебя дела”. “Ох, отче, я совсем ослабела, и так болит, что не вздохнешь”. Он ответил: “Да, я все знаю. Потерпи и не бойся. Христос победит”.
...Страдая от своей болезни, я решилась спросить у посетителя: “Почему тебя мучили?” – “За Христа, – ответил он. – Требовали, чтобы я отрекся от Христа, и продолжали мучить, потому что я отказывался. Смотри, – добавил он и отодвинул рясу, показывая огромную рану. В ней до самой спины были видны внутренности, по краям была черная сгоревшая кровь. – Любовь ко Христу придала мне мужества в страданиях, и Христос победил. Потому, повторяю, никогда ничего не бойся. За Христа стоит пострадать”.
Все еще не осознавая до конца, что это – святой Ефрем, я сказала: “Отче, Вам, должно быть, ужасно больно, вам нужно обратиться к моим докторам, господину и госпоже Харалабулос. Они уважают и любят иноков. Вы должны пойти к ним, отче, они могут вас вылечить”. Он улыбнулся и ответил: “Чадо, я страдал в прошлом. Теперь я уже не страдаю. Как сказал уже, любовь ко Христу сделала меня победителем. А теперь мне пора, я приду в другой день”. Я поцеловала ему руку. Он благословил меня и ушел.
Через несколько дней он вернулся: “Я пришел проведать тебя”. “Мне все еще плохо, – сказала я, – но в Вашем присутствии мне очень легко, на душе покой, и я хочу покинуть этот мир, у меня нет больше сил”. Он ответил серьезно: “Чадо, еще не время тебе уходить. У нас еще здесь есть дела. Не бойся. Раз я просил тебя терпеть, то всегда буду защищать тебя”.
Из его слов у меня создалось впечатление, будто он врач, и я спросила, не может ли он позаботиться о других болящих сестрах. Он ответил: “У меня есть достаточно лекарств, чтобы всех их исцелить, но им нужно еще пострадать ради Христовой любви. Эта борьба – самое лучшее, что есть. Ее стоит вести. Как еще они докажут свою любовь к Богу и Господу Иисусу?”
Я ответила: “Как Вы скажете, отче”. Внезапно я поняла, что откуда-то его знаю, и спросила: “Отче, простите меня, я не уверена, но мне кажется, я Вас уже раньше видела”. Он сказал: “Разве ты не помнишь, как я приходил к тебе в больнице Игнатеон? Мы там впервые встретились”. – “А где Вы сейчас живете?” – спросила я. – “Мой дом в Неа Макри”, – сказал он. “А как Вас зовут?” – “Ефрем”, – наконец открыл свое имя посетитель.
И все же я еще не осознавала, что это святой Ефрем. “Мне уже пора идти, чадо, – произнес он. – Мне еще нужно посетить многих больных. Я приду к тебе снова”. Я поцеловала его руку, он благословил меня и вышел.
На следующий день он пришел опять, в то же время: “Чадо, ты все еще очень слаба, и если так пойдет дело, я боюсь, ты не выдержишь. Ты должна попросить доктора Дионисиса давать тебе большую дозу того лекарства, которое ты принимаешь”. Меня это в тот момент удивило, и я спросила: “Вы знакомы с доктором Дионисисом?”. Он ответил: “Да, я его знаю довольно хорошо, но он меня не знает. Тебе следует попросить его придти ко мне домой, и там он сможет встретиться со мной. И я хотел бы, чтобы и ты, как только поправишься, пришла в мой дом и помогла сестрам очистить территорию; это и тебе, и им принесет много счастья”.
Он благословил меня. Когда я целовала ему руку, он добавил: “Я сюда больше не вернусь; теперь твоя очередь посетить меня”.
Однако, к моему удивлению, он через несколько дней вернулся: “Вот, я опять пришел. Боюсь, что если я тебе не помогу, с тобой будет беда”. Он достал из кармана какое-то лекарство и дал мне его со словами: “Даю тебе это, потому что ты очень слаба. Ты выздоровеешь”. В руке у него был крест. Он благословил меня, я поцеловала его руку. Он ушел, а я вскоре полностью поправилась, так, что почти и не вспоминала о болезни.
Моя дочь Мария
Однажды утром в воскресенье я сидела на веранде и читала книжку о чудесах святого Ефрема. Я была очень взволнована, поскольку без молитвенного предстательства этого святого наша двухлетняя дочь, Мария, не появилась бы на свет.
Закончив чтение, положила книгу на стол и пошла в дом будить мужа. Сказала ему: “Просыпайся. Мы едем на экскурсию на гору Парнас”. Он ответил: “Ты с ума сошла. Уже восемь утра, а день жаркий. Раньше полудня мы туда не доедем”. Я рассердилась: “Это не отговорка, ребенку нужен свежий воздух, и воскресенье – единственный день, когда ты можешь доставить ей эту радость”.
В этот момент кто-то ласково шепнул мне на ухо: “Не пугайся, чадо, это Ефрем. Пойдем со мной наружу, где ты только что сидела”. Я чувствовала себя теперь очень спокойно и вышла на веранду. Ощущала его присутствие, но не видела его. “Присаживайся, святый отче”, – произнесла я вслух, словно обращаясь к человеку, которого вижу перед собой. Я сожалела, что у нас нет для него золотого стула. Тут взгляд мой упал на нашу вышитую скатерть, и я постелила ее для него на стул. Он сказал: “Не беспокойся, чадо. Я пришел помочь тебе. Ты расстроена, я знаю, но имей терпение”. И тут я увидела его. Мне показалось, что он уходит, и я стала умолять его остаться: “Скажи мне, это правда ты?” – “Я Ефрем, чадо. Раскрой книгу на том месте, где закончила читать, и ты в этом убедишься”.
Я открыла книжку на четырнадцатой странице и прочла несколько строк, но не поняла, что он имел в виду. Он сказал: “Прочти снова”. Я опять прочла те же строки и на этот раз поняла, что он хотел сказать. Меня это растрогало. Святой Ефрем благодарил меня за небольшое пожертвование, которое я, как и многие другие, передала в его монастырь. Оно было маленьким, но бесценным в его глазах. Я сразу вспомнила о двух лептах бедной вдовы из Евангелия.
Святой снова прошептал мне на ухо: “Я помогаю теперь тебе, как ты помогла мне”. Я не могла говорить, заплакала.... “Твоему ребенку по воскресеньям нужно ходить на Божественную литургию, а не на гору дышать свежим воздухом”. После этого он исчез.
Меня потрясли его слова. Я пошла в комнату мужа, разбудила его и попросила отвести Марию причаститься. Он тотчас согласился, и я разбудила дочку. Стала быстро ее одевать, но не могла найти одну из ее туфелек. Тут я опять заплакала и сказала: “Святой Божий, если ты и правда был здесь, помоги мне, чтобы Мария не опоздала к Святому Причастию”. Уверена, что именно после этой молитвы мне пришло в голову поискать у задней стенки шкафа, иначе бы не стала там смотреть. Туфелька нашлась, и Мария ушла с отцом в храм.
Я все еще не могла поверить в то, что увидела и услышала. Плача, я просила святого простить мои грехи; за всю жизнь никто мне так не помогал, как он. Мне стало стыдно самой себя. И тогда он прошептал опять: “Христос пришел за разбойником, слепцом, блудницей и прокаженным, чтобы научить всех, что он может исцелить слепоту души, проказу развращенного ума... порочность. Он может воскресить душу человека, как воскресил Лазаря, который уже был мертв”. После этого святой Ефрем замолчал.
Рассказ без подписи, Афины, Греция.
Словно перерезали ниточку
Однажды ночью, пытаясь заснуть, я вдруг ощутила ужасную боль в шее и позвоночнике. Я пошла в соседнюю комнату попросить мужа о помощи. Он сквозь сон пробормотал: “Сходи к врачу”.
Я вернулась к себе в комнату и выключила свет. Подумала о святом Ефреме, но решила его не беспокоить. Потом внезапно почувствовала, что он стоит у моей кровати. Я сказала: “Святый отче, пожалуйста, исцели меня”. Он понял, что я сказала, но начал лечить меня не от физической, а от душевной боли: “Что с тобой, чадо? Почему ты плачешь? Перестань плакать и слушай меня. Ту любовь, которую ты ищешь, имеет только Господь. Он дает ее всем Своим созданиям, которые любят Его и которых Он тоже любит. Я пришел возвестить тебе любовь Божию. Когда имеешь эту любовь, не нужно ничего бояться. Божия любовь может спасти и защитить тебя от несчастий и болезней. Она может хранить тебя, как стена, которую не сломает ни один человек. Будь бдительна до самого последнего дня твоей жизни, чтобы не променять Божию любовь на любовь человеческую”. Сказав это, он ушел.
В то же мгновение боль у меня вдруг прекратилась, словно кто-то перерезал невидимую ниточку. Я больше не страдаю и теперь никогда не жалуюсь, если люди оказываются не в состоянии проявить любовь – любовь, которую невозможно сравнить с великой любовью Божией.
Христина Бабукас.
В ожидании ребенка
Июнь 1983 года. Одна благочестивая семнадцатилетняя девушка из нашей деревни ждет ребенка. Врач сказал, что она не сможет родить естественным путем, и она теперь в ужасе от сознания того, что роды будут болезненными и закончатся кесаревым сечением.
Она решила навестить в больнице свою родственницу в надежде встретить там какую-нибудь недавно родившую женщину, которая сможет подбодрить ее. Она все время молится святому Ефрему, как мы ее научили: “Святый отче, помоги мне родить этого ребеночка как можно легче”.
Хотя в этот день ее осматривал врач и не заметил ничего необычного, вечером у будущей матери возникло чувство беспокойства. У нее не было еще признаков приближающихся родов, но ее муж проявлял необычайную настойчивость и убеждал ее в том, что ей пора ехать в роддом. По пути в клинику жена дразнила его, считая, что врачи и медсестры поднимут их на смех из-за этого бессмысленного визита.
В больнице после осмотра медсестра сказала, что она очень скоро родит. Когда пришел врач, перепуганная девушка начала молиться, и через три минуты младенец оказался у доктора в руках, появившись на свет совершенно безболезненно. Доктор потом уверял молодую маму, что ее роды, обещавшие быть необыкновенно трудными, оказались самыми легкими из всех, что ему довелось принять за двадцать пять лет врачебной практики.
Мария, город Каламита, 16 сентября 1983 г.
Неверующая
Однажды ко мне пришел один знакомый и подарил иконку святого по имени Ефрем. Я приняла подарок и вежливо поблагодарила, но в душе решила поскорее избавиться от иконы, поскольку в Бога не верила. А пока поставила ее в столовой на столе.
Через несколько дней, в полночь, заметила перед иконой святого бледный красноватый свет. Сначала я испугалась, а потом ощутила какую-то внутреннюю радость. Свет, словно от свечи, сиял всю ночь. На следующий день рассказала об этом чуде соседям. Они все удивились, так как знали, что я неверующая.
Прошло еще несколько дней, но свет больше не появлялся. Я не хотела прикасаться к этой иконе – боялась. Решила отдать ее кому-нибудь, потому что не хотела снова увидеть этот красный свет. В ту ночь мне приснился святой Ефрем. Он был высокий, вид имел суровый. Одет он был в длинную тунику до пят, а вокруг талии у него была повязана веревка с узелками. Особенно же мне запомнились его византийские сандалии. Я, почувствовав свою греховность, не могла смотреть на его лик. Он произнес внушительным голосом: “Этот свет ты больше не увидишь, так как сказала, что не желаешь этого, но знай – ты можешь убрать мою икону, но сам я всегда буду здесь”.
Благодаря святому Ефрему теперь я верю в Бога.
Екатерина Калогератос, Неос Космос, Афины.
Экзамен по химии
Мое имя – Елена Вулгаракис. Я подала документы для поступления в университет и сдала общий вступительный экзамен в июне 1985 года. Я не была так уж сильна в точных науках и, хотя и старалась много заниматься, физику сдала посредственно. В тот день мне предстояло сдавать экзамен по химии. Помню, это был четверг. Я очень нервничала. К полудню экзамен почти закончился, но я не была уверена, что написала все правильно, и горячо молила Бога о помощи.
Потом, словно прислушиваясь к тихому голосу, говорившему мне на ухо, я стерла все, что успела написать. Рядом со мной будто кто-то стоял, диктуя правильные ответы.
Придя домой, узнала, что во время экзамена одна наша родственница позвонила в монастырь и попросила настоятельницу Макарию помолиться обо мне святому Ефрему. Вот он и стоял возле меня на экзамене, помогая отвечать правильно. Он это сделал по своей великой любви к людям.
Я очень благодарна святому, ведь с его помощью дала верные ответы на 90% вопросов на экзамене по химии.
Елена Вулгаракис, Некея, Афины.
“Следи за своим домом”
Мне приснилось, что я нахожусь в храме святого Ефрема и вижу посреди храма его раку. Святой при моем появлении встал и сказал: “Следи за своим домом”. Он еще что-то говорил, но я не запомнила. Я все просила его простить меня, а потом поцеловала его руку, и он меня благословил. Потом я словно бы увидела горящий предохранитель и услышала, как одна из моих подруг кричит: “Деметра, почему ты не слушаешь святого? Пожалуйста, почини электричество, а то оно убьет тебя”.
Проснулась и подумала: “Это чудо. Святой предупреждает меня”.
Утром вызвала электрика. Оказалось, что проводка должна была вот-вот загореться!
Святой Ефрем еще не раз помогал нашей семье. Как-то моей дочери потребовалась операция на глазу. К тому же у нее на ладонях и ступнях годами не проходила экзема. Я мазала ее святым маслом из лампады у его мощей, и она, слава Богу, поправилась. Я всегда благодарю святого Ефрема за его благодеяния.
Деметра Яннотис, ул. Аргирокастру, 23, Гуди, Афины.
Соблюдение поста
Я никогда не постился, но во время последнего Великого поста накануне Субботы Акафиста мне приснился сон: дверь моей комнаты открывается, и передо мной предстает высокий худой монах. Я узнал его: это был святой Ефрем. Он произнес: “Ты теперь будешь поститься каждую среду и пятницу. Ты понимаешь меня?” Он сказал это очень строгим голосом, и я проснулся в испуге.
Я тотчас же пообещал святому и самому себе, что буду поститься по средам, пятницам и другим дням, в которые Православной Церковью установлен пост.
Слава тебе, преподобномучениче Ефреме!
Каравокирис Соломос, Коринф.
Жития и книги в библиотеке
- Память преподобномученика Ефрема новоявленного иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Служба преподобномученику Ефрему Новому, Неа-Макринскому чудотворцу
Текст службы утвержден на заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 78).
Месяца мая в 5-й день
Преподобномученика Ефрема Новаго, Неамакрийскаго
На малей вечерни
На Господи, воззвах: поставим стихов 4 и поем стихиры, глас 2.
Подобен: Егда от Древа:
Приидите, Аттики все множество,/ к горе Непорочных [1] с теплою верою притецем,/ память всесвященную богоноснаго Ефрема велегласно славяще./ Той бо, зде пожив добродетельно,/ мученическия подвиги пройде/ и сугубых венцев по достоянию/ от Спаса сподобися.
Егда отверглся еси себе,/ рачением святым от юности уязвився,/ тогда крест твой восприял еси, преподобне,/ и Спасу последовал еси преусердным сердцем,/ труды постническими ум очистив./ Сего ради агарян неистовство великодушно претерпел еси, Ефреме,/ и мученическим венцем украсился еси.
Показался еси, яко звезда новосветлая,/ явився изволением Божиим/ в обретении, отче, святых твоих мощей./ И во Святем Духе,/ Ефреме блаженне,/ чудес сияньми нас озаряеши,/ недуги целиши многоразличныя/ и скоро предваряеши щедротами твоими/ всех, верно поющих тя.
Гора Амомон, преподобне,/ постническими твоими поты напоися воистину/ и потоки кровей твоих освятися,/ в ней бо прошел еси твердо подвиги/ и врагов всю силу разрушил еси./ Сего ради святую твою обитель,/ всегда тобою хвалящуюся,/ сохрани, Ефреме,/ от всякия скорби.
Слава, глас тойже:
Постническими труды укрепленный/ и ревностию о славе Божией исполненный,/ кровь твою за Христа излиял еси,/ Ефреме богопрославленне./ На камени бо веры утвердився,/ посреде ухищрений вражиих непоколебимь пребыл еси/ и, многоразлично мучимь,/ течение подвига законно скончал еси./ Темже, преподобномучениче блаженне,/ приими от нас пение/ и исполни, яже ко спасению, прошения.
И ныне, Богородичен.
На стиховне стихиры, глас 2.
Подобен: Доме Евфрафов:
Новый в постницех и мученицех/ явился еси, Ефреме,/ преподобномучениче Христов,/ темже действуеши чудеса/ верою чтущим тя.
Стих: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его.
Претерпел еси крепце/ агарян ухищрения,/ Ефреме преподобномучениче,/ и потоки кровными/ ризы твоя обагрил еси.
Стих: Дивен Бог во святых Своих,/ Бог Израилев.
Безвестно прежде скончався,/ ныне нам познался еси,/ Ефреме богоблаженне,/ и мощи твоя честныя,/ яко богатство, нам даровал еси.
Слава, глас и подобен тойже:
Едине Вседетелю, Боже наш,/ Троице Приснопокланяемая,/ Отче и Сыне и Душе Святый,/ Ефрема молитвами/ помилуй рабы Твоя.
И ныне, Богородичен:
Горнии Тя лицы,/ Богородице Дево,/ поют с дольними,/ славяще непрестанно/ Рождество Твое, Пречистая.
По Ныне отпущаеши: Трисвятое и тропарь зри на велицей вечерни.
На велицей вечерни
Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры, глас 1.
Подобен: Всехвальнии мученицы:
Отче Ефреме,/ издетска стопам Христовым/ в подвизе последовал еси,/ житие равноангельное/ в горе Амомстей проходя, преподобне,/ в нейже злодейство агарянское/ твердо претерпел еси/ и мучеником равностоятелен явился еси,/ пострадав даже до крове.
Отче Ефреме,/ многовидно уязвлен быв телом,/ непреклонен, яко столп,/ предстал еси в мучениих/ и, подвизався, яко безплотный,/ в руце Господни душу предал еси./ Темже почитаем тя,/ яко Христова мученика,/ прославльшагося в безмерных чудесех.
Отче Ефреме,/ прежде незнаемь, явился еси/ и, радости нас исполнив,/ раку святых мощей твоих,/ нас освящающих,/ яко божественное сокровище дал еси,/ от нихже происходит/ исцелений благодать изобильная/ совершающим всечестную память твою.
Отче Ефреме,/ яко Христов служитель теплейший,/ славы многия сподобился еси./ Темже, призываемь,/ всюду предваряеши/ и всем помощь скоро подаеши,/ яве и во сне являяся,/ и даруеши нам/ благодать спасительную.
Отче Ефреме,/ дерзость мучителей низложив,/ благоволением Божиим/ на лета многа прежде сокровен,/ ныне нам явился еси,/ славу жизни вечныя/ и блистание благодати Духа показуя,/ ихже яве сподобятся/ Господеви непорочно поработавшии.
Отче Ефреме,/ многоразличными чудесы и видении/ во обители твоей являяся,/ зрящия тя веселиши/ и изумляеши славою твоею./ Темже, ко святым мощем твоим/ верно притекающих,/ избави всякаго обстояния,/ недугов угашая зной.
Слава, глас 6:
Ангельское жительство восприим от юности, мудре,/ в горе Непорочных вселился еси/ и, постнически подвизаяся,/ непорочен и чист во оправданиих Господних явился еси,/ очистив себе от всякаго вещественнаго пристрастия./ Руками же скверных убиен быв,/ страдальчески житие скончал еси/ и, яко жертва благоприятная/ и всеплодие божественное,/ Троице Святей принеслся еси./ Но, яко во страдальцех преподобен/ и в преподобных мученик сый,/ сугубых венцев сподобился еси/ и чудес благодать от Господа восприял еси,/ преподобномучениче Ефреме./ Темже совершающим память твою/ испроси очищение грехов и велию милость.
И ныне, Богородичен: Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево:
Вход. Прокимен дне и чтения.
Пророчества Исаиина чтение (глава 43): Тако глаголет Господь:
Премудрости Соломоновы чтение (глава 3): Праведных души в руце Божией:
Премудрости Соломоновы чтение (главы 5 и 6): Праведницы во веки живут:
На литии стихиры, глас 1:
Глаголы Давидовы на тебе исполнишася,/ яко неповинен рукама и чист сердцем явился еси,/ преподобномучениче Ефреме./ Ты бо, на горе Непорочных всякую добродетель исправив/ и безстрастия цветы мученическою кровию напоив,/ плод красный израстил еси./ И ныне светло тя почитающим/ чудес сладость источаеши,/ имиже горечь страстей изсушается/ и ко спасению приводятся вопиющия:/ Господи, слава Тебе.
Глас 2:
Добродетелей стезею усердно шествуя,/ Ефреме всеблаженне,/ плоти мудрование умертвил еси,/ душу же чистейшее жилище Всесвятыя Троицы соделал еси,/ света божественнаго исполненное./ И князя тьмы, неистовно нападающа на тя,/ препобедил еси о укрепляющем тя Иисусе Христе/ и, яко злато в горниле,/ многовидными муками искусився,/ вечныя жизни и славы мученическия сподобился еси,/ всем прося мир и велию милость.
Глас 3:
Преподобием сияя/ и Богу непорочно священнодействуя,/ житие постническое и твердость во страдании/ в жертву чисту Христу принесл еси, блаженне./ Ты бо, лютыми агаряны терзаемь,/ смерти не убоялся еси,/ к жизни вечней устремляяся./ И, мученическою украсився светлостию,/ в чертог Вышния славы востекл еси,/ преподобномучениче Ефреме./ Темже совершающим память твою/ испроси у Бога прощение грехов и велию милость.
Глас 4:
Преподобным и мучеником поревновав,/ дарований Духа Утешителя исполнился еси/ и, подвигов тех приобщився,/ равныя благодати сподобился еси,/ Ефреме всеблаженне,/ истинный Божий служителю./ Темже и в нуждах обретающимся,/ во сне и яве дивно являяся,/ многообразно чудодееши/ и спасительную помощь подаеши./ Моли, святе, обители твоей в мире и тишине сохранитися/ и любовию тя чтущим/ подати грехов прощение.
Слава, глас 2:
Постническое житие твое Бог славы восприемь,/ мученическаго благохваления тя сподоби,/ Ефреме, отче преподобне,/ ангельским бо жительством и добрым деланием/ к первому достоянию возводимь,/ неистовства агарян не убоялся еси/ и, яко агнец незлобивый волками лютыми, растерзаемь,/ Христови конечне соединился еси./ Темже, обрет любве исполнение,/ не престай молити о нас прославльшаго тя Господа.
И ныне, Богородичен.
На стиховне стихиры, глас 5.
Подобен: Радуйся:
Радуйся, преподобномучениче Ефреме,/ от юности бо мирския лести возгнушався,/ всем сердцем Всевидца Бога возлюбил еси/ и, равноангельному житию поревновав,/ зельным воздержанием и теплою молитвою/ совершенства в добродетели достигл еси./ Темже и, от агарян беззаконных заклан быв немилостивно,/ мученическая страдания, яко безплотен, прешел еси./ И ныне моли чтущим тя даровати велию милость.
Стих: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его.
Радуйся, преподобномучениче Ефреме,/ преподобным сопричастниче и мучеником украшение,/ доблести тех славный ревнителю,/ звездо многосветлая добродетелей постнических,/ ты бо, от горы Амомския/ благодатию чудес всем возблистая,/ омрачение страстей и скорбей нахождение разрешаеши/ и скорым предстательством недуги врачуеши./ И ныне моли чтущим тя даровати велию милость.
Стих: Дивен Бог во святых Своих,/ Бог Израилев.
Радуйся, преподобномучениче Ефреме,/ в Дусе Святе нас возвеселивый,/ паче же обретением мощей твоих обрадовавый,/ имиже источается благодать обильно./ Сего ради, иже в недузех и страстех сущии,/ отовсюду ко ограде твоей притекают/ и, удобь исцеления приемлюще,/ яве проповедают, славне, твое теплое предстательство./ Темже доброт твоих насладившеся,/ Христа Бога воспевают,/ многими чудодеянии тя возвеличившаго.
Слава, глас 8:
Светом благодати, отче, озаряемь,/ мужественне препобедил еси нахождения служителей тьмы,/ иже нещадно тело твое раздираху./ Ты же, страдания тяжкая претерпевая,/ ко Христу взывал еси:/ приими дух мой, Спасе,/ Иже мене ради волею Пострадавый/ и Источивый ми живот вечный./ И ныне, Ефреме блаженне,/ непрестанно моли спастися тя ублажающим.
И ныне, Богородичен.
Тропарь, глас 1:
Яко солнце, возсиял еси в горе Амомстей,/ преподобномучениче Христов Ефреме,/ и, варварская нахождения претерпев,/ мученически к Богу отшел еси./ Сего ради благодать присно источаеши/ благочестно зовущим:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Прославльшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
На утрени
По 1-м стихословии седален, глас 1.
Подобен: Гроб Твой, Спасе:
Новосветлая звезда Христовы Церкве, воистину явился еси, Ефреме чудотворче, лучами чудес твоих озаряя концы. Темже днесь торжествуем, блаженне, твоего страдания праздник святый, Христа величающе.
Слава и ныне, праздника.
По 2-м стихословии седален, глас 4.
Подобен: Вознесыйся на Крест:
Нашедшии на святую обитель твою агаряне, якоже волцы дивии, тя, Христова агнца кротчайшаго растерзаша многообразными мучении. Темже отшел еси к Небесному граду, отче святый Ефреме, и мученичества венец приял еси.
Слава, и ныне, праздника.
По полиелеи седален, глас 4.
Подобен: Премудрость и Слово:
На гору Амомскую восшед, жития светлостию в горняя ум твой возвел еси и, мученичества течение мужески прошед, в жертву непорочную принеслся еси. Сего ради сугубую честь от Бога приял еси и ныне точиши исцеления, отче Ефреме, притекающим усердно ко святым мощем твоим, ихже в честней обители твоей, яко сокровище божественное, явил еси, блаженне, освящая всех с верою приходящих.
Слава, и ныне, праздника.
Степенна 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми. Всякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 43.
По 50-м псалме стихира, глас 6:
Винограда животнаго розга сый,/ Ефреме преславне,/ мученичества грозд зрелый Церкви возрастил еси,/ добре подвизався./ И ныне таинственный нектар благодати/ теплым твоим заступлением нам источаеши/ и молишися о душах наших.
Канон святаго, глас 1,
егоже краегранесие: Даждь, отче, божественную ми благодать. Герасимово.
Песнь 1
Ирмос: Твоя победительная десница/ боголепно в крепости прославися:/ та бо, Безсмертне,/ яко всемогущая противныя сотре,/ израильтяном путь глубины новосоделавшая.
Славою божественною украшен и света неизреченнаго исполнен, Ефреме богоносе, слово ми подаждь и просвещение ми даруй молитвами твоими, яко да воспою страдания твоя.
Ум твой повеленьми Господними издетска к жизни лучшей направил еси и монах богоносный и непорочный в горе Непорочных соделался еси.
Силу от Бога приим и благочестия являя крепость, агарянская лютая мучения мужественне претерпел еси, Ефреме богоносе, егда простроша на древе тело твое.
Богородичен: Вся чистая и избранная, девства блистающая благодатьми, явилася еси, Всенепорочная, и Бога родила еси воплощаема всем земнородным во спасение.
Песнь 3
Ирмос: Едине ведый человеческаго существа немощь/ и милостивно в не воображся,/ препояши мя с высоты силою,/ еже вопити Тебе, Святый,/ одушевленный храме неизреченныя славы Твоея, Человеколюбче.
Возвысив ум твой к Богу, плоти мудрование благодатию Святаго Духа умертвил еси и, болезньми постническими предподвизая себе ко страданию, безстрастия сосуд явился еси, Ефреме всеблаженне.
Егда видел еси полки агарянския, яко звери лютыя, на божественную ограду твою нападшия, стал еси неуклонно и небоязненно противу кознем их и муки велия, богоносе, претерпел еси.
Долговременная мучения претерпевая, яко безплотен, велиара льстиваго всякую силу твердым противлением твоим, отче Ефреме, победил еси и мучеников венец от Бога приял еси, блаженне.
Богородичен: Яко честнейший Храм и девства всесвятое Селение, Чистая, святых Святейшее Слово плотски нам родила еси. Темже тепле вопию Ти: очисти, Дево, сердце мое от всякия скверны.
Седален, глас 4.
Подобен: Скоро предвари:
Ангельски пожив в воздержании мнозем, кровей теченьми святыя ризы твоя обагрил еси, преподобне. Темже, во обоих подвизех светло блистая, подаждь нам свыше теплыми твоими молитвами во всем помощь, Ефреме скоропослушне.
Слава, и ныне, Богородичен:
Неизреченно Рождшая Творца всяческих избави тления нечистых страстей, всегда мя оскверняющих. Виждь слезы души моея, Богородице, и очисти ум мой от помышлений безместных и даждь сердцу моему умиление, молюся.
Песнь 4
Ирмос: Гору Тя, благодатию Божиею приосененную,/ прозорливыма Аввакум усмотрив очима,/ из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому/ во спасение наше и обновление.
Простерше варвары тело твое, преподобне, ураниша е нестерпимыми муками, ты же, ко Господу горе очима сердечныма взирая, доблественне вся претерпел еси.
Любве ради ко Христу биемый и сокрушаемый нечестивыми агаряны радовался еси, святе, и вся острия губителя крепостию твоею притупил еси, преподобномучениче Ефреме, священнейший.
Прежде неведомь, отче, явился еси игумении Макарии, яже, услышавши речения святых устен твоих, имя твое и житие, преподобномучениче Ефреме, в мире сущим возвестила есть.
Богородичен: Престол явилася еси Бога Вышняго, Тайны непостижимыя Вместилище, содержащи на руках Источника жизни. Сего ради молимся Тебе, Благая Одигитрие: изведи ны из пропасти погибели и буди нам спасительное Пристанище.
Песнь 5
Ирмос: Просветивый сиянием/ пришествия Твоего, Христе,/ и осветивый Крестом Твоим мира концы,/ сердца просвети светом Твоего Богоразумия/ православно поющих Тя.
По чуднем обретении мощей твоих, Ефреме преподобномучениче, действом неизреченным имя твое честное и подвиг крепкий неведущим тя людем открыл еси.
Рака святых мощей твоих, богоносе, благодать Духа Пресвятаго источает и изливает исцелений божественныя струи, отгоняющи страсти лютыя и всякая искушения.
Всем, призывающим имя твое, святе Ефреме, многообразне являешися и подаеши благодать. Темже Аттическая страна, чудес твоих исполнившися, величает Господа.
Богородичен: Жизнодавца Бога плотию рождшая, Пречистая Владычице, оживи мя, умерщвлена лестию лютаго ратоборца, и к жизни лучшей возведи мя.
Песнь 6
Ирмос: Обыде нас последняя бездна,/ несть избавляяй,/ вменихомся, яко овцы заколения,/ спаси люди Твоя, Боже наш,/ Ты бо крепость немощствующих и исправление.
Мучеников твердость явив, мученическия светлости показался еси причастник, богоносе отче Ефреме, противу ярости зверонравных агарян неустрашимо ополчився.
Новый в преподобных и мученицех Ефрем всеславный Божественным Духом вся верныя к веселию таинственному созывает. Егоже честное страдание песньми восхвалим.
Крепостию богоданною яко мученик божественный облачився, разслабленныя воздвизаеши, Ефреме премудре, и одержимым многими недуги избавление подаеши.
Богородичен: В печалех и напастех и искушениих сущим радость непостижимым Рождеством Твоим источила еси, Богородице Приснодево. Темже и мене вечныя радости сподоби.
Кондак, глас 3.
Подобен: Дева днесь:
На горе Амомстей добре подвизался еси, богомудре,/ и тамо мученическое течение скончал еси./ Темже, преподобномучениче Ефреме,/ Жизнодавец сугубыми венцы достойно увенча тя,/ прилежно молящася о душах наших.
Икос:
От юности Христу последовав, отче, мирскаго мятежа и плотския сласти всеконечне отверглся еси и, божественною любовию распалаемь, в горе Амомон ангельски пожил еси, постническими же труды душу и тело очистив, божественныя благодати жилище явился еси. Таже и, скверноубийственными руками находящих иноплеменник ят быв, мученическую крепость показал еси и, многообразным мукам и терзанием противустав, за Христа нуждно умерщвлен был еси. Темже, преподобномучениче Ефреме, Жизнодавец сугубыми венцы увенча тя, прилежно молящася о душах наших.
Синаксарий.
Месяца мая в 5-й день, память совершаем страданий святаго славнаго преподобномученика Ефрема новоявленнаго и чудотворца, иже в стране Аттичестей, на горе Амомон подвизася и в пятомнадесять веце от Рождества Христова пострада.
Стихи:
Постничеству страдание, Ефреме, сочетав,
Достойно прославлен был еси от Господа.
В пятый день, Ефреме, руками убийственными
Мученическую обрет себе кончину.
Сей муж в четыренадесятое лето от рождества своего освятися Господеви, взем на рамо крест свой. И в горе Амомон именуемей, иже во Аттице, в сущей тамо обители, божественным желанием движимый, уединися и постническия подвиги соверши, крайним воздержанием и прочими Христа ради добродетельми очистив себе и явився боговиден.
Но завистию врага и доброненавистника диавола христоборцы агаряны, морем нашедшии, граблению и разорению и убиению вся бывшая в обители предаша. Таже, многим безумием одержимии, и блаженнаго Ефрема лютыми муками и ранами терзаша, дондеже той нуждною смертию душу святую свою в руце Божии предаде в лето Господне 1426, маия в пятый день, во вторник, о часе девятом.
Сия вся совершишася без вести и неявленна пребыша на многая лета, сокровенна глубиною безмолвия и забвения. Обаче в лето тысяща девятьсот пятьдесятое (1950), божественным вразумлением подвизаемая, игумения обители, ейже имя Макария, раскопавши землю тамо во дворе (януария в 3-й день), обрете во мнозе изумлении и священнем страсе мощи преподобнаго сего мужа, небесное благоухание и благовоние источающа. Недоумеющей же и молящейся ей, во еже уведати, коего святаго мужа мощи сия суть, явися ей чуден и святолепен инок, иже вся поведа: имя свое, варварское нашествие сопостат и мученическую свою кончину, еще же и увери ю, яко обретенныя сия мощи его суть. Посему и празднуем обретение честных мощей преподобномучника месяца януария в третий день.
Божественный сей преподобномученик, прославленный от Господа, множество чудес действует призывающим его и многия недуги исцеляет притекающим к священным его мощем, почивающим во святей обители его близ Неа Макри, и во сне и яве множицею являяся, подает помощь и содействует содержимым в нуждах данною ему от Господа благодатию. Того молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси нас. Аминь.
Песнь 7
Ирмос: Тебе, умную, Богородице, пещь,/ разсмотряем, вернии,/ якоже бо отроки спасе три Превозносимый,/ мир обнови, во чреве Твоем всецел,/ хвальный отцев Бог и препрославлен.
Постнический подвиг божественною любовию совершая, преподобне Ефреме, кровьми страдания себе омочил еси и, яко жертва непорочная, Создавшему всяческая принеслся еси, величая Того, яко хвальнаго отцев Бога и препрославленнаго.
Рака мощей твоих, отче Ефреме, силою божественною недуги исцеляющи и демоны прогоняющи, здравие изливает и благовоние Небесное источает всем, благочестно к тебе притекающим.
Аттичестии собори и афиняне благоговейнии во обитель твою честную с верою притекают, просяще богатную благодать твою, Ефреме, ангелов сопричастниче. Юже подаждь и нам, преподобномучениче, услаждая души наша.
Богородичен: Яко неистощимый Источник щедрот божественных, Всенепорочная, жаждущей души моей воду жизни ныне источи и зной безмерных моих скорбей утоли, да пою, Богородице, славу Твою несказанную.
Песнь 8
Ирмос: В пещи отроцы Израилевы,/ якоже в горниле,/ добротою благочестия чистее злата блещахуся, глаголюще:/ благословите, вся дела Господня, Господа,/ пойте и превозносите во вся веки.
Терпящу ти горькая досаждения от мучителей, отче Ефреме, божественным твоим смирением сломил еси врага гордыню превознесенную, взывая: благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите во вся веки.
Воистину от Христа по достоянию прославлен был еси, отче, и по времени мнозе, яко сокровище, нам явился еси, Ефреме, научая взывати: благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите во вся веки.
Крепость души твоея показуя, каплющею кровию твоею злобное неистовство агарян потопил еси. И, внегда умирати тебе, благодати Духа Святаго исполнився, молился еси, Ефреме: Владыко Христе, в руце Твои предаю дух мой.
Богородичен: Неискусомужно родила еси Христа и по Рождестве, яко прежде Рождества, пребываеши, Приснодева Чистая. Сего ради взываем Ти: радуйся, чистоты Сосуде всесвященный, едина Благодатная, во вся веки.
Песнь 9
Ирмос: Образ чистаго рождества Твоего/ огнепалимая купина показа неопальная;/ и ныне на нас напастей свирепеющую угасити, молимся, пещь,/ да Тя, Богородице,/ непрестанно величаем.
Мученически запечатлев житие твое, венец небесный от Христа приял еси, отче, и Древу Жизни предстал еси, Ефреме преподобномучениче, вечныя радости сподобляемый и причастием божественным обожаемый.
Равный преподобным явился еси, отче, в посте и молитве жительствуя, и равночестен страстотерпцем соделался еси, терпя агарян нахождение, Ефреме преподобномучениче. Темже сугубыя почести улучил еси.
Память совершающе днесь твоего крепкаго страдания, вопием ти: всегда сохраняй от всякия нужды и скорби обитель твою, чтущую тя, Ефреме преподобномучениче, и нам подавай яже ко спасению полезная.
Нужднейшую смерть претерпел еси, преподобномучениче, и бурею нестерпимых мук тихаго пристанища вечныя славы и светлости достигл еси. Темже всегда молися о чтущих тя, отче Ефреме, блаженне.
Богородичен: Высоту несказаннаго Рождества Твоего, Дево, кто изглаголет? Ты бо плотию родила еси Безплотнаго, Бога же и Человека. Сего ради Тя, Богородице, непрестанно величаем.
Светилен.
Подобен: Жены услышите:
Постническими бореньми житие твое просветил еси и мученическими подвиги яко жертва благовоннейшая и приношение благоприятное Господеви принеслся еси, Ефреме. Темже всегда молися о верою почитающих священная страдания твоя.
Слава и ныне, праздника.
На хвалитех стихиры, глас 4.
Подобен: Яко добля в мученицех:
От юности, святе,/ Христови последовал еси/ и, мирския красоты отвергся,/ жительства светлостию/ и страдальческими подвиги/ в горе Амомон просиял еси./ Темже и Христа сугубо прославил еси/ и ликом ангельским,/ Ефреме, сочетался еси.
Яко звери дивии/ уязвляху тя нашедшии агаряне,/ ты же, яко овча незлобивое,/ вся претерпел еси,/ непреложным умом взирая ко Христу./ И в руце Его дух твой, радуяся, предал еси,/ прият быв лики ангельскими,/ яко твердый преподобномученик,/ Ефреме, радование наше.
В преподобных, яко преподобен,/ сияеши, блаженне,/ и в страстотерпцех, яко мученик божественный,/ во обоих бо трудех изрядствовал еси, святе,/ и Христа прославил еси./ Сего ради и Той, прием святыя твоя подвиги,/ чудес тебе благодать даде./ Егоже моли непрестанно,/ Ефреме святе, о чтущих тя.
Благоволением лучшим/ светло тя Прославльшаго/ по мнозех летех честныя твоя мощи/ в земли сокровенныя, преподобне,/ ныне явишася, яко цвети мысленнии,/ благоухание Небесное источающе/ и чудодействующе обильно исцеления/ верою прибегающим к тебе,/ Ефреме богомудре.
Слава, глас 5:
Добродетели одежду кровию страдания обагрил еси,/ подвизався законно, преподобномучениче Ефреме,/ победив бо бесовския невидимыя полки,/ множества видимых враг стремлений не убоялся еси,/ вышних ища и вожделея./ И, яко воин Христов, во всем доблествовав,/ в чертог приносущныя жизни востекл еси./ Темже, причастник сый божественнаго света,/ тьмы страстей избави ны,/ благочестно празднующих память твою.
И ныне, праздника.
Славословие великое и отпуст.
На Литургии
Блаженны от канона праздника, песнь 6-я на 4 и святаго, песнь 6-я на 4. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми. Апостол к Римляном зачало 97. Аллилуиа, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Матфеа, зачала 21-23 (глава 7:12-21). Причастен: В память вечную будет праведник:
Молитва
О, святый отче Ефреме, преподобных единовсельниче и мучеников сопричастниче, возлюбивый Господа Бога всем сердцем и Тому даже до конца последовавый!
Ты первее постом и молитвою душу твою очистил еси и произволением твердым, якоже мечем, вся страстныя помыслы посекл еси. Таже, егда прииде время твоего страдания, не убоялся еси мучителей, но молитвою к Богу отразил еси нахождения диавола. И, якоже един от древних великих страстотерпцев, претерпел еси вся муки, елика безумнии врази измыслити возмогоша. Конечне же и смерть за веру Православную приял еси и силою Креста Христова агарянское нечестие посрамил еси.
Сего ради прославляем подвиги твоя, отче Ефреме, почитаем страдания и молимся: умилосердися о нас, грешных, и житие наше плодоносно покажи. Да падут обильныя слезы покаяния на изсохшую землю душ наших, и да обратится сия из пустыни неплодныя в сад божественных добродетелей, да утвердится оградою воздержания, да процветет цветом чистоты и целомудрия и принесет плод сторичный делы милосердия и любве к Богу и ближнему. Да услышим и мы сладкий глас Владыки Христа: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.
Ина молитва
О, преподобномучениче Ефреме, дивный чудотворче и великий миру светильниче! Ты от юности Христа возлюбив, Тому Единому вседушно последовал еси. Жития же монашескаго взыскуя, на горе Амомон вселился еси и тамо, плоть распиная и непрестанную молитву в сердце твоем совершая, многими слезами душу твою от страстей очистил еси.
Сего ради уготовася тебе путь превосходнейший, не токмо в Сына Божия веровати, но и по Нем страдати. Темже муки горчайшия за Христа радостно приял еси и, никакоже агарян нечестивых устрашився, на долзе времени мучения телесная терпел еси, таже, дивное мужество показуя, кровь твою, яко многоценное миро, на землю пролиял еси. Егда же безумнии агаряне, желавшии тя от Христа отринути, узреша, яко ничтоже успевают, на древе стремглав простроша тя и палицею горящею святое тело твое прободоша. Ты же, претрудный путь свой совершив, кротко душу твою в руце Божии предал еси.
Темже, яко молния на небо возшел еси, достигнув возлюбленнаго тобою Господа. Иже прием тя, яко вернаго воина, увязе главу твою честную венцем нетленныя славы и отре всякую слезу твою, на веки с Собою сочетавая. Кто ныне возможет разлучити тя от любве Божия? Кто исхитит у тебе светлую диадиму, дарованную Небесным Царем? Кто лишит тя вечнаго жительства во граде Господнем? Воистину неотъемлемое наследие и причастие со святыми восприял еси на Небесех. Ныне же на земли просия слава твоя, святый отче Ефреме. Аще бо и безвестно в мире сем пострадал еси, обаче Творец всяческих, ведый тайная, в последок дний сих яви сокровенныя в земли твоя мощи, подвиги твоя явлены сотвори и дарова ти велию благодать исцелений в помощь и утешение роду христианскому. Сего ради потоки чудес источил еси, отче Ефреме, притекающим к святей твоей раце, расслабленныя укрепляя, слепым зрение подавая, хромыя возставляя и иными многими и неисцельными недугами содержимыя люди врачуя. И даже до днесь вся концы вселенныя просвещаеши многоразличными дивными чудесы и видении.
О, святче Божий, не остави и нас, убогих, оскудевших в вере, любви и добрых делех, возстави нас падших в страсти, даруй нам слезы покаяния, утверди твоею крепкою к Богу молитвою, исцели наша недугующия души и телеса. Просвети наш ум последовати евангельским заповедем, возжзи в сердцах наших неугасимую любовь ко Спасу и ближним нашим, даруй нам благими делы прославляти Отца нашего Небеснаго, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Единородным Его Сыном и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
[1] Гора Амомон – (греч) гора Непорочных. Здесь в древности находилось множество монашеских обителей.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 1
На горе́ Непоро́чных я́ко со́лнце возсия́л еси́,/ и му́ченически, богоно́сне, к Бо́гу изше́л еси́,/ ва́рварское наше́ствие претерпе́л еси́,/ Ефре́ме великому́чениче Христо́в,/ си́м при́сно источа́еши благода́ть все́м благоче́стно вопию́щим ти́./ Сла́ва да́вшему ти́ кре́пость,/ сла́ва просла́вльшему тя́,// сла́ва подаю́щему тобо́ю все́м исцеле́ния!
Перевод: На горе Непорочных (гора Амомон, от греч. Αμώμων - Непорочных) как солнце ты воссиял и как мученик, богоносный, отошел к Богу. Претерпел ты нашествие мусульманское, великомученик Христов Ефрем, потому всегда источаешь благодать всем с благочестием взывающим к тебе: «Слава Давшему тебе силу, слава Прославившему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».
Кондак, глас 3
На горе́ Непоро́чных подвиза́лся еси́, богому́дре,/ и на се́й проше́л еси́ му́ченичества пу́ть,/ сего́ ра́ди сугу́бым венце́м Живодавец досто́йно тя́ венча́л е́сть,/ священному́чениче Ефре́ме,// приле́жно прося́ща поми́ловати славосло́вящих тя́.
Перевод: На горе Непорочных ты подвизался, богомудрый, и прошел на ней путь мученичества, поэтому Податель жизни по достоинству венчал тебя особым венцом, священномученик Ефрем, настойчиво просящий помиловать прославляющих тебя.
Молитва
О, пресла́вный священному́чениче Ефре́ме! и ско́рый помо́щниче Христиа́ном в боле́знех! Ве́рую от всея́ души́ и помышле́ния, я́ко даде́ся тебе́ от Го́спода да́р боля́щия врачева́ти и разсла́бленныя укрепля́ти. Сего́ ра́ди к тебе́, я́ко благода́тному врачу́ боле́зней, а́з немощны́й прибега́ю и, тво́й досточти́мый о́браз с благогове́нием лобыза́я, молю́ся: твои́м предста́тельством у Царя́ Небе́снаго испроси́ мне́ боля́щему исцеле́ние от удруча́ющия мя́ боле́зни, а́ще бо и недосто́ин е́смь тебе́, бла́гостнейшаго отца́ и при́снаго засту́пника моего́, но ты́, бы́в подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ мя́ досто́йна твоего́ заступле́ния чрез мое́ обраще́ние от злы́х де́л к благо́му житию́, уврачу́й оби́льно дарова́нною тебе́ благода́тию я́звы и стру́пы души́ и те́ла моего́, да́руй ми́ здра́вие и спасе́ние и во все́м благо́е поспеше́ние, да та́ко, ти́хое и безмо́лвное житие́ пожи́в во вся́ком благоче́стии и чистоте́, сподо́блюся со все́ми святы́ми сла́вити Всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?