Мученик Дими́трий Пелопонесский, Трипольский
Дни памяти
Житие
Мученик Димитрий[1] жил на рубеже XVIII–XIX веков. Он родился в деревне на Пелопоннесе. Мачеха плохо к нему относилась, поэтому он в раннем возрасте покинул родной дом и стал бродячим каменщиком. Живя в Триполи, он нанялся подмастерьем к парикмахеру-турку. Частое общение с турецкими детьми и постоянное давление привели его мало-помалу к тому, что он отрекся от веры и перешел в ислам с именем Мехмед. Он увлек в ту же гибельную пропасть и брата, который пришел укорить его в измене.
Однако, узнав, что в город приходил отец, чтобы вернуть его на путь истинный, и, не найдя, ушел, Димитрий осознал всю тяжесть своего греха, и его охватило спасительное раскаяние. Отступник решил бежать, но не сумел найти проводника, поэтому был вынужден остаться на службе у господина, постоянно терзаемый угрызениями совести.
Наконец он решил сесть на корабль, идущий в Смирну. Достигнув города Магнисии, Димитрий отправился в монастырь Предтечи, неподалеку от города Кидонии, где исповедовался игумену и нашел временное пристанище. В обитель постоянно прибывало множество паломников, что казалось ему неблагоприятным для покаяния. Поэтому Димитрий покинул монастырь и некоторое время работал продавцом кофе, затем парикмахером, дабы собрать необходимую сумму на изготовление лампады, которую он пообещал пожертвовать для иконы Предтечи – проповедника покаяния.
С этого времени в нем начал гореть огонь любви Христовой, и пламя разгоралось все сильнее от чтения повествований о новомучениках. Тогда он решил вернуться в места, где отрекся, дабы там исповедать веру во Христа и омыть своей чистой кровью совершенный грех. Димитрий отправился посоветоваться к святому Макарию Коринфскому (память 17 апреля), который в то время жил на Хиосе.
Святой мудро увещевал его, говоря, что исповеди и покаяния достаточно для прощения даже самого тяжелого греха, как, например, отречение святого апостола Петра. Но добавил, что дело покаяния – это долгий и трудный путь, надо быть смиренным и сокрушенным сердцем во все дни жизни, поэтому некоторые, боясь снова впасть в грех, предпочитают идти наиболее быстрым путем – путем мученичества, дабы таким образом заслужить рай. Согласно святым отцам, «мученическая смерть – очищение грехов и обилие благодати». Но, видя юный возраст Димитрия, святой Макарий сказал ему, что «дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26:41), и посоветовал следовать по пути покаяния в аскезе и безмолвии.
Эти отеческие увещевания еще более разожгли в сердце раскаявшегося отступника стремление к мученичеству, поэтому он решил подвергнуть себя тяжелым испытаниям аскезы. Каждую ночь он бодрствовал на пустынной и холодной горе, проливая множество слез и нанося себе в грудь столь сильные удары, что у него шла носом кровь. Его душа ликовала от чтения деяний новомучеников, и, возрастая день ото дня, он сгорал от нетерпения последовать их примеру. Наконец его новый духовник, святой Никифор Хиосский (память 1 мая), дал ему благословение вернуться на Пелопоннес, чтобы исповедовать там христианскую веру и попытаться вернуть брата на путь истинный.
Приплыв на Аргос, Димитрий поселился у учителя по имени Исаия, который заботился о нем и рассказывал о подвигах мучеников, еще более укрепляя святого на его пути. Подвижник ел лишь раз в неделю, и жажда мученичества разгорелась в нем с такой силой, как если бы он был пылающим костром.
В 1803 году, на Фоминой неделе, он вернулся в Триполи, по пути приветствуя знакомых христиан и рассказывая о своем намерении. Во время ночного бдения ему было видение, в котором некто, облаченный в свет, увещевал его более не задерживаться и пообещал свою поддержку. Причастившись святых таин, Димитрий прошел по городу, чтобы все увидели на нем христианские одежды, но турки не узнали его. Опечаленный неудачей, он в слезах пришел к священнику Антонию, который уговаривал его отказаться от замысла. Но не потеряв надежды, святой почувствовал еще более сильное стремление к мученической смерти.
Добившись все же разрешения священника, он бегом устремился в мастерскую своего прежнего хозяина и приветствовал всех словами: «Христос воскрес!» Подмастерья из турок, узнавшие Димитрия, решили, что он сошел с ума, и попытались образумить, дабы спасти ему жизнь. Несмотря на настоятельные просьбы бывших хозяев, святой остался на пороге дома, говоря, что не сойдет с места, пока не загладит свою вину ценой крови. Тогда один турок схватил его и повлек к судье. Все христиане города стали молиться об исповеднике.
Судья, изумленный настойчивостью молодого человека, отправил его к правителю, не вынеся приговора, полагая, что тюремное заключение заставит его передумать. На все вопросы Димитрий отвечал лишь одно: «Я христианин и поклоняюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу – Троице единосущной и нераздельной!» Когда правитель в итоге вынес смертный приговор, лицо мученика озарилось сверхъестественной радостью.
Димитрий устремился на место казни, как олень к водному источнику (см.: Пс.41:1). Достигнув центра площади, он воскликнул: «Слава Тебе, мой Христос распятый! Ты заслуженно осудил меня, грешного, пролить кровь ради Твоего святого имени!» Затем святой преклонил главу. После первых двух ударов мученик произнес: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» После третьего удара Димитрий предал душу Богу.
Источник: «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», изд-во Сретенского монастыря.
Примечание
[1] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Жития и книги в библиотеке
- Память святого мученика Димитрия Пелопоннесского иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Я как-то особенно ярко ощутил, что всякие обстоятельства в жизни — и происшествия, и испытания, и неожиданности — дело второстепенное. Основа, первое, — это постоянная связь с Единым и Вечным. Есть она, тогда всё происходящее, хотя бы и самое тяжелое, можно переносить равнодушно или, вернее, — покойно. Главное-то ведь имеется, а всё прочее — преходящее. В Главном же и Едином, как в Полноте, всё есть и всё в Нем, а посему никакие утраты этой жизни не страшны... Основное... оно прочно и не может поколебаться. Вечное — нерушимо.
свщисп. Роман Медведь
19 декабря 1240 года произошло падение Киева под нашествием монголо-татарских войск хана Батыя.
Должно делать добро ближним по возможности тайно
Список храмов с престольным праздником в честь святителя Николая