Мученик Дави́д Двинский
Дни памяти
Житие
Сурхан, в Крещении Давид[*], происходил из персидского княжеского рода Хорасана и появился в Армении в годы правления «великого Амазаспа», который был назначен правителем страны после смерти своего тестя Феодора Рштуни (658 г.) и оставался в этой должности три года (658–661 гг.). Сурхан участвовал в походе арабов на Армению в VII в. при патрикии Армении Григоре Мамиконяне (661–685 гг.) и католикосе-халкидоните Анастасии (661–667 гг.), преемнике и бывшем постельничем св. Нерсеса Строителя.
Согласно Мученичеству, в Армении Сурхан пришел к великому князю Григору просил его дать ему Христово Крещение. Великий князь, став восприемником его от воды святой купели, назвал его именем своего отца Давида и пожаловал ему во владение селение Дзаг Котайкской области.
Св. Давид мученически пострадал от востикана Абдаллы «после того, как сарацины овладели страной Армянской», т. е. примерно в 703 г., когда армянских наместников или правителей впервые сменили арабские востиканы. Абдалла истязал св. Давида страшными побоями, оковами и тюрьмой за веру в Христа. Но непокорившийся и мужественно устоявший святой старец был распят на кресте и, пронзенный стрелой, скончался[1].
Мученическая смерть Давида Двинеци датируется 22 января 703 г. Дата уточнена И. Абуладзе[2] на основе содержащегося в грузинской рукописи X в.[3] перевода жития Давида, который был сделан с древнеармянской рукописи VIII в.
В западных православных календарях св. Давид упоминается как Давид Эчмиадзинский.
Мученичество Давида Двинского является одним из популярных мартириев армянской агиографии раннего средневековья. Исторические и побочные источники позволяют установить лишь приблизительное время возникновения Мученичества. Самое раннее упоминание о нем встречается у Ованеса Драсханакертци. Оно также было хорошо известно многим историографам X–XIII вв. – Степаносу Таронеци, Самвелу Анеци, Мхитару Айриванеци, Вардану Аревелци, Киракосу Гандзакеци. Свидетельством существования «Мученичества Давида Двинского» ранее X века является также грузинский перевод.
Примечания
[*] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
[1] «История Армении» католикоса Ованеса Драсханакертци, с. 92.
[2] Грузино-армянские литературные связи в IX–X вв. Исследование и тексты. Тбилиси, 1944. с. 167
[3] Описание рукописи см.: Н. Марр. Агиографические материалы по грузинским рукописям Ивера. Часть первая. Описание пяти пергаменных рукописей. ЗВОРА, т. XII, СПб. 1901 г.
Жития и книги в библиотеке
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Друг, обличающий тайно, — мудрый врач, а врачующий пред глазами многих есть ругатель.