Преподобная Да́рия Сезеновская (Лебедянская), старица
Дни памяти
10 августа - Собор Тамбовских святых
23 сентября - Собор Липецких святых
Житие
Краткое житие преподобной Дарии Сезеновской
Старица Дария родилась в селе Пиково (известном также под названием Никольские рясы) Раненбургского уезда Рязанской губернии в 1772 году в семье государственного крестьянина Дмитрия Гавриловича Кутукова.
Девочка росла живой и веселой и общительной, но по достижении брачного возраста, объявила о нежелании выходить замуж. Во время свадьбы младшего брата, она под предлогом вывиха руки отправилась в село Нижне-Ломовое, расположенное на другом берегу реки, к своей родственнице – просить ее найти хорошую костоправку. У переправы она отдала шубу и серьги сопровождавшим ее, велела просить у отца благословения и переправилась на другой берег. Больше известий о ней не было.
Дария отправилась к старцу Илариону, который благословил ее идти в Меловые Горы в женский монастырь. В то время начальнице обители Агафии, старице высокой жизни, было во сне явление - к ней идет «кроткая, незлобивая голубица», которую велено подобающе встретить. Все 7 лет пребывания в обители Дария с великим смирением служила сестрам, неся послушание в трапезной. Для проживания в монастыре был необходим паспорт. Получив его, Дария стала ходить по святым местам, ища более строгого жития. Ее странствия закончились, когда отец построил 35-ти летней дочери келью в селе Головинщине, где в течение 12 лет она пекла просфоры для окрестных церквей.
В 1817 году Дария встретилась с юродивым Иоанном в келье старца Задонского монастыря иеросхимонаха Агапита, который велел ей отвести Иоанна к отцу Илариону.
Прибыв к старцу Илариону, Дария просила того взять Иоанна к себе в услужение, но провидя подвижническую жизнь юноши, он отказался со словами: «Не Иоанн мне, а я Иоанну должен служить: он старее меня».
Вслед за Иоанном к отцу Иллариону прибыл князь Федор Николаевич Несвицкий – владелец села Сезеново. Его-то старец и уговорил поселить юродивого Иоанна у себя в поместье. Князь не посмел отказать старцу, т.к. видел во сне видение, с явным указанием, что воля Божия жить Иоанну в Сезеново.
Дария Димитриевна, проживая в селе Головщино, навещала затворника и пользовалась его духовными советами.
В 1828 году она построила себе невдалеке от келии подвижника особую небольшую кельицу и Бога ради стала прислуживать ему. Своими мудрыми наставлениями затворник приготовлял ее к тому великому подвигу, для которого промысл Божий привел ее в Сезеново: быть строительницею храмов, быть доброй матерью не только насельницам будущей обители, но и мирянам, приходившим к ней за советом.
За год до своей кончины, в 1838 году преподобный начал постройку каменного семипрестольного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. После смерти затворника Дария продолжила строительство. Но недобрые люди различными кознями удалили ее из Сезенова. Ей пришлось отправиться в Борисовскую женскую пустынь Белгородского уезда. Но изгнавшие Дарию завистники, взявшие на себя строительство Казанского храма, не смогли его продолжить, и вынуждены были просить ее вернуться.
Подвижница взялась за прежние труды, и семипрестольный храм был воздвигнут за три года. Келью затворника Иоанна она преобразовала в Преображенский храм. Трудами подвижницы начата постройка храма во имя Рождества Христова. Попечением Дарии был выкопан колодец, вода из которого обладала целительной силой.
1 октября 1849 года с высочайшего изволения была открыта женская община, получившая название Сезеновской Иоанновской. Ее начальницей была избрана преподобная Дария. А 11 апреля 1853 года по благословению Священного Синода община была преобразована в третьеклассный заштатный Иоанно-Казанский женский монастырь. Первой настоятельницей монастыря из-за преклонного возраста старицы Дарии была избрана ее верная помощница Евфимия Моргачева, которая приняла постриг с именем Серафимы, а в 1855 г. награждена саном игумении. Дария же, сложив с себя бремя правления, не переставала трудиться для монастыря до своей кончины.
Она имела твердый и решительный характер, со всеми была ласкова и приветлива. За свои подвиги она получила от Господа дар прозрения.
За три года до своей кончины старица велела срубить яблоню, росшую по правую сторону от церкви Преображения Господня, предсказав, что на этом месте будет ее могила.
После кратковременной болезни преподобная Дария 28 июля 1858 года, на 85-м году жизни, окончила свои земные подвиги. По смерти хотели положить ее тело под храмом, как храмосозидательницу, но не получили на это разрешение. И похоронили ее в том самом, ею указанном месте.
В 1864 году на месте маленького храма в честь Преображения Господня возвели каменный двухэтажный храм во имя Пресвятой Троицы. Под ним оказалась и могила преподобной Дарии.
Полное житие преподобной Дарии Сезеновской
Кутукова Дария Дмитриевна, 1782, с. Пиково Раненбургского уезда Рязанской губернии - 28.07.1858, Сезёновский Иоанновский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. монастырь) Основным источником сведений о святой является краткое жизнеописание, вошедшее в изданную в 1866 г. в С.-Петербурге брошюру о Сезёновском монастыре и старце Иоанне Сезёновском. Впоследствии житийный канон дополнялся воспоминаниями очевидцев, публикациями в епархиальных изданиях; наиболее авторитетными являются сведения, собранные свящ. Георгием Тихонравовым (1878).
Дария родилась в крестьянской семье (отец - Дмитрий Гаврилович, из служилых людей-однодворцев), обучилась грамоте, была трудолюбива, общительна. Достигнув брачного возраста, отказалась выходить замуж. Во время свадьбы младшего брата Василия под предлогом вывиха руки отправилась в с. Нижнеломовое, расположенное на другом берегу реки, к родственнице просить ее найти хорошую костоправку. Но в с. Нижнеломовом Дарию никто не видел. Родственники решили, что она утонула.
Согласно жизнеописаниям, по совету старицы Евфимии Григорьевны Поповой (монахии Евгении), проживавшей в с. Каликине Лебедянского уезда Тамбовской губернии, Дария направилась «в леса» - к старцу Илариону (Фокину). Подвижник направил ее в обитель в Меловых горах (вероятно, близ г. Павловска Воронежской губернии). Настоятельница старица Агафия (Лукьянова), извещенная во сне, что «в монастырь идет кроткая незлобивая голубица», приняла Дарию в число насельниц. В течение 7 лет Дария несла послушание в трапезной, «причем, доставала из печи огненные чугуны голыми руками». Сохраняла обет молчания, ни с кем не разговаривала, лишь к старшим обращалась со словами «прости» и «благослови». По благословению старицы Агафии вернулась к родителям.
Следующие 8 лет Дария жила в г. Тамбове с духовной сестрой Агафией Ивановой, посвятившей себя безмолвию и молитве. Паломничала в Ростов, Муром, Киев и др. города. Отец выстроил для Дарии келью близ храма с. Головинщино Раненбургского уезда, где Дария по благословению Илариона Троекуровского, проживавшего в с. Колычеве, пекла просфоры для окрестных храмов. Во время посещения в декабре 1817 г. задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря и иеросхим. Агапита (Болховитинова) познакомилась с юродивым Иоанном Лукичом Быковым. Они вместе отправились в с. Сезёново Лебедянского уезда, где прп. Иоанн нашел место для затвора. Прп. Иларион (Фокин) поручил святой заботиться о блж. Иоанне, в 1828 г. Дария построила келью в этом селе и до 1839 г. служила ему в качестве послушницы.
По инициативе Дарии была основана Сезёновская женская обитель, в 1838 г. началось строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Но в 1846 г. преследуемая завистниками подвижница удалилась из Сезёнова в Борисовский в честь Тихвинской иконы Божией Матери женский монастырь. У гонителей начались нестроения, и вскоре они вынуждены были просить Дарию вернуться. Через 3 года Казанский храм был достроен, украшен присланными из Санкт-Петербурга 70 иконами, а в октябре 1849 г. полностью освящен еп. Тамбовским Николаем (Доброхотовым). Позже Дария руководила возведением храма в честь Рождества Христова, а келью затворника Иоанна преобразовала в храм Преображения Господня. По инициативе Дарии были построены гостиница, каменная ограда, приобретено более 50 десятин земли «для обеспечения быта монашествующих». Своими руками Дария выкопала колодец, воду из которого местные жители считали целительной. 1 октября 1849 г. Дария была официально утверждена начальницей Сезёновской Иоанновской женской общины, которая 12 июня 1853 г. была преобразована в нештатный общежительный монастырь. Начальницей обители из-за преклонного возраста Дарии была избрана ее помощница игумения Серафима (Моргачёва), в схиме Евфимия.
Дария имела твердый и решительный характер, но с сестрами и богомольцами была заботлива и гостеприимна. Подвижница стяжала благодатные дары любви к людям и прозрения, для беседы с ней приходили паломники из различных епархий, доступ к старице был открыт всем и всегда, кроме часов келейной молитвы. За 3 года до смерти Дария велела срубить яблоню близ Преображенского храма обители, предсказав, что на этом месте выкопают для нее могилу. По смерти насельницы хотели похоронить Дарию под церковью, но не получили на это разрешения. В 1864 г. над Преображенским храмом, ставшим пещерным, был возведен собор во имя Св. Троицы, превышающий по площади Преображенский. Под собором оказалось и захоронение Дарии. По завещанию преподобной после ее кончины в монастыре были открыты приют для детей и женское училище с прогимназическим курсом.
В 1930 г. Сезёновский монастырь был закрыт. 25-26 июля 2005 г. в пещерном храме Троицкого собора при разборке мусора у левой стены, в склепе, который считается захоронением игумении Сезёновской прп. Серафимы, и справа от центрального алтаря, в склепе, который по описанию принадлежит Дарии, были обнаружены останки 2 скелетов и фрагменты гробов, облачений, обуви, разбитые стеклянные флаконы. По благословению еп. Липецкого и Елецкого Никона (Васина) обретенные мощи подвижниц были перезахоронены там же. На месте монастыря ведутся реставрационные работы, действует небольшая женская община.
Старица Дария прославлена в 1988 г. в Соборе Тамбовских святых и в 2002 г. в Соборе Воронежских и Липецких святых.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Не Богу нужны наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся... молитва необходима нам: она усвояет человека Богу.