Священномученик Асинкри́т
Дни памяти
Житие
Священномученик Асинкрит[1] (греч. ̓Ασύγκριτος). Время жизни неизвестно. Его иногда отождествляют с апостолом Асинкритом.
По сведениям греч. синаксарей, усечен мечом (в слав. переводе - секирою). В Петровом Синаксаре XI в. говорится о том, что служба св. Асинкриту совершалась 20 июня в храме мц. Ирины у моря[2], Синаксарь Константинопольской церкви X в.[3] и Типикон Великой церкви X в.[4] уточняют, что празднование происходило в мартирии мч. Исидора «внутри» церкви мц. Ирины (т. е. в приделе данного храма). В ряде стишных синаксарей память сщмч. Асинкрита отмечена 19 июня[5].
Наиболее ранним свидетельством почитания сщмч. Асинкрита на Руси является упоминание его памяти в месяцеслове Евангелия[6]. В нестишном Прологе, перевод которого был осуществлен на Руси в первой половине XII в., под 20 июня указывается память сщмч. Асинкрита без жития[7]. В состав Стишного Пролога, переведенного в первой половине XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне), под 19 июня включен стих сщмч. Асинкриту[8]. В Великих Минеях Четьях под 19 июня помещены память и стих сщмч. Асинкриту[9].
В греческих рукописях сохранился канон сщмч. Асинкриту первого плагального, т. е. пятаго, гласа без акростиха гимнографа Георгия, имя которого вписано в Богородичны; начало: «Ταῖς νοηταῖς ἀκτῖσι καταλάμπεται» (Умными лучами освещаем). В современной богослужебной практике православных Церквей последование сщмч. Асинкриту не поется.
Примечания
[1] Память 19 и 20 июня (греч.). Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
[2] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 187
[3] SynCP. Col. 757-758
[4] Mateos. Typicon. Т. 1. P. 316
[5] напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.
[6] РНБ. F. п. I. 118. Л. 127об., XIII в.
[7] РГАДА. Тип. 174. Л. 97; Тип. 175. Л. 82, 1-я пол. XIV в.
[8] Скопленкая митрополия. М-1. Л. 211об., 3-я четв. XIV в.
[9] Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 231 (2-я паг.)
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Смотри вперед – с надеждой,
назад – с благодарением,
наверх – с молитвой,
вниз – с покаянием,
внутрь – со вниманием!
А вокруг – с любовью!
игумен Тихон (Борисов)