Преподобный Анто́ний (Медведев), архимандрит
Дни памяти
19 июля - Собор Радонежских святых
Житие
Преподобный Антоний (Медведев) (1792–1877), архимандрит, наместник Троице-Сергиевой Лавры, был рожден 6 октября 1792 года в семье вольноотпущенного крестьянина графини Е.И. Головиной, служившего поваром у князя Е.А. Грузинского в селе Лыскове. Наречен в Крещении Андреем. Отец умер, когда ему было 4 года, в семье осталось четверо детей. Мать дала мальчику христианское воспитание, он обучился грамоте и стал учеником аптекаря при больнице в Лыскове, впоследстии князь Грузинский поручил ему заведование больницей. Обладая прекрасным голосом, Андрей пел в церковном хоре. В 1812 года, из-за недостатка врачей прикомандированный к Нижегородскому ополчению, А.Г. Медведев получил официальное разрешение на врачебную практику.
Под влиянием настоятельницы Арзамасской Алексеевской женской общины игумении Олимпиады (Стригалёвой) решил принять монашество. По указанию явившегося ему во сне преподобного Андрея Критского, его небесного покровителя, 27 июля 1818 года он стал послушником в Сарове. Пробыв около полутора лет в Саровской пустыни, он вернулся в Арзамас и поступил в Высокогорскую пустынь.
27 июня 1822 году принял монашество с наречением в честь преподобного Антония Киево-Печерского. 20 июля епископом Нижегородским Моисеем был рукоположен во иеродиакона, а 22 июля того же года – во иеромонаха. Игумения Олимпиада оставалась духовной наставницей Антония до своей кончины в 1828 году.
9 июля 1826 года епископом Нижегородским Мефодием Антоний был определен строителем Высокогорской пустыни и присутствующим в Арзамасском духовном правлении. Благодаря усердным трудам нового строителя пустынь вскоре стала процветающей. Личность настоятеля, его служение и дар слова привлекали из Арзамаса и окрестностей многих богомольцев, которые обращались к нему с просьбой быть их духовным отцом.
При вступлении Антония в должность строителя пустыни в ней было 20 человек братии, при переходе его в Троице-Сергиеву Лавру – 90 человек.
Антоний неоднократно ездил в Саров для беседы со старцами, особенно с преподобным Серафимом.
23 февраля 1831 года скончался наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Афанасий (Фёдоров). За 2 месяца до его кончины преподобный Серафим предсказал назначение Антония следующим Лаврским наместником, и, действительно, 26 февраля митрополит Московский, святитель Филарет предложил Антонию принять это служение.
10 марта 1831 года Антоний прибыл в Москву, 15 марта был возведен в сан архимандрита в церкви преподобного Сергия Радонежского на Троицком Сухаревском подворье в Москве и 19 марта приехал в Троице-Сергиеву Лавру.
При Антонии в Лавре был основан Гефсиманский мужской скит (освящен 28 сентября 1844 года), из «холодных» храмов стали отапливаемыми Троицкий собор, Никоновская, Духовская, Смоленская церкви, была построена Варваринская церковь и капитально отремонтирована крепостная стена. В 1832 году из братских келлий в Донском (Варваринском) корпусе была организована странноприимная мужская больница, за стенами Лавры – женская больница и богадельня.
В 1838 году на месте сгоревшей гостиницы был создан дом призрения, где разместились богадельня, больница и домовая церковь. В Угловой (Пятницкой) башне организовано училище и приют для сирот на 100 человек, которые жили и учились на полном содержании монастыря, еще 100 учеников приходили учиться и обедать; организовано питание для странников.
В 1861 году училище и приют были переведены в дом призрения, мальчики-сироты обучались ремеслам, из способных к пению был организован хор. Архимандрит Антоний устроил в Лавре иконописную мастерскую, школу иконописания (1839), литографическую мастерскую (1844).
Исключительное внимание наместник уделял заключенным в сергиево-посадской пересыльной тюрьме. В 1871–1873 годах по проекту архитектора И.А. Малышева, штатного служителя Лавры, было построено новое тюремное здание, более половины суммы на строительство пожертвовали духовные дети Антония. На средства Лавры в тюрьме была устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», богослужения в которой совершали Лаврские монахи; Лавра помогала в обеспечении заключенных продовольствием.
Антоний покровительствовал также частным лицам, назначая из средств, вверенных ему благотворителями, пособия нуждающимся.
Антоний проявлял большую заботу о духовной жизни иноков. Помня заповедь преподобного Серафима: «Будь не отцом, а матерью братии», следовал наставлению преподобного: не бранить за порок, но исправлять его. Антоний был духовником многих мирян; торжественностью совершаемых им богослужений и даром слова он снискал любовь и уважение богомольцев. Антоний собирал переводы аскетических сочинений преподобного Паисия Величковского, помогал оптинским монахам в издании книг, с большим вниманием относился к лаврским старцам.
Своими трудами на благо Лавры и духовной мудростью Антоний расположил к себе святителя митрополита Филарета, который избрал его духовным отцом и нередко посылал к нему людей, нуждавшихся в назидании или утешении. С одобрения митрополита были напечатаны отдельной брошюрой «Монастырские письма», в которых Антоний описал разные случаи особого проявления благодати Божией и явлений из мира духовного. После кончины преподобного Серафима Антоний взял на себя заботы о Дивеевской общине. Благодаря совместным трудам Антония и митрополита Филарета в 1841 году было напечатано составленное архимандритом Сергием первое «Житие преподобного Серафима».
7 августа 1859 года указом Синода Антонию была присвоена степень первоклассного архимандрита.
В 1872 году Антоний просил у митрополита Московского святителя Иннокентия увольнения от должности по старости, но тот отклонил просьбу.
В 1873 у отца Антония был легкий инсульт, после которого он сильно ослабел и оставался прикованным к постели. Святитель Иннокентий благословил устроить домовую церковь при келлиях архимандрита, где он изредка совершал литургию.
Управление Лаврой было передано духовному собору, к Антонию обращались за советом лишь в наиболее важных делах.
В 1876 году, после начала войны с Турцией, Антоний при мощах преподобного Сергия Радонежского благословил великого князя Николая Николаевича, командовавшего русскими войсками, а в январе 1877 года, собрав последние силы, приветствовал императора Александра II и августейшую семью.
Антоний скончался, попрощавшись с братией, напутствованный Таинствами Елеосвящения и Причащения. Отпевание Антония совершили епископ Иоанн (Митропольский) и епископ Можайский, викарий Московской епархии Игнатий в сослужении более 60 священнослужителей при огромном стечении народа. Архимандрит Антоний был погребен с восточной стороны Свято-Духовского собора Троице-Сергиевой Лавры.
Почитание архимандрита Антония особо выразилось в обязательном и усердном поминовении его в Троице-Сергиевой Лавре на всех заупокойных ектениях. Преподобный Антоний был прославлен как местночтимый святой 16 октября 1998 года по благословению патриарха Алексия II, который сам возглавил торжество прославления. Ко времени прославления мощи святого Антония были обретены и помещены в Духовском соборе.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 3
Во́лю Бо́жию в жи́тий твое́м взыску́я,/ предрече́ние преподо́бнаго Серафи́ма/ и Небе́сное призва́ние чрез святи́теля Филаре́та/ на служе́ние в Ла́вру вели́кую прия́л еси́./ И́стинный храни́тель заве́тов а́ввы Се́ргия быв,/ и́ноков наста́вник богому́дрый/ и Ла́вры благоукраси́тель иску́сный яви́лся еси́./ Ны́не же, предстоя́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы,/ преподо́бне о́тче Анто́ние,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 2
Вы́шних жела́я улучи́ти, блаже́нне,/ от ю́ности Христу́ после́довал еси́,/ по́двигом и нра́вом святы́х оте́ц ревну́я,/ благода́ть ду́ха ми́рна стяжа́л еси́./ Сего́ ра́ди мно́жеству и́ноков/ и всем притека́ющим к тебе́/ ми́лостивый оте́ц яви́лся еси́./ Те́мже с любо́вию вопие́м ти:/ ра́дуйся, Анто́ние,// Ла́вры Се́ргиевы похвале́ и Це́ркве Росси́йския украше́ние.
Молитва
О, преподо́бне о́тче Анто́ние, вели́каго а́ввы Се́ргия досто́йный прее́мниче, наставле́ний преподо́бнаго Серафи́ма исполни́телю, святи́теля Филаре́та дру́же и сотаи́нниче, и́ноков и всех ревни́телей благоче́стия учи́телю!
Моли́ всеми́лостиваго Христа́ Бо́га на́шего и Его́ Пречи́стую Ма́терь Це́ркви и Оте́честву на́шему в ми́ре и тишине́ пребыва́ти, оби́тели Се́ргиевой, иде́же прославля́ется вели́кое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, непоколебимой сохрани́тися, учи́лищу духо́вному, в ней пребыва́ющему, в правосла́вней ве́ре утверди́тися.
Испроси́ нам моли́твами твои́ми у Пресвяты́я Тро́ицы благода́ть во́лю Бо́жию взыска́ти и исполня́ти, житие́ в по́двизех покая́ния провожда́ти, ско́рби, боле́зни и искуше́ния с благодаре́нием терпе́ти, дух ми́рен стяжа́ти и иска́ти пре́жде Ца́рствия Бо́жия, в не́мже ты прославля́еши со все́ми святы́ми Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
1920 год. Подписан известный Указ Патриарха Тихона №362, которым Русская Православная Церковь Заграницей обосновывала своё временное независимое существование. На него также позже ссылались т.н. "непоминающие" внутри СССР.