Священномученик Алекса́ндр Цицеров, пресвитер
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
13 июля - Собор святых Биробиджанской епархии
7 сентября (переходящая) - Собор Московских святых
Житие
Священномученик Александр родился 25 августа 1884 года в селе Поводимово Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина Михаила Цицерова. В 1903 году Александр окончил Апшаровскую церковно-учительскую семинарию и до 1908 года был учителем в церковноприходской школе в селе Ольховка Симбирской губернии.
Как многие учителя тех лет, Александр Михайлович принимал участие в модной в то время революционной деятельности и даже вступил в 1904 году в партию социал-демократов. В его обязанности входило распространение прокламаций среди солдат стоявшей в этих местах воинской части. В 1906 году социал-демократическая партия была разгромлена, и в домах многих ее участников, в частности и Александра Михайловича, были проведены обыски; некоторые члены партии были привлечены к судебной ответственности и высланы, а некоторые и казнены. Александр Михайлович, как не принимавший активного участия в деятельности партии, арестован не был. Революционные события, которых он был участником, и тот накал страстей, которыми они сопровождались, разгул безбожия и связанная с ним безнравственность – все это заставило его глубже задуматься о причинах происходящего и сделать, в конце концов, однозначные выводы.
1908 году Александр Михайлович поступил учителем-регентом в двухклассную Княжухинскую церковноприходскую школу в Симбирской губернии. В 1913-1914 годах он учился на пастырско-миссионерских курсах в Москве, и 20 апреля 1914 года был рукоположен во священника к Владимирской церкви села Осташева Бронницкого уезда Московской губернии и назначен миссионером. В том же году отец Александр организовал религиозно-нравственные чтения для рабочих Садковской мануфактуры, а в селе Осташево – кооперативное общество, председателем которого он затем состоял в течение двух лет.
25 ноября 1916 года отец Александр был переведен служить в Николаевскую церковь в селе Никольское Звенигородского уезда Московской губернии. В 1926 году он был награжден наперсным крестом, в 1932‑м – возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Звенигородского округа.
Протоиерей Александр был выдающимся проповедником; послушать его проповеди приходили из самых дальних деревень. Будучи человеком образованным, памятуя уроки, полученные в свое время на миссионерских курсах, и наставления их великого основателя – протоиерея Иоанна Восторгова, отец Александр к проповедям готовился тщательно, посвящая этому иногда по три-четыре часа.
Отец Александр любил свой приход, любил свою паству, и паства в ответ любила его. Все знали, что их священника можно позвать соборовать и причастить больного в любое время и в любую погоду. Он был готов, посвятив свою жизнь Господу, самоотверженно служить народу, никогда не ожидая и не требуя платы за совершенные требы, и когда мог, то сам помогал нуждающимся не только советом, но и материально, а если человек был болен, – лекарством.
Большое значение отец Александр придавал труду, он не любил праздности, которую считал причиной многих пороков. Занимаясь кроме исполнения священнических обязанностей крестьянским трудом, он летом вставал в четыре часа утра и шел вместе с сыновьями косить. С детьми отец Александр был ласков и внимателен, но был строг ко всяким отступлениям от христианских заповедей. Придавая большое значение молитве, он в наставление детям говорил: «Если будете усердно молиться Господу Богу и Его святым, то всегда получите помощь от них. Надо искренне верить, соблюдать заповеди Божии, и тогда получите помощь». И в этом дети убеждались на опыте. Одному из сыновей супруга священника, прежде его ухода на фронт во время Великой Отечественной войны, дала крестик отца Александра; перед каждым фронтовым заданием он усердно молился; ему пришлось участвовать в горячих боях, когда шинель оказывалась разорванной в клочья осколками снарядов и мин, но ни один осколок по его горячей вере и по молитвам мученика-отца его не задел.
26 января 1937 года протоиерей Александр был назначен настоятелем Преображенского храма в селе Большие Вяземы Звенигородского района. Меньше года он прослужил в этом храме, когда поднявшийся вихрь безбожных гонений принялся уничтожать до конца православие.
24 ноября 1937 года сотрудниками НКВД была составлена справка на арест священника, и на следующий день дано разрешение на арест. 27 ноября отец Александр был арестован и после нескольких дней допросов в звенигородской тюрьме переведен в Таганскую тюрьму в Москве.
Одна из допрошенных свидетельниц на вопрос, что она знает об антисоветской деятельности священника, показала: «Летом 1937 года начальник парашютного центра закрыл проход к церкви, пролегающий через территорию парашютного центра; таким образом, церковь оказалась изолированной, так как вторая дорога, проходящая через территорию санатория, также закрыта. По этому поводу Цицеров говорил: “Вот смотрите, как издеваются над православной верой, всеми методами насилия стараются уничтожить храм. Вы не должны допустить этого, надо активнее действовать и добиться своего”».
Поскольку священник в селе Большие Вяземы служил недолго, местные безбожники его не знали, допрошенные дежурные свидетели мало что могли рассказать, то следователь предложил им подписать то, что он сам написал. Следствие по делу отца Александра длилось всего один день.
– С кем вы поддерживаете связь? – спросил его следователь.
– Как благочинный Звенигородского благочиннического округа я имею связь со священниками... – ответил отец Александр и перечислил имена подчиненного ему духовенства.
– Вы обвиняетесь в проведении контрреволюционной деятельности, направленной против советской власти, требую от вас откровенных показаний по существу предъявленного вам обвинения!
– Виновным себя в проведении контрреволюционной деятельности я не признаю.
3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в город Свободный Хабаровского края и заключен в Амурский железнодорожный лагерь НКВД.
1 сентября 1939 года супруга священника и его дети направили письмо начальнику НКВД Берии с просьбой пересмотреть дело отца Александра. Со своей стороны, еще раньше, отец Александр подал заявление о пересмотре дела. Снова были допрошены те же свидетели; от некоторых, ранее данных ими показаний, они отказались, и следователь 10 ноября 1939 года предложил приговор отменить и священника освободить. Другой следователь, рассмотрев дело 26 декабря 1939 года, предложил приговор всего лишь изменить. 13 февраля 1940 года следственная часть управления НКВД по Московской области постановила заменить наказание на пять лет ссылки в Красноярский край. Но это уже не могло состояться.
Протоиерей Александр Цицеров скончался 9 сентября 1939 года в Буреинском исправительно-трудовом лагере НКВД на станции Известковая и был погребен в безвестной могиле.
Составитель игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 4». Тверь, 2006 год, стр. 155-160.
Библиография
- ГАРФ. Ф. 10035, д. П-17229.
- АМП. Послужной список.
- Марьино. Православный историко-краеведческий альманах. Выпуск 3. Издание церкви Святого великомученика и целителя Пантелеимона в Марьино, Московской епархии Русской Православной Церкви. 1998. С. 27-29.
Источник: fond.ru
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Был человек богат, стал вдруг нищим, это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным, и это поправимо – ибо с нищим и с больным есть Христос. А потеряешь веру – великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры...
прп. Варсонофий
18 ноября 1920 г. в СССР была легализована возможность убийства матерью ребёнка во чреве. Постановление называлось "Об охране здоровья женщины". С 1920 по 1990 годы было убито 180 миллионов младенцев, – это 540 Хиросим или 270 блокад Ленинграда, или 170 освенцимов. В период с 2000 по 2018 годы только по официальным данным убито более 25 млн. младенцев. Эта цифра сравнима с потерями нашей страны в ВОВ (26,6 млн. человек).