Даты
Историческое содержание
С Лазаревой субботы церковные песнопения начинают вести верующих по стопам Господа. Времени Его земной жизни осталось менее недели. Час великого Исхода близок. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже...», – слышим мы пение праздничного тропаря.
«Воскрешение Лазаря – последнее великое чудо Христа, последний отблеск Славы Его перед ночью страстей. Евангелист Иоанн изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Видишь буквально каждый штрих: робость учеников, их колебания и, наконец, решимость идти навстречу опасности. Иисус с глазами, полными слез, у гробницы; сёстры, подавленные горем; смущение Марфы, отваленный камень и властный призыв, услышанный в иных мирах: «Выйди, Лазарь!» Безмолвная фигура в саване на пороге склепа… Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через врата смерти, объявляет Себя ее победителем»[1].
Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем Воскресении и будущем воскрешении мертвых. Поэтому данному событию посвящена суббота шестой седмицы Великого поста (суббота Лазарева), перед праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербным воскресеньем). Ради точности следует заметить, что здесь богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим (см. Ин.11:54.)
Сам же «Лазарь Четверодневный», или «друг Божий», – это гостеприимный житель Вифании (предместья Иерусалима), брат Марфы и Марии, в доме которого останавливался Иисус Христос (Лк.10:38-41; Ин.12:1-2). Его воскрешение из мертвых на четвертый день (отсюда прозвание), совершенное Христом в форме публичного мессианского «знамения», стало для иудейских властей, опасавшихся религиозных волнений, последним аргументом в пользу немедленной над Ним расправы (Ин.11:47-53).
Согласно церковному преданию, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и умер в сане епископа Китиона (о. Кипр). В конце IX в. его мощи перенесли в Константинополь. Память – 17/30 октября и в субботу Лазареву.
Юрий Рубан
Литература
Кассиан (Безобразов), еп. Воскрешение Лазаря и Воскресение Иисуса Христа // Путь. Париж, 1929. № 16; Раин А. П. Воскресение Лазаря // Странник. 1904. № 3.
Примечания
[1] Другой возможный перевод: «иметь благодарность».
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 1
О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я,/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Перевод: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»
Кондак, глас 2
Всех ра́дость Христо́с, и́стина, свет,/ живо́т, и ми́ра воскресе́ние,/ су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию,/ и бысть о́браз воскресе́ния,// всем подая́ боже́ственное оставле́ние.
Перевод: Христос, всем радость, истина, свет, жизнь миру, воскресение, на земле живущим явился по Своей благости и стал образом воскресения, всем подавая Божественное прощение.
Богослужебные (литургические) особенности
Структура предпасхального поста
Пост перед Пасхой состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. У этих двух периодов разное смысловое содержание. Четыредесятница — это аскетический труд и подготовка ко второму периоду — Страстной седмице, смысл которой в том, чтобы прожить со Христом последнюю неделю Его земной жизни «в режиме реального времени», а затем — встретить Его Воскресение. Своеобразным прологом к Страстной седмице является Вербное воскресение вместе с предшествующей ему Лазаревой субботой.
В чём суть этих событий?
В Лазареву субботу Церковь вспоминает воскрешение Господом четверодневного (т. е. умершего за четыре дня до этого) Лазаря. В Вербное воскресенье вспоминается Вход Господень в Иерусалим и встреча его народом с пальмовыми ветвями — ваиями. Отсюда ещё одно название праздника — Неделя Ваий или, по-русски, Пальмовое воскресение.
Связь между Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем
У большинства двунадесятых праздников есть предпразднство — один или несколько дней, когда Церковь напоминает нам о грядущем празднике и помогает на него настроиться. У Вербного воскресенья формально предпразднства нет, но по сути предпразднством можно считать Лазареву субботу. О входе Господа в Иерусалим в Евангелии сказано: «Народ, бывший с Ним [Иисусом] прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин12.17-18). Т.е. воскрешение Господом Лазаря пробудило в народе веру в Него. Служба Лазаревой субботы как бы дышит ощущением вот-вот грядущего Входа Господня в Иерусалим.
Другой интересный момент: у Лазаревой субботы и Вербного воскресенья — один и тот же тропарь: «О́бщее воскресе́ние пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я, из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м: оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне». Этим и другими общими песнопениями подчёркивается неразрывная связь двух праздников и их единство.
Воскресенье начинается в субботу
Служба Лазаревой субботы необычна тем, что она имеет ряд особенностей, присущих исключительно воскресной службе. Эти особенности сосредоточены в утрени, которая по сложившейся у нас традиции служится в пятницу вечером. Всего их можно насчитать пять или шесть, а самая яркая и очевидная — пение гимна «Воскресение Христово видевше…». Также поются воскресные тропари по Непорочных «Ангельский собор удивися…».
Объяснить воскресный характер Лазаревой субботы можно двумя причинами. Первая очевидна: мы вспоминаем воскрешение Господом Лазаря, которое было уверением в последующем воскресении Самого Господа, а также, как сказано в тропаре, убеждает нас во всеобщем воскресении мёртвых. Другая причина — более формальная. Неделя Ваий, как всякий Господский двунадесятый праздник, вытесняет воскресную службу. Поэтому чтобы воскресные песнопения «не пропали», они переносятся на предыдущий день.
Только две субботы в году имеют воскресные особенности — Лазарева и Великая. Но последняя — тема для отдельного разговора...
Выводы
Служба Лазаревой субботы:
- имеет ряд воскресных особенностей;
- является своеобразным предпразднством Недели Ваий;
- образует с Неделей Ваий неразрывное целое — единый двухдневный праздник.
Таким образом, по своему уставу Лазарева суббота уникальна — другой такой же субботы в богослужебном годовом круге нет. Это что касается формальных особенностей, а почувствовать неповторимый дух и непередаваемое настроение этой службы можно, только побывав на ней самому.
Источник: Gloria in excelsis Deo
Проповедь дня
- Прот. Родион Путятин. В Лазареву субботу
- Митр. Сурожский Антоний. Воскрешение Лазаря.
- Прот. Димитрий Смирнов. Лазарева суббота.
- Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Лазарева суббота.
- Прот. Вячеслав Резников. О том, почему Господь плакал. Суббота 6-я Великого поста, Лазарева.
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11