Даты
Историческое содержание
Икона Божией Матери, именуемая "Знамение". Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Иоанн дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Иоанн тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
Знамение Пресвятой Богородицы и «Знамение»[1] нашей религиозности
Юрий Рубан
Термин «Знамение Пресвятой Богородицы» употребляется в церковном языке в двух значениях:
как определенный тип иконы Божией Матери и
как русский православный праздник этой Иконы, отмечаемый 10 декабря (27 ноября по старому стилю). Отсюда и двойное название праздника в современном русском православном календаре: «[Чествование] иконы Божией Матери, именуемой "Знамение". Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году».
Икона изображает Пресвятую Богородицу, молитвенно поднимающую Свои руки: на груди Ее, на фоне круглого щита, – благословляющий Божественный Младенец. Богоматерь изображена в полный рост (стоящей) или по пояс. Такое изображение относится к числу самых первых иконописных образов Пресвятой Богородицы – он обозначается латинским термином Оранта, Молящаяся – и олицетворяет Заступницу мира (в этом первом значении термин «Знамение», вероятно, связан с известным мессианским пророчеством, Ис.7:14). Иконы данного типа появились впервые на Руси в XI–XII вв. У нас эту икону стали считать заступницей от врагов, и это связано с прославлением чудотворной новгородской иконы в 1170 г. В связи с этим и возникло название «Знамение» в значении «знак милости со стороны Божией Матери».
Согласно рассказам летописей, в тот год соединенные силы удельных князей, владимиро-суздальцев, возглавляемые сыном Андрея Боголюбского, осадили Великий Новгород. Дни и ночи молились новгородцы Господу, умоляя не оставить их в беде. На третью ночь архиепископу Иоанну был дивный голос, повелевающий взять из церкви Преображения образ Богоматери и вынести его на городскую стену. Во время перенесения иконы одна из стрел противника вонзилась в иконописный лик, и из глаз Богородицы потекли слезы. После такого Божественного знамения на врагов напал ужас, и они стали побивать друг друга. Вступив в бой, ободренные новгородцы победили.
Если быть исторически точным, то следует отметить, что само чудесное избавление новгородцев от врагов произошло 25 февраля, в среду второй недели Великого поста. Церковная же дата, 27 ноября юлианского календаря, возникла, как предполагают историки, потому, что, во-первых, праздновать такое событие в дни Великого поста неудобно; а, во-вторых, потому, что в этот день, вероятно, праздновал свои именины тогдашний новгородский посадник Якун (в крещении Иаков). Действительно, 27 ноября Церковь чтит память великомученика Иакова Персянина (421 г.).
Таким образом, праздник установлен в память одного из эпизодов кровавой и братоубийственной междоусобицы в раздробленной Киевской Руси, когда один «православный» князь шел на другого, и каждый из них призывал себе в помощь Христа и Богоматерь! (Если защищающиеся еще могли быть оправданы, то нападавшие подобными молитвенными призывами явно кощунствовали.) Эти постоянные распри ослабляли страну и были на руку монголо-татарам, поочередно разбивавшим войска неразумных князей-полуязычников, не желавших поступиться местническими амбициями и объединиться даже перед лицом этой «апокалиптической» опасности. Учредив этот праздник (праздник для новгородцев, но не для их противников!), во время которого мы вспоминаем, как не должны вести себя христиане, Церковь сделала его грозным предостережением всем последующим поколениям. К сожалению, урока этого знамения нам оказалось недостаточно, и Богоматерь вынуждена была попустить для нашего вразумления в начале XVII-го, а особенно в XX-м столетии такие ужасные «знамения», каких еще не знало человечество. Извлечем ли мы из них урок – «вот в чем вопрос»? Новые «знамения» могут стать последними в буквальном смысле этого слова.
См. также: Икона Божией Матери «Знамение». Протопресв. Александр Киселев. Чудотворные иконы Божией Матери в истории России
Примечания
[1] На уровне исторической этимологии, "знак", евр. `oth, греч. сэмэйон (отсюда "семиотика" – наука о знаковых системах), лат. signum, – это боевой значок армии или подразделения (в древности такие значки заменяли воинские знамена); в переносном значении – некий символ, пророческий знак ("знамение"), чудо, явленное через какое-либо знамение. Мы говорим (и творим) "крестное знамение" – это видимый знак (знамя!) христианина. Сам Христос – "знамение пререкаемое (сэмэйон антилегоменон"). Поэтому Своему "недоброму поколению" (или "роду лукавому"), упрямо требовавшему знамения, Христос дал только одно знамение – "знамение Ионы пророка" (Мф.12:38-40; Лк.11:29-30). Для уверовавших, "знамение Сына Человеческого" – Животоворящий Голгофский Крест. Воскресший Христос дал Своим верным множество знамений (Мк.16:17). Смотрите отличный коментарий этого термина в книге: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977 (и переиздания) (глава "Знак, знамя, знамение").
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4
Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя, раби́ Твои́,/ Богоро́дице Пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Как нерушимую крепость и источник чудес обретя Тебя, рабы Твои, Богородица Пречистая, врагов ополчения повергаем. Потому и молимся Тебе: мир городу Твоему даруй и душам нашим великую милость.
Кондак, глас 4
Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе, лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́./ Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н Похвало́.
Перевод: Почитаемого образа Твоего явление празднуем, люди Твои, Богородительница, им же Ты даровала удивительную победу над противниками городу Твоему. Поэтому с верой взываем к Тебе: «Радуйся, Дева, слава и честь христианская».
Молитва
О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Досто́йно есть блажи́ти Тя,/ Богоро́дице Де́во,/ честне́йшую Херуви́м// и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м.
Величание
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния// всем с ве́рою притека́ющим.
Величание
Вели́чаем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой честны́й,/ и́мже побе́ду на враги́ дарова́// гра́ду на́шему.
Каноны и Акафисты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11