Пример мужества
«Святой Андрей Стратилат от меча умирает.
Принял жесточайшую Андрей смерть»[1].
Паломник! Ты пришел в священную обитель святого мученика Андрея Стратилата и св. апостола Андрея. Имя Андрей обозначает «мужество». По общему объяснению свт. Досифея, патриарха Иерусалимского (XVII–XVIII в.): «Этимология имени Андрей от слова “мужество”»[2]. «(Апостол) Андрей одноименный апостольскому мужеству»[3]. Мученик Андрей (VIII в.) – «мудрование мужества веры во Христе»[4]. Добродетель мужества – одна из четырех главных добродетелей, наряду с целомудрием, благоразумием и справедливостью. Преподобный Исидор Пелусиот писал, что «крайне ленивые тяжелы и на легкие дела, благородные же и мужественные не боятся и весьма трудных, но к ним-то наипаче и готовятся, потому что, как ожидают, и победа будет блистательнее, и слава громче»[5]. Мученики всегда проявляли мужество и во время мучения, и, как правило, в течение всей предшествующей жизни. Мужество – это храбрость ради благого исполнения Божественной воли. Мужественен тот, кто готов отдать свою жизнь за Бога и во исполнение Божественных заповедей. Мужество ведет к мученичеству-свидетельству, без готовности к которому любовь к Богу несовершенна, ибо тот, кто любит Бога, готов отдать себя ради Бога Святой Троицы и Тела Христова Церкви, если того потребуют обстоятельства.
Мужественен тот, кто ежедневно пытается следовать узким путем христианского подвига. Без мужества невозможно сказать самому себе: я не прав и уступаю тому, кто показывает мне пример и преподает урок. Без мужества невозможно отказаться от своей воли, стремящейся к земному удовольствию. Без мужества невозможно идти вперед, изнуряя тело ради того, чтобы душа, облегчившись от пут, могла устремиться к Богу в молитве. Без мужества невозможно идти вперед, смиряя душу ради того, чтобы тело могло оказаться для души добрым помощником на пути духовного совершенства.
Мужественный воин никогда не оставит свой пост. Мужественный христианин будет стремиться быть постоянным в молитве.
Мужественный правитель будет управлять не ради доброй молвы на земле, но ради истинного положения вещей, которое, может быть, признают со временем. Мужественный управитель своей души будет заботиться не о том, что кажется, а о том, что останется в вечности.
Мужественный трудник будет работать на совесть, чтобы построенное им здание не разрушилось. Мужественный созидатель внутренней храмины души будет стараться строить в себе духовный храм, который устоит под ветрами и бурями собственной неразумной воли и внешних искушений и испытаний.
Память Андрея Стратилата совершается 19 августа по старому стилю, 1 сентября – по новому. Безбожный император Максимиан послал его на войну с персами. Перед вступлением в битву он побуждал свое воинство к бесстрашию и мужеству «именем Христовым». «Приидите, истинного Бога призовем на помощь, и вы увидите неодолимую Его и непобедимую силу»[6]. Военачальник Андрей воспользовался данной победой для того, чтобы побудить своих воинов-победителей стать «совершенными служителями Богоначальной и великой Троицы»[7], то есть принять христианское вероучение во всей полноте. Антиох, нечестивый тиран Антиохии, вместо того, чтобы поблагодарить Андрея за храбрую победу, возгорелся к нему чувствами глубокой ненависти и обрек его на мучительные пытки. Однако Андрей, ничего не боясь, «ясно исповедовал Христа Богом»[8].
Какие только муки не претерпел святой Андрей и его воины за свое исповедание! Его клали на раскаленную огнем кровать с железными шипами, а его воинов пригвождали к древам деревьев по подобию крестных мук Христа Спасителя.
По приказанию Максимиана Андрей был отпущен и принял крещение в Тарсе, родном городе апостола Павла. Однако другой безбожный правитель Селевк послал своих воинов, которые вскоре мечами умертвили и Андрея, и его воинов. «На месте, где истекла кровь мученика Андрея, источился источник, многих болезней безвозмездная врачебница»[9]. Согласно Константинопольскому синаксарю вместе с Андреем мученическую кончину приняли 2593 воина[10] – целая армия, которая могла бы защитить себя, но предпочла мученически умереть за Христа.
Иосиф Песнописец так восхвалял Божию Матерь в службе святому мученику Андрею: «Мечи врага ныне в конец иссякли, рождшей Ти, Богородице, иже копием раненного и мир возродившего»[11]. Божия Матерь родила Христа Спасителя, Который стал примером для Андрея Стратилата и преданных ему воинов Своим собственным мужеством.
Со времени мученичества св. Андрея Стратилата прошло семнадцать веков. Нынешнее время – время особого стояния за Христа и за христианские ценности. Постараемся быть мужественными не только внешне, но и внутренне, чтобы устоять и в момент особой духовной ответственности, и каждый день – стараясь подражать Христу Спасителю и Его верным служителям.
Примечания
[1] Theodorus Prodromus. Monosticha in sanctos totius anni Aug. 19:1.
[2] Dositheus II Patriarcha. Δωδεκάβιβλος Δοσιθέου Αʹ—Βʹ 1 // Δοσιθέου Πατριάρχου Ἱεροσολύμων Ἱστορία περὶ τῶν ἐν Ἰεροσολύμοις Πατριαρχευσάντων, ἄλλως καλουμένη Δωδεκάβιβλος Δοσιθέου / ἔκδ. Ἐ. Δηληδέμος. Τ. 1. Θεσσαλονίκη, 1982. Σ. 48:10.
[3] Basilius Seleuciensis. Homilia in sanctum Andream // PG. 28. Col. 1104:4. Ἀνδρέας ὁ τῆς ἀποστολικῆς ἀνδρείας ἐπώνυμος…
[4] «Христолюбивый яко во истину и христоименный Андрей, мужества и веры во Христа мудрование душой всецело принявший и всякий страх отвергший…» (Martyrium sancti Andreae sub imperatore Constantino Copronymo (e cod. Par. Coisl. gr. 110) 9:1–3).
[5] Сокровищница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли в 12 томах. Т. 5. М., 2007–2011. С. 299.
[6] Menologii Augusti (e cod. Hierosolymitano s. sepulcri 17) 19, 2.
[7] Ibid. 19, 3. τελείους αὐτοὺς ἀπεργάζεται λάτρας τῆς θεαρχικῆς καὶ μεγάλης Τριάδος
[8] Ibid. 19, 5.
[9] Ibid. 19, 10.
[10] Synaxarium Ecclesiae Constantinopoleos. Synaxarium mensis Augusti 19, 1:2-3.
[11] Josephus Melodus. Theotocia seu Deiparae strophae // PG. 105. Col. 1172.