Неделя 1-я по Пятидесятнице
После Троицы. Святость и грех
Сегодня завершается Триодный (или Пасхально-Пятидесятничный) цикл православного богослужебного календаря. Подведем некоторые итоги.
Темы покаянных великопостных недель готовили христиан к осмысленной встрече Светлого Христова Воскресения.
Две ближайшие от Пасхи недели (воскресенья) были посвящены воспоминанию событий, непосредственно с ней связанных. Темы трех последующих недель основаны на трех важных эпизодах евангельской истории, явившихся подготовительными ступенями к Воскресению. В них Христос явственно открыл Свое Богосыновство, но лишь сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы позволило Его ученикам, в страхе бежавшим из ночного Гефсиманского сада, понять истинный смысл пришествия Мессии.
Празднование Пятидесятницы, в нарушение формальной хронологии, предваряется напоминанием о самом, быть может, драматичном периоде земного бытия Христианской Церкви (это Неделя святых отцов Первого Вселенского собора, 325 г.). В этом заключен глубокий смысл.
Все последующие недели (воскресенья) просто нумеруются в богослужебном календаре как «Недели по Пятидесятнице». Каждая их них имеет свое определенное апостольское и евангельское чтение, но лишь некоторым присвоены индивидуальные названия. Этот «послепятидесятничный» цикл охватывает почти две трети года и заканчивается перед Неделей о мытаре и фарисее – первой подготовительной неделей Великого поста. А она в свою очередь является началом нового Пасхального цикла. Так замыкается «священный круг» христианского подвижного календарного года, основанного на принципах лунно-солнечного ветхозаветного календаря. Его точка отсчёта – День Светлого Христова Воскресения (Пасха).
День Святой Троицы – это День Рождения Церкви, и потому логично, что следующая за ним неделя посвящена памяти тех, кто с наибольшей полнотой выразил качества новозаветного человека, искуплённого Адама, первым из которых стал Богочеловек Иисус Христос. Это – сегодняшняя «Неделя всех святых», богослужения которой завершают Триодь Цветную.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия