«Летняя Казанская»
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)
21 июля (8 по ст. стилю)
«Летняя Казанская»
21 (8 ст. ст.) июля Русская Православная Церковь празднует чудесное явление Казанской иконы Божией Матери. В народе – «Летняя Казанская», в отличие от «Осенней Казанской» (4 ноября). Это – один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов, но тайна его до сих пор не раскрыта.
Обретение и прославление иконы связано с Казанью, чем и объясняется название. Согласно символическому преданию (которое не обязательно понимать буквально), в 1579 году, в этом городе, незадолго до того вошедшем в состав Руси, Дева Мария явилась во сне девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Данилы Онучина, и велела вырыть из земли Ее икону. Сначала рассказу ребенка не придали особого значения, но повторные явления убедили в реальности происходящего. Вскоре из-под пепелища сгоревшего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы. Написанная на доске из кипариса, икона представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем, восседающим на Ее левой руке.
Событие обретения иконы описал настоятель казанской Никольской церкви священник Гермоген (впоследствии второй русский Патриарх и священномученик, † 1612 г.), а на месте явления иконы по велению завоевателя Казани царя Ивана IV был основан Казанский женский монастырь.
Наиболее почитаемыми списками (копиями) с Казанской иконы были чудотворные образы, хранившиеся в Казанских соборах в Петербурге и Москве. О каждом из них существовало предание, что именно данная икона была обретена в Казани и впоследствии оказалась в столице. Перенесение явленной иконы в Москву связывают либо с патриархом Гермогеном, либо с князем Пожарским, во время польско-шведской интервенции имевшим ее в своих войсках (1612 г.).
Появление Казанской иконы в С.-Петербурге связано с учреждением здесь новой столицы Российского государства. Вероятно, в наш богоспасаемый град её привезла в 1710 году из Москвы царица Параскева Феодоровна.
Другая копия чудотворной иконы Богоматери пребывала в Казани – в Успенском соборе Казанского женского монастыря, – но 29 июня 1904 года была похищена святотатцами и бесследно исчезла. Знаменательно, что это произошло незадолго до новой кровавой смуты в нашем Отечестве. Тщательные розыски результатов не дали.
В конце XX столетия много писали и говорили об иконе, находившейся в Ватикане и недавно возвращённой в Москву. Некоторые надеялись, что это и есть та самая чудесно явленная в Казани икона. Однако еще до ее возвращения было установлено, что это – довольно поздний список, не ранее XVIII века. Другой сохранившийся, Петербургский, список иконы датируется примерно тем же временем. Таким образом, ни один из древнейших списков времени прославления Казанской иконы в конце XVI столетия пока нам вновь не явлен.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия