Июль. Привет тебе, Цезарь!
Быстро пролетел июнь, заполненный выпускными экзаменами и прочими хлопотами. Жара сменялась дождями, на которые немало сетовали влюбленные, гулявшие белыми ночами. Незаметно мы достигли летнего эпицентра (после которого – увы! – быстро заскользим в объятия осени) и только что перешагнули порог ностальгического месяца, тем самым приветствуя великого полководца.
Действительно, знаменитый Гай Юлий Цезарь родился приблизительно за 100 лет до н. э. именно в этом месяце, называвшемся тогда квинтилис – «пятый», потому что год в древнеримском календаре начинался с марта. В 46 году до н. э. учёный полководец реформировал его, создав замечательный для своего времени календарь (названный его именем «юлианским») и окончательно установил начало года со дня вступления консулов в должность – с 1 января.
В благодарность Цезарю за его календарную реформу и военные заслуги римский Сенат постановил переименовать месяц квинтилис в месяц Julius, юлиус, июль. Удобный и практичный календарь Цезаря просуществовал шестнадцать веков (!) и только в 1582 году был в свою очередь реформирован папой Григорием XIII. Но этот григорианский календарь, по которому ныне живет цивилизованный мир, в своей основе – всё тот же римский солнечный календарь.
В разных странах переход на григорианский календарь происходил неодинаково. У нас в России он употреблялся вплоть до 1918 года. Римский верховный жрец Юлий Цезарь (таков был его «сан» в языческой церкви!) немало подивился бы, узнав, что его «языческий» календарь превратился в сознании многих россиян в какой-то священный и неприкасаемый «православный календарь» («старый стиль»)! Он до сих пор удерживается в церковном быту, хотя и отстаёт от астрономического времени уже на 13 суток (в XX–XXI веках). Римский император счел бы это своим вечным апофеозом. Таков один из парадоксов нашей российской действительности.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия