История
Зрительным и смысловым центром композиции всегда являются фигуры Господа Иисуса Христа и Иоанна Крестителя.
Господь изображается в водах реки Иордан. Достаточно часто Он бывает представлен делающим шаг вперед. Этим иконографическим решением подчеркивается, что хотя Крещение совершает Иоанн — приоритетная роль принадлежит не Иоанну, а Иисусу Христу (Мф.3:14-15). На это же указывает благословляющий жест Спасителя. Учитывая, что икона не только воспроизводит, в линиях и красках, конкретное историческое событие, но и служит действенным средством, способствующим молитвенному общению верующих с изображенным на ней Мессией, этот жест может восприниматься богомольцами как благословение их на добрые дела. Обнаженность фигуры Христа (как правило, Он изображается в набедренной повязке) допускает буквальное толкование, но с другой стороны, напоминает нам об обнаженности первозданных людей, когда они жили в Раю, были чистыми и безгрешными (Быт.2:25). В этом прочтении Христос воспринимается как Новый Адам (1Кор.15:47).
Справа от Христа (слева, если смотреть со стороны богомольца) — на берегу Иордана — фигура Предтечи Господня. Одна его рука изображается расположенной над головой Спасителя — знак того, что он совершал Крещение. В другой руке может изображаться крест — символ Крестных страданий и смерти Христа и вместе с тем знамение победы над дьяволом, адом и смертью. Через это обнаруживается смысловая связь Крещения Господня с последующими Крестными страданиями и смертью Спасителя (вспомним, что Иоанн указывал на Христа как на (жертвенного) Агнца (Ин.1:36)). В ином варианте изображения вторая рука Иоанна бывает развернута ладонью к Небу, что подчеркивает его духовную благодатную связь с Богом, его послушание Богу. Как правило, Иоанн Креститель изображается стоящим выше Христа, что при буквальном толковании объясняется так: он — на берегу, тогда как Спаситель — в водах реки. При этом ярко выраженной согбенностью фигуры Иоанна подчеркивается, что в духовном отношении он не «выше» Христа: Христос — Сын Божий, а он — раб Божий.
Нередко по противоположную сторону от Иоанна бывают изображены светлые ангелы. Внешне они напоминают восприемников при совершении Таинства Крещения в Церкви (отметим, что Крещение Господне в определенном отношении является образцом совершения Таинства Крещения).
В верхней части иконы — луч, изливающийся из Небесной сферы, приникающий в малую сферу, внутри которой голубь — символ Святого Духа, — а затем расходящийся на три луча. Единый луч указывает на Единого Бога, на единство Божественного действия, тогда как три луча — на Три Божественные Ипостаси.
Береговая черта Иордана обычно изображается так, что река напоминает пролом в поверхности земли. В этом можно видеть указание на предстоявшее Христу (по отношению ко времени Крещения) сошествие во ад. Ещё выразительней эта идея подчеркнута на тех священных изображениях, где воды прописаны в тёмных тонах (на некоторых иконах под ногами Христа бывает представлен образ, напоминающий образ, присутствующий на иконах Воскресения Христова — образ перекрещенных адовых врат).
Нередко возле ног Мессии бывают отмечены две аллегорические фигуры. Одна из них олицетворяет Иордан, а другая Чермное море. Это связано с тем, что чудесный переход еврейского народа через Чермное море, равно как и чудесный переход евреев через Иордан, прообразовали собою Таинство Крещения. Данный символ соответствует библейскому стиху: «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад» (Пс.113:3)
Композиция может быть дополнена частными деталями, например, изображенными возле Христа, в воде, рыбами и/или людьми.
Подробнее: Иконография Крещения Господня.
Г.С. Битбунов. Иконография двунадесятых праздников. Богоявление Господне
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Не будь привязан к данной тебе на время красоте, чтобы не предстать пред Богом лишенным всякой красоты.
Все жития
5:56