История
Господь Саваоф – одно из имен Божиих в Священном Писании. Имя в еврейском языке означает «армия», «воинство». В Септуагинте передается 3 способами: транслитерацией Κύριος Σαβαωθ (чаще всего в Книге пророка Исаии); как Κύριος παντοκράτωρ – Господь Вседержитель; как Κύριος (или ὁ Θεὸς) τῶν δυνάμεων – Господь сил (обычно в Псалтири).
Еврейский синтаксис позволяет переводить словосочетание как предложение без глагола (Господь [есть] Саваоф), как сочетание глагола с объектом (Он, Который создает воинства; ср.: Пс.32:6), как 2 существительных, одно из которых является приложением, передающим функции (Cazelles. 1985. Col. 1125); в этом случае выражение переводится как Господь Воитель), как усилительное абстрактное существительное во множественном числе, обозначающее силу (из такого понимания происходит греч. Κύριος παντοκράτωρ) (Eissfeldt. 1950), как конструкцию, передающую связь или отношение (Господь воинств). Последний, традиционный перевод опирается в том числе на эпиграфические свидетельства и ханаанские глоссы в Амарнских письмах. Под «воинствами» понимали войска Израиля (ср.: 1Цар.17:45), небесные существа (напр., 3Цар.22:19-23; Пс.102:19-22,148:1-5; Дан.8:10-13), совет («сонм») святых, окружающих Бога (ср.: Пс.81:1,88:8), или звезды и другие светила (ср.: Втор.4:19; 4Цар.23:4-5), а также все земные и небесные существа (ср.: Быт.2:1).
Именование «Господь Саваоф» восходит к домонархическому периоду ветхозаветной истории. В качестве культового имени оно упомянуто в святилище в Силоме (1Цар.1:3,11), прежде всего в связи с ковчегом завета (1Цар.4:4). Поскольку существование святилища на этом месте прослеживается с конца эпохи средней бронзы, некоторые ученые предполагают, что титул изначально мог употребляться по отношению к местным ханаанским божествам – Решефу, Ваалу или Элу (Seow. 1992).
В еврейском тексте Ветхого Завета именование «Яхве Саваоф» встречается 284 раза (4Цар.19:31 не считается, т. к. это исправление (т. н. Qere) масоретов), причем в 121 случае оно не является титулом. Весьма характерно его распределение по книгам Ветхого Завета. Оно полностью отсутствует в Пятикнижии, в книгах Иисуса Навина и Судей и в книгах, написанных в период вавилонского пленения (напр., у прор. Иезекииля). В книгах Царств встречается 15 раз, тогда как в Ис.1-39 оно употребляется 56 (всего в Ис-62), у Иеремии – 82 (в масоретской версии; в Септуагинте – 12), в Псалтири – 15, у послепленных пророков Аггея – 14, Захарии – 53, Малахии – 24 раза. В межзаветной литературе оно практически не встречается (в Свитках Мёртвого моря только однажды в 1QSb 4. 25).
Эти данные позволяют искать связь имени Господь Саваоф с богослужением иерусалимского храма. Самый характерный пример – его употребление в составе песни серафимов у пророка Исаии (Ис.6:3; ср.: Ис.6:5). Господь Саваоф называется «живущим на горе Сионе» (Ис.8:18; ср.: Зах.8:3), а Иерусалим – Его городом (Ис.47:9), «сидящим на херувимах» (1Цар.4:4; 2Цар.6:2; 1Пар.13:6; Ис.37:16). Такой трон из херувимов был в храме Соломона (3Цар.6:23-28), причем ковчег завета служил подножием для невидимо восседающего на этом троне Бога (1Пар.28:2; ср.: Пс.98:5,131:7). Этот образ связан с наименованием Господа Саваофа Царем (напр., Пс.23:10; Иер.46:18,48:15,51:57). Помимо всемогущества и царской власти имя Господь Саваоф связывается с творением мира (Ам.4:13; Иер.10:16) и эсхатологической войной (Ис.13:4,31:4). В пророчестве Исаии говорится, что Господь Саваоф воцарится на Сионе (Ис.24:23) и сделает там трапезу для всех народов (Ис.25:6). Все народы будут приходить к Господу Саваофу на праздник Кущей (Зах.14:16-17) и приносить дары (Ис.18:7).
Имя Господь Саваоф употребляется в Новом Завете (ветхозаветные цитаты в Иак.5:4 и Рим.9:29) и в литургических текстах.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Был человек богат, стал вдруг нищим, это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным, и это поправимо – ибо с нищим и с больным есть Христос. А потеряешь веру – великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры...
прп. Варсонофий
18 ноября 1920 г. в СССР была легализована возможность убийства матерью ребёнка во чреве. Постановление называлось "Об охране здоровья женщины". С 1920 по 1990 годы было убито 180 миллионов младенцев, – это 540 Хиросим или 270 блокад Ленинграда, или 170 освенцимов. В период с 2000 по 2018 годы только по официальным данным убито более 25 млн. младенцев. Эта цифра сравнима с потерями нашей страны в ВОВ (26,6 млн. человек).