Празднование
История
Икона из афонского скита Продром (Τιμίου Προδρόμου, святого Иоанна Предтечи[1]), находящегося в пределах Лавры Святого Афанасия.
Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой Самонаписавшаяся, установлено в XIX веке. В 1863 году игумен молдавского (позднее румынского) скита во имя святого Пророка Иоанна Предтечи на Афоне Нифонт с несколькими братиями отправился по делам скита в Молдавию. Одним из дел было приобрести для обители икону Божией Матери. С этой целью иноки стали искать художника, отличавшегося благочестием и воздержанием, чтобы заказать ему нужную икону. Такой художник, уже преклонных лет, Георгий Николаев (Георгакис Николау), был найден в Яссах. С ним был заключен договор, чтобы он во время работы усердно постился и не доверял исполнение заказа никому другому. Когда иконописец принялся за работу, по благоговению и старческой немощи более уповая на помощь Божией Матери, чем на собственные силы, работа сначала шла успешно. Но когда были написаны одежды и он приступил к написанию Божественных ликов, работа остановилась: иконописец никак не мог написать лики хорошо. Афонские иноки, утешая себя и скорбевшего иконописца, советовали ему молиться Матери Божией о помощи. Георгий так и поступил: он стал сугубо поститься и молиться.
Однажды он провел весь день в молитве, а на следующее утро пошел в мастерскую. Подойдя к иконе, он с изумлением увидел, что лики Богоматери и Младенца Христа, над написанием которых он столько времени безуспешно трудился, уже готовы. Благоговейный трепет объял иконописца, и он не смел прикоснуться кистью к ликам, изображенным на иконе с полным совершенством.
Известие о происшедшем чуде распространилось по городу, и множество народа стало приходить к чудесной иконе, так что инокам с трудом удалось перенести ее в свой дом. Иноки сообщили о случившемся Преосвященному Каллинику Миклеску, исполнявшему должность митрополита. Он освидетельствовал икону и признал совершившееся чудом. Было совершено водоосвящение и только тогда допустили народ к чудотворной иконе, от которой стали совершаться исцеления больных.
Поклониться святой иконе Божией Матери приходили не только православные христиане, но и люди других исповеданий, в том числе и евреи. Так, одна еврейская женщина, которой грозила смерть, получив благодатную помощь от святой иконы, приняла святое Крещение со всем семейством.
По дороге на Афон от святой иконы Самонаписавшейся также совершались чудеса. В г. Галаце один художник, узнав об иконе, высказал неверие в ее чудотворную силу. Когда он подошел к иконе, то увидел лик Божией Матери переменившимся и столь грозным, что пришел в ужас и раскаялся.
Когда иноки вернулись в свой скит, то застали одного из братии тяжело болящим: он едва подавал признаки жизни и не мог даже говорить. Его поднесли к принесенной чудотворной иконе, а в келию он вернулся уже сам. Также происходили и другие исцеления больных и бесноватых.
Самонаписание ликов на святой иконе произошло в июне 1863 года, а празднование в честь чудотворного образа было установлено 25 июля.
Примечание
[1] Скит Продром (Иоанна Предтечи) Румынский скит Продром (греч. Σκήτη Τιμίου Προδρόμου Μεγίστης Λαύρας, рум. Schitul românesc Prodromu, или просто Продром) — румынский православный общежительный скит.
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 1
Чудотво́рней Твое́й ико́не, Богоро́дице Де́во,/ всеблагогове́йно покланя́емся и лобыза́ем ю́,/ подае́ши бо то́ю исцеле́ния,/ здра́вие же и кре́пость душа́м и телесе́м вои́стинну./ Те́мже любо́вию Тебе́ взыва́ем:/ сла́ва промышле́нию Твоему́ о нас, Чи́стая,/ сла́ва милосе́рдию Твоему́ к ве́рным,// сла́ва Тебе́, самоизобрази́вшейся, Всеблага́я Влады́чице.
Перевод: Чудотворной Твоей иконе, Богородица Дева, благоговейно поклоняемся и целуем ее, ибо Ты подаешь через нее исцеления, истинное здоровье и силу душам и телам нашим. Потому с любовью к Тебе взываем: «Слава Твоей заботе о нас, Чистая, слава милосердию Твоему к верующим, слава Тебе, самоизобразившейся, Всеблагая Владычица».
Кондак, глас 8
Богома́тери воспои́м боже́ственне,/ припа́дающе Боже́ственному о́бразу Ея́,/ пресла́вно бо на том самонаписа́ся,/ и источа́ет чуде́с струи́ с ве́рою притека́ющим,/ и избавля́ет от зол зову́щих Ей:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Перевод: Богоматери воспоем молитвенные песнопения, преклоняя колена перед Божественным образом Ее, ибо она преудивительно на нем самонаписалась, и источает потоки чудес с верой приходящим, и избавляет от зла взывающих к Ней: «Радуйся, Невеста брака не познавшая».
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Когда <духовные потребности> не удовлетворяются, то, будь все другие удовлетворяемы богато, покоя не бывает.
472 год. Воспоминание падшего праха от воздуха в Цареграде.
В 1989 году возобновлено подворье-представительство Иерусалимской Православной Церкви в Москве.
19 ноября 2009 года на амвоне храма апостола Фомы убит исламистом священник Даниил Сысоев.