Празднование
История
Писидийская Мироточивая икона Божией Матери прославилась великими чудесами в городе Созополе Писидийском. Сведений о происхождении ее не имеется. Уже в посланиях об иконопочитании Германа, патриарха Константинопольского, читанных на седьмом Вселенском соборе, «икона Пренепорочной Девы Богоматери, находящаяся в Созополе Писидийском и источающая миро из руки изображенной», называется «древней».
Чудотворения, которыми прославлена эта св. икона и сведения о которых дошли до нас, относятся к VI веку. В это время (между 565–577 гг.) в соседнем с Созополем городе Амасии жил сосланный сюда патриарх Константинопольский св. Евтихий (память его 6 апреля). Пресвитер Евстафий, современник патриарха Евтихия и составитель его жизнеописания, упоминает о многих чудотворениях патриарха, свидетелем которых был он сам. Вот первое чудо, о котором передает Евстафий. В Амасии была одна супружеская чета, у которой дети рождались мертвыми. Опечаленные родители, скорбя о своем несчастьи, обратились к патриарху с просьбой помолиться за них, чтобы Господь отвратил от них Свой гнев и даровал бы им дитя живое. Св. Евтихий, сотворив усердную молитву о них, помазал их обоих св. елеем, «частью от честнаго креста, частью же истекающим от святыя иконы Пречистыя Госпожи нашея Богородицы в Созополе», произнося при этом свои обычные слова: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа». Сотворив эту краткую молитву, св. Евтихий погрузился на некоторое время в молчание; затем, как бы озаренный божественной благодатью, сказал этим супругам: «Назовите дитя, которое родится, Петром, и оно будет жить». Находящийся при этом пресвитер Евстафий предложил св. Евтихию вопрос: «А если родится девочка, то как ее назвать»? Евтихий снова повторил: «Нет, пусть назовут Петром, и жив будет». Обрадованные супруги, твердо надеясь на милость Божию, возвратились домой. По наступлении определенного времени родился у них сын, как предсказал св. Евтихий, и при крещении они назвали его Петром. Кроме него, родился у них и еще сын, которого они, с благословения патриарха, нарекли Иоанном. Дети росли здоровыми и цветущими, и родители, а с ними и все жители города, знавшие об этом чуде милости Божией прославляли Бога.
Елевсипп, ученик великого подвижника преподобного Феодора Сикеота (память его 22 апреля), сопровождая всюду своего учителя, удостоился быть свидетелем самого чуда мироточения от Писидийской иконы Божией Матери, когда около 600 года св. Феодор, возвращаясь из Царьграда, заехал в Созополь нарочно с целью поклониться чудотворной Мироточивой иконе Богоматери. Войдя в храм Пресвятой Богородицы и простерши руки свои в молитве наподобие креста, св. Феодор устремил очи свои к чудотворной иконе, и елей чудесной силой исторгся из иконы Богоматери и оросил очи предстоящего здесь перед ней святого угодника Божия. Все бывшие там, увидев это знамение благодатной силы, воскликнули: «Воистину велик этот раб Божий».
Свидетельство о Мироточивой Писидийской иконе Богоматери содержится также в посланиях св. Германа, патриарха Константинопольского (память его празднуется 12 мая). В начале гонения на святые иконы, бывшего при императоре Льве Исаврянине (716–741 гг.), Герман в послании к Фоме, епископу Клавдиопольскому, оправдывая почитание св. икон практикой церкви и указывая в подтверждение этого на изображение Спасителя, устроенное кровоточивой женщиной, на Эдесский нерукотворенный образ Спасителя и на изображение Богоматери, писанное евангелистом Лукой, замечает, что «чрез различные иконы Бог совершал чудеса, о которых многие жаждут многое рассказать; так, например, Он подавал исцеление болящим, что мы и сами испытали. Замечательнее же всего то, что никакого возражения и сомнения не встречается против того, что находящаяся в Писидийском Созополе икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира. Об этом чуде свидетельствуют многие». Это сообщение патриарха Германа было утверждено в своей истинности седьмым Вселенским собором, на котором оно и читалось.
Согласно письменным источникам, список Пресвятой Богородицы является одной из старейших византийских икон. Храм, в котором он хранился, был построен в честь Богородицы в Созополе Писидии (сегодня Улуборлу - город и район провинции Ыспарта, Турция), откуда икона и получила свое наименование: Писидио́тисса.
Это довольно редкая иконография: Богородица держит Младенца на левой руке, а правой благословляет священническим благословением. Свидетельства рассказывают, что именно из этой правой руки истекало миро из оригинала иконы.
Святой Герман Константинопольский в послании к Фоме, епископу Клавдиопольскому, пишет: «Замечательнее же всего то, что никакого возражения и сомнения не встречается против того, что находящаяся в Писидийском Созополе икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира. Об этом чуде свидетельствуют многие».
Он же в послании к седьмому Вселенскому собору пишет о том, что миро на иконе источается из руки изображенной Богородицы.
Список с этой древней чудотворной иконы в России был сделан в 1608 году в Московском Новоспасском монастыре. Богоматерь изображена с Богомладенцем на левой руке, правой рукой Она благословляет.
В иных источниках сообщается, что в России был известен список Писидийской иконы, бывший келейной иконой инокини Марфы, матери царя Михаила Фёдоровича. После её смерти он был помещён в Новоспасский монастырь. К сожалению, следы иконы затерялись после 1918 года.
Точное происхождение иконы не известно. Обретена она была в Созополе Писидийском в VI веке уже тогда называлась древней. Свидетельства о нахождении иконы в Созополе встречаются вплоть до 8-ого века, после чего о ней больше нет никаких упоминаний
Буквально в 2015 году случилось одно знаменательное событие. В провинции Алания, близ города Улуборлу (бывший Созополь Писидисйкий) открылся первый христианский храм в честь этой иконы Пресвятой Богородицы Писсидисса.
Район Турции Ыспарта – сегодня охватывает те области, которые имеют непосредственное историческое значение. В него входят и Ялвач – бывшее место Антиохии Писидийской. И Алания в Уруборлу (где был Созополь Писидиский с храмом в честь чудотворной иконы). И сама Ыспарта – есть той самой Писидией, известной по первым векам христинства.
Церемонию открытия нового храма возглавил Вселенский Патриарх Варфоломей и митрополит Писидийский Сотириос, благодаря которому стало возможным возведение храма Пресвятой Богородицы в Алайе, и священнослужитель данной церкви - отец Константин (Шевченко). Отец Константин, родом из Казани (Россия), стал постоянным священником недавно отстроенного храма, куда он прибыл в начале октября 2016 года.
В регионе Алайи (район Ыспарта) имеется большая русскоговорящая община православных христиан, которая организует почетный праздник в день открытия храма. Русские прихожане почитают и поклоняются пред списком Пресвятой Богородицы Писидио́тиссы, находящимся в Новоспасском монастыре Христа Спасителя в Москве.
Самое свежее чудо произошло в 2014 году. Владыко Сотирий находился с визитом в Афинах, в Греции, где познакомился с супружеской парой, которая ожидала ребёнка. Владыка подарил им бумажную копию новой иконы. Позже в семье родились близнецы. Один ребёнок (девочка) не мог самостоятельно дышать и был помещён в «инкубатор» с аппаратом искусственного дыхания. Врачи вынесли вердикт, что спасти ребёнка может только операция. Родители сразу связались с Владыкой Сотирием и просили его помолиться за дочь. А мать решила молиться пред «Писидийским» образом Пресвятой Богородицы. Операция была назначена на 3 сентября. По новому стилю это день празднования иконы. Однако предоперационные исследования в этот день показали, что болезнь ушла. Ребёнок был отключён от аппарата искусственного дыхания и передан матери, которая в этот день впервые получила возможность его обнять. Дальнейшие анализы показали, что девочка абсолютно здорова.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?