Празднование
История
Прославление иконы Божией Матери Одигитрии Выдропусской совершилось в XV веке. Эта икона находилась тогда в селе Выдропусске Новгородской губернии, в местном храме во имя св. великомученика Георгия. Среди местных жителей существовало благочестивое предание, что эта икона уже явила однажды чудесное знамение: когда прежний храм, тоже во имя великомученика Георгия, сгорел до основания и стали расчищать после пожара это место, то нашли икону Богоматери, лежащую в пепле под обломками ликом к земле, целой и почти неповрежденной от огня; только задняя сторона доски немного почернела. После покорения Новгорода Иоанном III, когда войска его возвращались обратно, один из воинов, боярский сын родом из г. Мурома, проходя со своим отрядом мимо села Выдропуска, зашел между прочим в церковь св. Георгия и на правах победителя взял отсюда стоявшую у царских врат икону Богоматери. Он принес ее в свою муромскую вотчину и поставил в храме св. Николая Чудотворца, где она и оставалась некоторое время. В субботу недели свв. жен-мироносиц, после утрени, боярский сын попросил священника отслужить молебен перед принесенной им сюда Выдропусской иконой Богоматери. «Отпой молебен полонянке», — сказал он грубо, обращаясь к священнику. Священник исполнил просьбу. Во время молебна, когда он прочел слова Евангелия: «Пребысть же Мариам с Нею яко три месяцы и возвратися в дом Свой» и когда певцы стали петь «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», вдруг налетел вихрь, послышался сильный гром и весь храм потрясся; покров церкви разверзся, и икона Богоматери невидимой силой поднялась с своего места и исчезла из церкви. Пораженные ужасом боярин, священник и все присутствовавшие там люди упали на землю и долго лежали без чувств.
Между тем в этот же самый день и час благочестивый крестьянин села Выдропусска, по имени Флор, вышел в поле на свою ниву сеять лен. Погода стояла ясная и тихая. Вдруг эта тишина была нарушена внезапно налетевшим необыкновенно сильным вихрем, который промчался перед изумленным Флором по направлению к церкви св. великомученика Георгия в Выдропусске. Вихрь был настолько силен, что Флор не мог ничего рассмотреть. Когда он по окончании своей работы возвратился домой, то от своих односельчан услыхал о необыкновенном чуде.
При церкви св. великомученика Георгия, которая после вражеского разорения пришла в запустение, жил только один благочестивый пономарь. Он имел обыкновение каждое утро входить в запустевший храм и кадить св. иконы. Так и в это утро он вошел в храм и начал кадить, как вдруг, к своему удивлению, заметил похищенную когда-то икону Одигитрия; она лежала в алтаре на престоле, ликом вниз, а рядом с ней — другой образ Богоматери «Умиление». Пономарь тотчас же поспешил рассказать всем о чудесном возвращении в храм похищенной иконы. «Пойдемте со мною, — говорил он односельчанам, — и посмотрите на преславное чудо Богоматери от иконы Ее, которая была прежде у нас, как всем это ведомо. Во время войны она была похищена; ныне я по обычаю вошел в храм покадить иконы и нашел на престоле чудотворный сей образ: невидимо пришел он в нашу церковь».
Собравшись в храм, все жители селения с радостью узрели св. икону и благоговейно пали перед нею ниц, молясь Владычице Небесной. Флор, сеявший лен, рассказал о сильном вихре в поле, и все прославили Богоматерь.
Икона Божией Матери «Умиление», явившаяся вместе с иконой Выдропусской, скоро исчезла отсюда и вновь явилась уже в вотчине муромского боярина, в храме святителя Николая Чудотворца. После чудесного исчезновения из этого храма Выдропусской иконы боярина стало мучить раскаяние. Он тяжко скорбел, не находя нигде исчезнувшей иконы, плакал горькими слезами и взывал: «Увы, мне! Я тяжко согрешил, назвав пленницей Свободную, Ту, Которая рождеством Сына Своего освободила весь мир от тяжких уз рабства греху». В это время он услышал от церковного старосты, что икона «Умиление» снова явилась в храме святителя Николая. Он тогда поспешно пришел в церковь, пал перед св. иконой на колени и со слезами восклицал: «Как явлюсь я пред лицом Твоим, Богоматерь?! Увы мне, окаянному! Заступницу мира я назвал пленницею»! Во время усердной молитвы у него мелькнула мысль, что исчезнувшая икона, может быть, возвратилась в свой Выдропусский храм. Тогда он решился, сложив с себя воинский чин, смиренно идти в Выдропусск, чтобы там всенародно покаяться в своем грехе. Получив благословение от священника и одевшись в убогие одежды, он отправился в путь пешком, в сопровождении одного только верного слуги. Напрасно жена и дети умоляли его отменить свой обет: боярин остался непреклонен. В посте, молитве и слезах совершал он свой путь в рубище убогого странника. Достигнув, наконец, Выдропусска, он прямо вошел в храм св. Георгия и увидел здесь чудотворный образ Богоматери, который он оскорбил раньше пленением и словами. Пав на помост церковный, он со слезами взывал: «Всемилостивая Владычице Богородице, крепкая Помощнице, Стена, Прибежище и Заступление всего рода христианского! Утоли праведный гнев Свой и не отврати лица Твоего от меня, неключимого и негодного раба Твоего. Я недостоин не только просить милости Твоей или воззреть на образ Твой, но и войти в храм сей. Но, уповая на милость благоутробия Твоего, молю — помилуй меня! Как не попалил меня огонь, как не пожрала меня земля, как не оледенел язык, когда я назвал Тебя пленницею?! Как не иссохли руки мои, когда я дерзнул похитить отсюда образ Твой»?! Три дня и три ночи не выходил он из храма, ничего не ел и продолжал горько плакать. Строгий пост и душевная скорбь так обессилили его, что он стал, наконец, падать без чувств. Тогда бывшие здесь, видя, что он совсем обессилел, призвали священника и попросили его отслужить литургию. Умилостивительная жертва облегчила скорбь боярина: после литургии он вкусил просфоры, а затем принял немного пищи; к нему вернулись силы. Его спросили, кто он, откуда пришел сюда и почему так сильно скорбит. Боярин рассказал о чудесном знамении от иконы Богоматери, и весь народ, умилившись, воздал хвалу Пречистой Богородице, прославившей столь дивно Свой чудотворный образ.
В 1565 году Выдропусская икона Богоматери была поновлена, обложена серебром и богато украшена. Впоследствии, по просьбе жителей города Торжка Тверской губ., сюда из Выдропусска ежегодно стали совершать крестный ход с чудотворным образом Богоматери. Икону ставили в соборной церкви Преображения и отсюда носили по домам жителей. Через некоторое время образ возвращался обратно в Выдропусск. В 1630 году, как повествует предание, между жителями Торжка и Выдропусска вышло несогласие и спор из-за этой иконы. Поэтому она была взята в Москву. Там с нее сделали список, который и отправили в Выдропусск, а чудотворный образ Богоматери был поставлен в городе Торжке, в соборном храме Преображения, где он пребывает и поныне. С этого времени отменили крестный ход из Выдропусска в Торжок. Вместо него установлено было ежегодно, 18 июля, в день принесения иконы из Москвы, с крестами и иконами всех приходских церквей Торжка собираться в Борисоглебский монастырь и отсюда с крестным ходом идти в соборную церковь, где после литургии служат молебен перед чудотворным образом Богоматери.
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 3
Твоя́, Богоро́дице Де́во, святы́ня,/ я́ко омофо́ром нас от бед покрыва́ющая,/ яви́ся в о́блаце с шу́мом летя́щая/ к ра́досте ве́си Выдропу́сской/ егда́ из нея́ исхищена бысть/ ны́не да́руеши нам благодат́ь многомо́щную/ с не́юже и чудеса́ Твоя́,// и подае́ши нам ве́лию ми́лость.
Перевод: Твоя святыня, Богородица Дева, как омофором нас от бед укрывающая, явилась в облаке с шумом летящая, к радости села Выдропуск, после того как была из него похищена, сейчас даруешь нам благодать многочисленную, с ней же и чудеса Твои, и подаешь нам великую милость.
Ин тропарь, глас 4
Яко древле Купина Неопалимая неврежденно/ из пепелища Валдайскими иноками в селе Выдро-пусском обретена,/ омофором Своим чад верующих от бед покрывающая,/ похищена бысть дерзостно/ и чудно явишася из града Мурома,// ныне даруеши всем христианом велию и богатую милость.
Перевод: Составлено архимандритом Нафанаилом (Поспеловым).
Кондак, глас 6
Во спасе́ние нам ро́ждшая Безнача́льного,/ и яви́вшая нам свое́ заступле́ние безконе́чное,/ Се́мя До́брое Хле́ба же́ртвеннаго преломле́ния/ безсе́менно во утро́бе пречи́стей возрасти́вшая,/ и о́бразом Твои́м Выдропу́сским благода́ть ми́ру яви́вшая,// Де́во, спаса́й Тя велича́ющия.
Перевод: Родившая нам Безначального для спасения и явившая нам свою защиту бесконечную, Доброе Семя жертвенного Хлеба преломления (Ин 6:35) бессемянно в утробе пречистой возрастившая, и образом Твоим Выдропусским благодать миру явившая, Дева, спасай Тебя прославляющих.
Молитва
О, Цари́це Небесе́ и земли́, Влады́чице всеми́лостивая, Одиги́трие всечестна́я, Предста́тельнице на́ша усе́рдная, при Кресте́ Сы́на Твоего́ и Бо́га всынови́вшая ве́сь па́дший ро́д челове́ческий и по успе́нии Свое́м не оста́вившая на́с си́рых и безнаде́жных! Мо́лим Тя́, Всенепоро́чная, благода́ть Твою́ не отыми́ от ка́ющихся рабо́в Твои́х и упра́ви вся́, я́ко Ма́ти Преблага́я: защити́ оте́чество на́ше, ве́ру правосла́вную сохрани́, вла́сти умудри́, иере́и укрепи́, ве́рным лю́дем Твои́м по́мощь неоску́дную да́руй, ю́ныя вразуми́, ста́рость уте́ши, боля́щия исцели́, отча́янныя возста́ви, заблу́ждшия обрати́ и все́м целому́дрие и кре́пость исхода́тайствуй – Ты́ бо еси́ блага́я Путеводи́тельница и милосе́рдная Засту́пница, к Тебе́ припа́даем и мо́лим Тя́: не отве́ржи на́с, но испроси́ на́м до́браго отве́та на Стра́шнем Суди́лищи, да не осу́димся по грехо́м и беззако́нием на́шим, но ми́лость улучи́м по безме́рному человеколю́бию Го́спода и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́, Ему́же сла́ву и поклоне́ние возсыла́ем, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Каноны и Акафисты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?