Празднование
История
Ярославско-Смоленская икона Божией Матери - келейный образ архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Антония. 12 октября 1642 года во время молитвы он услышал от иконы - Смоленской Одигитрии - голос: "Иду, иду в пределы града Ярославля, в новосозданный монастырь во Имя Мое". Архимандрит Антоний послал эту икону с иноком Германом в указанный монастырь, строящийся в лесу, недалеко от Ярославля. Чудотворная икона была поставлена в монастырском храме около алтаря.
* * *
История Смоленского на Бору монастыря длилась всего несколько десятилетий, но обитель оказалась не только тесным образом связанной с исторической судьбой Ярославля и Толгского монастыря, но и дала интереснейшие произведения древнерусской литературы — «Повесть об устроении монастыря и иконе Смоленской Богоматери» и «Сказание о Животворящем Кресте Господнем».
Основание Смоленской обители соотносится с именем игумена Толгского монастыря Иоиля. В 1642 году ему случилось во сне некое откровение: «да во имя Божией Матери Одигитрии созиждет [он] монастырь за три поприща (версты) от града Ярославля». Иоиль известил о видении ростовского митрополита Варлаама и испросил у него благословение на устройство новой обители. Вскоре приступил к делу: «прииде бо с четырми единоматерними своими братьями монахами на место, ему откровенное, и нача с ними лес сещи и огнем жещи, ибо лесно бяше место то и никим же населяемо; и тако начатся созидатися церковь во имя Божией Матери Одигитрии [Смоленской]».
Игумен Иоиль был назначен управлять обоими монастырями — Толгским и Смоленским. Строящаяся обитель вскоре обрела свою святыню. Настоятелю Троице-Сергиева монастыря архимандриту Адриану, в прошлом — игумену Толгской обители (1635–1640), было сонное видение: «от образа Пресвятой Богородицы Одигитрии, находившегося в келии его, бысть глас, глаголющий ему: „Иду, иду в пределы града Ярославля, в новосозидающийся монастырь во имя Мое”». Вняв ему, архимандрит Адриан призвал иеромонаха Германа, вручил ему келейную икону и повелел доставить ее игумену Иоилю, который «с братиею изыде в сретение образа Божией Матери с честными кресты». Так как в новой обители храм еще не был готов, то образ временно поместили в Толгский монастырь.
По завершении строительства деревянного храма обители, 12 октября 7151 (1642) года (неверная датировка — 1643 — в других публикациях происходит из-за существовавшего в допетровскую эпоху отсчета начала года — с 1 сентября, а не с 1 января, как это принято в современной истории), в него торжественно перенесли икону Смоленской Богоматери. В этот же день начали совершаться первые чудеса от священного образа. Согласно тексту сказания, три инока Смоленской обители отправились «для покупок церковных» в Ярославль; переправляясь через Волгу, они были застигнуты бурей и едва не погибли. Монахи призвали на помощь Богоматерь и избежали печальной участи
В этот же день чудодейственная сила иконы Смоленской Богоматери смогла воскресить новорожденного младенца, неожиданно скончавшегося, когда его принесли в храм для совершения таинства крещения. Тогда же получил исцеление иеромонах Макарий, страдавший пятнадцать лет зубной болезнью. Это были не единственные исцеления от чудотворной святыни: «много и иных, всякого рода болящих, слепых, беснуемых и расслабленных, приводимо было в Смоленскую обитель к чудотворному образу Пречистой Девы, и сильные из них верою возвращались здравыми в дома свои, благодаря Господа, изрекшего „просите — и дастся вам”
Более всего прославилась икона Смоленской Богоматери в 1654 году, в разгар страшного «морового поветрия». Жители Ярославля решили тогда для избавления от болезни в первое воскресенье Рождественского поста совершить крестный ход с чудотворной иконой Толгской Богоматери. Вот что повествует сказание о священном образе Смоленского монастыря: «В ночь, предшествовавшую сему дню, не потухали огни в целом городе и не запирались храмы; а между тем мор, свирепствуя с ужасающей силой, поражал жителей ежечасно. Из оставшихся в живых одни укреплялись силой таинств в Божьих храмах, другие молились в домах своих, третьи приготовляли к погребению преставившихся, и все с нетерпением ожидали принесения из Толгского монастыря чудотворной иконы Владычицы в Ярославль, веруя, что с посещением Ее Всеблагий Господь, наказующий и вместе с тем милующий, не попустит им искуситися паче, еже могут, но при искушении даст и облегчение и силу понести».
В это время, когда жители Ярославля «воскрылялись духом, в чаянии сретенья чудотворного образа», болезнь достигла и Смоленского монастыря, в нем «изнемогали от смертоносных язв три священника, три диакона и три чтеца, кои все пришли туда из Спасского монастыря для совершения всенощного бдения». Накануне крестного хода младшему брату игумена Иоиля, иноку Гордиану, случилось видение: вздремнув, он увидел икону Смоленской Богоматери «на воздухе, в лучезарном свете; и был глас, повелевающий идти с нею в крестный ход». Другим инокам Спасского монастыря, пришедшим в Смоленскую обитель, повторилось явление святыни, которая повелела также написать икону Живоначальной Троицы и устроить в ее честь в Смоленском монастыре каменный храм.
На следующую ночь чудотворные иконы двух монастырей, Толгского и Смоленского, с крестным ходом отправились в Ярославль. Была эта ночь, по сказанию, «аки день светла, и больные ни мраза, ни зимы не чующе, — и всем малым и великим… радость была несказанная». Жители города обнесли иконы вокруг города, и смертоносное поветрие в Ярославле вскоре прекратилось. Через столетие бедствие повторилось, и вновь ярославцы призвали на помощь священный образ. Осенью и зимой 1763 года, когда в городе свирепствовала моровая язва, икона Смоленской Богоматери по желанию горожан пребывала у них 11 недель, святыня «переносима была по приходским церквам от одной к другой и по различным домам для молебствия».
В последней части «Повести об устроении монастыря» рассказывается о событиях, предшествовавших основанию Смоленской обители. Здесь речь идет о том, как некоему жителю города Романова Самсону «прозванием Богомол» случилось видение: в ночь на Великую субботу, 7 апреля 1626 года, во сне явился ему образ Богоматери Одигитрии, а перед ним «кадило горящо и древо многолиственно». На следующий день романовский юродивый Онуфрий предсказал Самсону многие скорби, а всем его домашним — монашество. Так и случилось: пятеро сыновей Богомола и его жена Неонила приняли постриг. Сам он, претерпев много испытаний, через несколько лет скончался и был погребен, как и его супруга, в Смоленском монастыре.
В 1932 году Смоленский и Всехсвятский храмы были закрыты, церковные здания сначала передали Долматовскому сельсовету под гараж пожарной дружины и пункт Осоавиахима, позднее снесли. На их месте теперь кладбище. Прихожанам удалось отстоять только Троицкую церковь, она не только сохранилась до наших дней, но в советские годы не закрывалась и по-прежнему находится в ведении Русской Православной Церкви.
Ныне Троицкий храм представляет собой редчайшее явление в епархии: все древние, особо чтимые святыни бывшего монастыря сберегаются в его стенах, они напоминают нам о древней истории обители, ее основателе Иоиле и благоустроителе Гордиане. Слева от царских врат стоит в иконостасе чудотворная Ярославская-Смоленская икона Богоматери — уже в последние десятилетия благодарные богомольцы украсили образ драгоценными привесками. Празднования ей совершаются, как и ранее, не только 28 июля/10 августа, в общецерковное прославление Смоленской, но особо 12/25 октября, в престольный праздник прихода. Также в храме Святой Троицы посёлка "Смоленское" находится и Животворящий Крест с частицей Московских, Новгородских, Ростовских и Ярославских угодников.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11