Празднование
История
Этот образ Богоматери находится в Николаевском соборе пригорода Изборска Псковской губернии и помещается в иконостасе главного придела, по левую сторону царских врат. В рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде сама икона названа «пядничной», потому что изображение ее по ширине равно старинной русской мере — «пяди», или 4 вершкам.
На иконе Божия Матерь изображена по перси. Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу. Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, чтобы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов. Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения. Икона украшена сребропозлащенной ризой, украшенной жемчугом; на ней сделана следующая надпись: «Возобновлена Александром и Настасьей Каменногородскими 1833 года июля 5 д.». Исторические сведения об этой Корсунской иконе Божией Матери начинаются со второй половины XVII столетия. В одной сохранившейся рукописи говорится следующее:
«Благослови, отче, прочести. Бысть убо сие великое и преславное чудо Богоматере, еже пречистою и Честною и поклоняемою Ея иконою содеяся в лето 7165 (1657). Во святый и великий пост, на шестой недели, во вторник, месяца марта 17 день пришедше нощию погании немцы к Печерской обители на посад и пожгоша весь посад той, и в той день много кровопролития сотвориша. Вне же града Изборска, на посаде, тогда живущии христиане такоже боящеся нашествия поганых, принесоша имения своя во град Изборск. Бе же некая вдовица, именем Евдокия, туто же на посаде живяше, у нея же в дому бе пядничная икона Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем Ея, Господем нашим Иисусом Христом. Тогда же та вдовица, такоже боящися нашествия поганых, вземши честную ону икону, принесе ю во град Избореск и постави ю в клети своей. По сем же, того же марта 22 день, в неделю цветную (Ваий), егда поидоша священный собор со святыми иконами и с честными кресты вне града во обитель св. Николая в городищской, тогда же у тоя вдовицы стояше та чудотворная икона Пресвятыя Богородицы в клети ея; в то же время та вдовица, вжегши, постави свещу пред тою иконою и нача молитися и со дщерию своею, именем Фотиниею, и абие видеша знамение страшно и ужаса исполнено, — показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща. По сем же та вдовица поведа некоему человеку клирику, именем Симеону; он же, взем честную ону икону, принесе ю в соборную церковь св. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Того же месяца в 24 день освященный собор и воевода свидетельствоваше о сем преславном чудеси в соборной церкви и видеша слезные потоки от обою очию от образа Пречистыя Госпожи Божия Матере, а от левого ока слезный поток протече и ста на Предвечном Младенце, Господе нашем Иисусе Христе. Священный же собор и воевода советоваше о том чудеси и возвестиша писанием во граде Пскове великому господину, преосвященному Макарию архиепископу. Он же повеле пред тою иконою четыредесять дний по вся дни молебная пети. Тогда же молитвами Пресвятыя Богородицы град Избореск избавлен бысть от нашествия поганых. По сем же того же лета, в пост святых апостол, по повелению архиепископа Макария принесена бысть иереем та чудотворная икона Пречистыя Божия Матере во град Псков, во святую соборную церковь Св. Троицы, и пребысть та икона во граде Пскове две седмицы, и украшена благочинне окладом; и паки принесена бысть во град Избореск и поставлена в соборной церкви св. Николая, яко да убо весь град честь ей и поклонение невозбранно воздает и благодарение. По сем же время преиде не мало, егда преходящу шестому на десять лету, от нем же бысть чудо сие Пресвятыя Богородицы, дойде в слух о том предивном чудеси великому Арсению архиепископу; он же великий господин, желая всегда милости Пресвятыя Богородицы и заступления Ея роду христианскому, повелел в том граде Избореске по вся лета праздновати праздник Пресвятыя Богородицы честнаго Ея знамения месяца марта в 22 день: на память св. священномученика Василия, пресвитера анкирския церкви. От толе же уставися сие творити; на воспоминание толикого предивного чуда всенощный содеваем праздник, благодарственныя песни приносяще Матери Божией; празднуем и пред литургиею, пев молебная. И освящают воду, и паки с молебным же пением и со благовонным каждением, вземше чудотворную ону икону Пречистыя Богоматере и священную воду и обходяще по стене града благочиние и освящающе его на всяко лето обхождением и паки возвращшеся в соборную церковь святого Николая, поставляют честную ону икону Божия Матери в той же церкви множеству благочестивым приходящим на видение и поклонение; и тако того дне и прочее церковнаго пения праздник совершают даже и до отпуста в память убо прочим родом».
От древнего Изборска, служившего прежде местом княжеской резиденции брата Рюрикова Трувора, сохранилось лишь одно воспоминание, что он существовал на версту к северу, там, где ныне находится кладбище с церковью святителя Николая. Это место теперь носит название «городища». Современный же Изборск возник позднее — в половине XIV века, но и он потерял свою прежнюю славу и ныне похож больше на село, чем на пригород.
По преданию, именно Корсунская икона спасла Изборск в 1657 году от нашествия и разорения. 4 апреля (по ст. стилю 22 марта) шведы пожгли посад в Печерском монастыре. Изборск с тревогой ожидал очередного разграбления. Вдова Евдокия со своей дочерью Фотинией всю ночь молилась перед Образом «Пядничной» иконы. Вдруг они увидели знамение – из очей Богородицы текли слезы. Вдова рассказала об этом клирику Симеону, и икону перенесли в Никольский собор. Молитвенное ожидание помощи от Царицы Небесной разрешилось радостным исполнением надежд: шведы не дошли до Изборска.
По повелению архиепископа Макария 40 дней перед иконой служился молебен, затем чудотворная икона в течение двух недель была в Псковском Троицком соборе. После – возвращена в Изборский Никольский собор.
Спустя 16 лет великий архиепископ Арсений велел ежегодно в Изборске праздновать праздник Пресвятой Богородицы 22 марта (по нов. стилю 4 апреля), служить молебны, освящать воду, крестным ходом обходить по стенам города и освящать Изборск.
В память знамения, связанного с Корсунской иконой, был составлен акафист Божьей матери. С чудотворной иконы делали списки, перед иконой молились безнадежно больные и получали исцеление.
В дальнейшем с иконой происходили новые чудеса: она всегда выступала в роли спасительницы изборян.
В двадцатые годы XX в. в Изборске проживал бывший морской офицер Владимир Александрович Костенко-Радзиевский с супругой Ниной Владимировной, которая тяжело заболела. Однажды ей во сне явился образ чудотворной иконы Божией Матери Корсунской. Голос свыше сказал ей: «Молись, и будет по молитве твоей исцеление». Нина Владимировна и вся семья усердно молились, и вскоре больная полностью исцелилась.
Потрясённый свершившимся чудом супруг вложил свои средства в строительство одноименной часовни у стен Изборской крепости на месте древнего могильника. Проект часовни был подарен Изборску в 1929 году архитектором Александром Игнатьевичем Владовским. Три года изборяне собирали средства на строительство часовни, которая была построена в 1932 году. Иконы для часовни были написаны друзьями архитектора: известным иконописцем и реставратором Пименом Софроновым (1898-1973) и живописцем Эриком Прэном (1894-1985).
Одно из последних чудес, которое явила икона, произошло во время освобождения Изборска от немецко-фашистских захватчиков. 30 июля 1944 года при артобстреле в часовне Корсунской иконы Божией Матери спрятались дети. По воспоминаниям очевидцев, за несколько мгновений до попадания в часовню вражеского снаряда спасительная сила от образа небесной покровительницы сподвигла их выбежать из часовни. Отбежав, дети услышали грохот. Удар снаряда приняла на себя чудотворная икона, в которой были обнаружены многочисленные осколки.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11