Празднование
История
Ташлинская икона «Избавительница от бед» — икона Пресвятой Богородицы, прославившаяся в селе Ташлы в Ставропольском районе Самарской области (ныне) в октябре 1917 года. Здесь, в маленькой деревушке, в годину испытаний, явила Пресвятая Богородица Свою икону.
Свидетельство об истории явления иконы со слов жительницы села Мусорка Ф.Д. Атякшевой было заверено в 1981 году архиепископом Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычевым).
Уроженке села Ташла девице Екатерине Никаноровне Чугуновой, 1885 года рождения, глубоко верующей и благочестивой, трижды снилась Пресвятая Богородица, которая строго наказывала отыскать Ее икону в месте, которое она укажет — в земле, в овраге, близ этого села. Этот сон смущал Екатерину и не давал ей покоя.
Екатерина проживала с Атякшевой Феодосией Давидовной в отдельном домике, как в келье, в селе Мусорки. В силу привычки, девица продолжала посещать храм в своем родном селе Ташлы. Увидев сон в третий раз, она рассказала о нем Феодосии и отправилась в храм. Это было 8 октября 1917 года.
Путь ее пролегал мимо оврага, над которым Екатерина явственно увидела двух ангелов, несущих икону Божией Матери, озаренную ярким сиянием. Когда ангелы опустились на дно оврага, видение исчезло. Пораженная увиденным, девица упала в обморок. Очнувшись, она пошла к своим родственникам, жившим неподалеку, и поведала о своем видении.
Они сообщили, что люди нередко слышат возле этого оврага церковное пение. Когда Екатерина отправилась к оврагу вместе с Феодосией, видение повторилось. Собрались люди. В том месте внизу оврага, показанном Екатериной, начали осторожно копать и наконец увидели небольшую икону Божией Матери, лежащую ликом вверх.
Пригласили священника, отца Василия (Крылова). С благоговением извлекли образ из земли — тут же на этом месте забил родник. Икона «Избавительница от бед», как ее позднее нарекли, торжественно крестным ходом была препровождена в церковь Святой Троицы в Ташле, 1775 года постройки.
Образ поместили на аналой и отслужили молебен. Храм был открыт всю ночь для доступа к иконе. В день обретения произошло несколько исцелений. Исцелилась местная жительница Анна Торпова, болевшая 32 года. Весть о новоявленной иконе распространилась очень быстро, и люди шли к чудотворной иконе со всех близлежащих сел.
Пресвятая Богородица щедро подавала помощь всем, с верой к Ней притекающим. 10 октября после литургии состоялся крестный ход с иконой на место ее явления, где был отслужен молебен. Многочисленные исцеления от иконы и источника стали привлекать паломников.
Над источником оборудовали колодец и возвели часовню. В ночь на 11 / 23 декабря 1917 года Ташлинская икона «Избавительница от бед» исчезла из запертого храма. Узнав об этом, Екатерина Чугунова впала в отчаяние и в сопровождении Феодосии отправилась на место обретения образа, на источник.
Как только они увидели часовню, Екатерину посетило новое видение сияющей иконы над часовней. Часовню открыли и обнаружили образ плавающим в полынье колодца ликом вверх. Настоятель Троицкого храма Димитрий (Митейкин), отсутствовавший во время обретения иконы, с недоверием отнесся к факту ее чудесного явления. И получил подтверждение.
После благодарственного молебна и покаянной молитвы образ вновь перенесли в храм. В неурожайные 20-е годы ХХ века во время постигшей область засухи колодец Божией Матери был чуть ли ни единственным источником воды в Ташле. В советское время его пытались засыпать мусором, но он не иссяк. Жители села вновь и вновь его расчищали.
После закрытия Троицкого храма, в котором устроили зернохранилище, Ташлинская икона «Избавительница от бед» сохранялась у сельчанки Евдокии Андриной. Богослужения в Троицком храме были возобновлены в 1947 году. Чудотворный образ Андрина передала в храм.
Ташлинская икона «Избавительница от бед» была помещена в центральной части на аналое, а в 1960 году была перенесена на преграду левого клироса, где пребывает и поныне. На месте обретения образа оборудован новый колодец. Засыпанный родник, который во времена атеизма пытались уничтожить, не погиб, а пробился рядом, в нескольких шагах от прежнего.
Были построены купели, а в 2005 году на возвышенности вблизи оврага возведена церковь в честь иконы Божией Матери «Избавительница». Поражает изуверство, с которым во времена мракобесия уничтожались святые места, попирались святыни. Возле чудотворного источника был устроен скотный двор, и родник завалили навозом.
Ташлинская икона «Избавительница от бед», вероятнее всего, представляет собой список иконы Божией Матери «Избавительница» из Новоафонского монастыря. Но, учитывая ее чудесное явление, сказать с точностью не представляется возможным. Можно только предполагать.
Об этом говорят особенности живописи и деталей. Сходны расположение в среднике фигур Богоматери и Богомладенца; наличие фигурной рамы; декорирование внутренних углов иконы; присутствие цветка у правого плеча Богородицы, хотя на Ташлинской иконе он восьмилепестковый, а на новоафонской — десятилепестковый; и некоторые другие детали.
Вместе с тем Ташлинская икона «Избавительница от бед» имеет ряд отличительных от новоафонского образа черт: декорация внутренних верхних углов у Ташлинской иконы несколько условна в отличие от обильных завитков первообраза; взгляд Богородицы устремлен на молящегося, а не отведен в сторону; горловина Ее платья лишена декора; ножки Богомладенца упираются в край иконы; на нижнем крае надпись «Избавительница».
Ташлинская икона «Избавительница от бед» небольших размеров — 9,3 х 11,2 см. В 2003 году к тыльной стороне иконы приделана серебряная пластина с текстом о двух явлениях образа и тропаря. Для иконы было изготовлено несколько окладов. Первоначальный, созданный вскоре после революции, утрачен. Два других 40-50 и 60-х годов сохраняются в ризнице.
В настоящее время Ташлинская икона «Избавительница от бед» украшена красивым окладом, изготовленным в 2003 году, в виде двух восьмиконечных звезд из серебра и золота с полудрагоценными камнями и вмонтирована в центр натянутого на доску (140 х 93 см) холста с изображением двух ангелов, поддерживающих ее звездообразный оклад, как это видела Чугунова.
Пред Ташлинской иконой «Избавительница от бед» молятся во всех тяжких обстоятельствах, просят о помощи и исцелении от болезней телесных и душевных, молятся за семью и детей.
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4
Я́ко пресве́тлая звезда́,/ просия́ Боже́ственными чудесы́/ святы́й о́браз Твой, Изба́вительнице,/ луча́ми благода́ти и милосе́рдия Твоего́/ озари́в в нощи́ скорбе́й су́щих./ Пода́ждь у́бо и нам, Всеблага́я Де́во,/ избавле́ние от бед,/ исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных,// спасе́ние и ве́лию ми́лость.
Перевод: Как преяркая звезда просиял Божественными чудесами святой образ Твой, Избавительница, лучами благодати и милосердия Твоего озарив находящихся во тьме скорбей. Потому подай и нам, Всеблагая Дева, избавление от бед, исцеление болезней душевных и телесных, спасение и великую милость.
Ин тропарь, глас 4
Избавле́ние Принося́щая всем,/ от се́рдца Тебе́ призыва́ющим,/ принеси́ избавле́ние ско́рое/ и нам, в лю́тых беда́х погиба́ющим// и в Тебе́ Едино́й избавле́ние на́ше на Бо́зе полага́ющим.
Перевод: Приносящая избавление всем, от сердца Тебя призывающим, принеси быстрое избавление и нам, погибающим от тяжелых бед и возлагающим избавление наше на Бога и Тебя, Единственную.
Кондак, глас 8
Ко ико́не Твое́й, Пресвята́я Госпоже́,/ бе́дствовавшии с ве́рою прите́кше,/ заступле́нием Твои́м изба́вишася от злых,/ но я́ко Ма́терь Христа́ Бо́га,/ и нас свободи́ от лю́тых обстоя́ний,/ вре́менных и ве́чных, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Изба́вительнице на́ша от всех бед.
Перевод: К иконе Твоей, Пресвятая Госпожа, нуждающиеся с верою обратившись, защитой Твоей избавились от бедствий, но как Матерь Христа Бога и нас освободи от жестоких бедствий, временных и вечных, да взываем к Тебе: «Радуйся, Избавительница наша от всех бед».
Молитва
О, Ма́ти Бо́жия, по́моще и защи́та на́ша, егда́ попро́сим, бу́ди изба́вительнице на́ша, на Тя бо упова́ем и всегда́ вседу́шно Тя призыва́ем: умилосе́рдися и помози́, пожале́й и изба́ви, приклони́ у́хо Твое́ и на́ши ско́рбныя и сле́зныя моли́твы приими́, и я́коже хо́щеши, успоко́й и обра́дуй нас, лю́бящих Твоего́ Безнача́льного Сы́на и Бо́га на́шего. Ами́нь.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11