Празднование
История
Гребневская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями и находившаяся в храме города Гребня (на реке Чири, впадающей в Дон), была поднесена жителями города, Донскими казаками, великому князю Димитрию Донскому по возвращении его с Куликовской битвы в 1380 году.
«Гребневская летопись или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии», составленная в 1471 году, гласит: «И когда благоверный Великий князь Димитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принес ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка и из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
И тогда князь Димитрий Иоаннович принял сей бесценный дар... и по Дону реки достигает еще казача городка, Гребни, на устье реки Чир, и живущие там воины также встретили Великого князя с крестами и святой иконой и в дар ему также образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы чудесно там у них сияющую вручили. И во все лета установил им, казакам, свое жалование "за почесть их сильную храбрость противу супостат агарянска языка"».
В ХV веке, после удачного похода на Новгород, великий князь Иоанн Васильевич по обету построил церковь Успения в Москве на Лубянке и в ней поставил Гребневский образ Божией Матери, который он брал с собой в поход. В 1687 году, когда церковь сгорела, икона чудесно сохранилась.
В последующие столетия образ из церкви на Лубянке прославился многими чудесами. В 1612 году отряды защитников города вместе с Гребневской иконой отбили нападение литовцев, поляков и русских изменников. Спустя пять лет произошло еще одно чудо – икона осталась цела и невредима в опустошительном пожаре, который уничтожил храм. В середине XVII столетия, с иконой связывали помощь в прекращении эпидемии холеры, а в начале XVIII века помощь от иконы получила сестра императора Петра Первого Наталья. Наталья Алексеевна пожертвовала средства на обновление старинного образа и украсила его богатой ризой. Сестра царя пешком прошла из села Преображенского к Лубянке, в сопровождении процессии из приближенных и простого народа, чтобы поместить икону с новой ризой обратно в Успенскую церковь.
Храм был перестроен в каменный и устоял в большом пожаре 1737 года, когда сгорела почти четверть всех зданий в городе. Уцелел храм и во время пожара 1812 года, хотя все здания вокруг сгорели.
Чудотворная Гребневская икона считалась древнейшей из казачьих икон и находилась в своем храме до 1930-х годов. После закрытия и разрушения здания ее следы потерялись. Часть иконостаса попала в Третьяковскую галерею и музей-заповедник «Коломенское», но среди образов нет того, который можно было бы отождествить с оригинальным Гребневским. Икона Гребневской Богоматери принадлежит к варианту иконографического типа, который называется «Одигитрия» — «Указующая путь», или «Путеводительница». На иконах этого типа Богородица держит Иисуса на руке, а другой торжественно указывает на него как на путь человечества к спасению. Гребневская икона и ее списки необычны тем, что Богородица держит Сына не левой рукой, а правой. Такой тип назывался «Одигитрия Дексиократуса». На образе Тамбовского музея Святая Дева изображена по пояс и одета в запахнутый красный мафорий — длинное женское покрывало, правая рука Богородицы наполовину скрыта. Левой рукой она указывает на Иисуса. Сложенная в благословляющем жесте правая рука Младенца обращена к Деве Марии, в левой руке он держит свиток. На нем надет золотисто-охристый гиматий — отрез шерстяной ткани, спущенный с правого плеча крупной складкой. Гребневская икона отличается от других икон этого типа еще и тем, что у шеи Богородицы мафорий расходится и открывает горловину хитона — нижней рубашки. Мастер заключил изображение Девы и Сына в рамку, оформленную растительным орнаментом, который по форме и колориту напоминает хохломской узор. Углы декоративной рамки украшают головы херувимов. В церкви Гребневской Божией Матери на Лубянской площади икона пробыла до 30-х годов ХХ века. Сведения о судьбе иконы теряются после разрушения храма, начавшегося в конце июня 1927 года и окончившегося в 1935 году. Считается, что икона из храма на Лубянской площади ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее. Списки с чудотворной иконы находятся в Подмосковье-в Пушкино, Гребнево и Одинцово. Один из списков иконы, датируемый XVIII веком, находится в Тамбовском краеведческом музее.
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 8
Днесь, я́ко со́лнце пресве́тло,/ просия́ в Росси́йстей стране́, в конце́ ея́ полу́деннем,/ всечестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице,/ ю́же благове́рный вели́кий кня́зь Дими́трий в град Москву́ принесе́./ Све́тло пра́зднуем, благове́рнии лю́дие, честна́го о́браза прише́ствие, моля́щеся приле́жно:/ Влады́чице Богоро́дице, моли́ся Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему,/ изба́вити град Москву́, страну́ на́шу и вся правосла́вныя христиа́ны/ от ва́рварскаго плене́ния, и междоусо́бныя бра́ни, и всех наве́т вра́жиих,// Тебе́ бо Еди́ну Засту́пницу и́мамы.
Перевод: Сегодня, как преяркое солнце, просияла в Российской стране, в южном крае ее, почитаемая всеми икона Твоя, Владычица, которую благоверный великий князь Димитрий принес в город Москву. Светло празднуем, благоверные люди, почтенного образа пришествие, молясь усердно: «Владычица Богородица, молись Сыну Твоему, Христу Богу нашему, об избавлении города Москвы, страны нашей и всех православных христиан от языческого пленения и междоусобной войны, и всех козней вражеских, ибо Ты у нас Единственная Защитница».
Кондак, глас 8
От святы́я ико́ны Твоея́, Богоро́дице Де́во,/ источа́ются исцеле́ния, я́ко ре́ки мно́ги,/ я́же ви́девше, росси́йстии лю́дие, си́це глаго́лем:/ о Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице,/ не забу́ди гре́шных раб Твои́х,// моля́щихся Христу́ Бо́гу на́шему спасти́ся нам.
Перевод: От святой иконы Твоей, Богородица Дево, проистекают исцеления, как многие реки, видя которые, российские люди, так взываем: «О Пресвятая Владычица Богородица, не забывай грешных рабов Твоих, молящихся Христу Богу нашему о спасении нашем».
Каноны и Акафисты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Когда <духовные потребности> не удовлетворяются, то, будь все другие удовлетворяемы богато, покоя не бывает.
472 год. Воспоминание падшего праха от воздуха в Цареграде.
В 1989 году возобновлено подворье-представительство Иерусалимской Православной Церкви в Москве.
19 ноября 2009 года на амвоне храма апостола Фомы убит исламистом священник Даниил Сысоев.