Празднование
История
Андрониковская икона Божией Матери, известная также под именами Монемвасийской и Греческой, – родовая святыня греческого императора Андроника III Палеолога, по преданию, одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой. По первому сохранившемуся документальному свидетельству об иконе, в 1347 году Андроник пожертвовал ее Монемвасийской обители в Морее, где она пребывала до начала XIX-го столетия. После нападения на Грецию в 1821 году турецких войск, настоятель монастыря, епископ Агапий, пытаясь спасти чудотворную Андрониковскую икону, скрылся с нею в г. Патрас. Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын которого, А. Н. Влассопуло, в 1839 году переслал икону из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения ее в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 по 12 мая 1868 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 г. – в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году чудотворная икона была перенесена в Казанский женский монастырь близ города Вышний Волочок Тверской епархии. В 1984 г. икона была украдена и нынешнее ее местонахождение неизвестно.
Икона изображает Богородицу оплечно, без Младенца. На шее Божией Матери с правой стороны кровоточащая рана. В нижней части иконы был приделан футляр, в котором хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок-икононенавистник нанес удар иконе, после чего и появилась кровоточащая рана. К иконе прилагался также вышитый византийский герб (двуглавый орел), подтверждающий императорское происхождение образа.
Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы.
С 2005 года старинная литографическая копия Андрониковской иконы находится во Введенской церкви Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском, где считается чудотворной.
18 апреля 2019 года в Вышневолоцкий Казанский женский монастырь вернулся список Андрониковой иконы, выполненный сестрами Казанского монастыря с чудотворной иконы в конце 1880-х годов ХIX века, и хранившаяся в течение столетия в дворянской семье Ярцевых.
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 2
Богомудрый апостол Лука/ начерта́ пречистый Твой образ,/ о, Всесвятая Владычице,/ и́мже хвалу воздая́ Святей Троице,/ яко Избра́нную предвечным Советом Богоотрокови́цу велича́ше Тя./ Сей же образ Твой в земли Гре́честей царственному дому Палеоло́гов заступление бысть./ Последи́ же волею Твоею/ стране Росси́йстей дарова́ся./ Ныне же пред иконою Твоею/ ве́рнии лю́дие Твои непрестанно благоговейная пения приносит Ти,/ Богороди́тельнице и Владычице/ во умилении сердечнем вопию́ще:// Радуйся, благодатная Марие, Заступнице душ наших.
Тропарь, глас 2
Осеня́еми, Пречистая,/ благодатию Твоею раби Твои/ и взирающе ко пречистому образу Твоему/ уми́льно глаго́лем:/ я́коже во дни древния / образом Твоим многая и преславная чудеса верным явила еси́,/ тако и нам, почитающим всесвятую икону Твою/ даруй великия милости Твоя,/ избавление от всяких бед, печали и зла,// и возведи нас в неизреченную радость Царствия Христа Бога нашего.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11