Попразднство Рождества Христова; Мц. Ани́сии Солунской (Фессалоникийской) (285–305); сщмч. Зо́тика Сиропитателя, пресвитера (IV); свт. Макария, митрополита Московского (1563).
Апостола от 70-ти Тимо́на, епископа Бострийского (I); мч. Филете́ра Никомидийского (311); прп. Феодо́ры Кесарийской (VIII); прп. Феодо́ры Константинопольской (940).
Чтения Священного Писания
Утр. - Ин.10:1-9 * (зач. 35 от полý). Лит. - Иак.1:19-27 (зач. 51). Мк.11:27-33 (зач. 52). Свт.: Евр.7:26 - 8:2 (зач. 318). Ин.10:9-16 (зач. 36).* Чтения свт. Макария (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.
Богослужения
Каноны
Мысли свт. Феофана Затворника
Развернуть
Притча дня
На улице человек увидел нагого ребенка.
Тот хотел есть и дрожал от холода.
Человек разозлился и обратился к Богу:
– Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?
В ответ он услышал:
– Я кое-что предпринял: Я послал тебя...
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Основы православия
Тема 12. Что такое катафатическое богословие?
Катафатическое богословие (от греч. Κατάφασις (катафасис) — утверждение) — богословское направление, в рамках которого для обозначения и раскрытия истин о Боге и Его отношении к миру используются положительные термины и выражения.
Примеры катафатических терминов и выражений: Бог есть любовь; Бог милосерден; Бог праведен и свят; Бог разумен; Бог свободен в принятии решений; Бог — Творец мира; Бог — Промыслитель.
Недостаток катафатического богословия может проявляться в том, что рассуждая о Боге в положительных терминах и выражениях, человек привносит в понятие о Нём нечто субъективное, связанное с тем, как именно он осмысливает их и понимает. Например, разные люди могут по-разному воспринимать слово «любовь», поскольку внутренний опыт переживания любви у каждого человека индивидуален.
Положительная сторона катафатического богословия проявляется в том, что если рассуждать о Боге исключительно в отрицательных терминах и выражениях, при понимании, чем или кем Бог не является, сложно всё же понять, Кем Он является. Скажем, если имея в виду человека сказать о нём, что он не имеет крыльев, копыт, чешуи, жабр, не является огнем, ветром, железом, то из этого определения сложно догадаться, что речь идёт именно о человеке. Гораздо понятнее будет если человека представить так: живое существо, обладающее душой, телом, разумом, свободой воли, творческой способностью и т. д.
Катафатический метод может использоваться в сопряжении с апофатическим:
- Посредством добавления к катафатическим терминам приставок «бес», «без», «не», «над», «сверх», «все» и т. п. (Бог — беспределен, безграничен, непознаваем, невидим; Его бытие — надмирно; Он — сверхмилосердный, сверхлюбовь, Он — Всесовершенный Дух).
- Посредством сопровождения катафатических терминов эпитетами «абсолютный», «совершенный», «исключительный» и т. п. (Бог — абсолютно добр, Его любовь совершенна).
- Посредством использования оксюморонов, а также терминов и выражений, как будто бы противоречащих ожидаемым (познавать Непознаваемого; Бог живет во мраке / Бог живёт в неприступном свете).
Подробнее: Катафатизм и апофатизм, Что такое катафатическое и апофатическое богословие?
Практический совет
«Жизнь – драгоценный и единственный дар, а мы бессмысленно и беспечно тратим его, забывая о ее кратковременности. Мы или с тоской смотрим в прошлое, или ждем будущего, когда будто бы должна начаться настоящая жизнь. Настоящее же, т. е. то, что и есть наша жизнь, уходит в этих бесплодных сожалениях и мечтах… Наша постоянная ошибка в том, что мы не принимаем всерьез данный протекающий час нашей жизни, что мы живем прошлым или будущим, что мы все ждем какого-то особенного часа, когда наша жизнь развернется во всей значительности, и не замечаем, что она утекает, как вода между пальцами, как драгоценное зерно из плохо завязанного мешка. Постоянно, ежедневно, ежечасно Бог посылает людям обстоятельства, дела, с которых должно начаться наше возрождение, а мы оставляем их без внимания и этим ежечасно противимся воле Божией о нас».
свящ. А. Ельчанинов