Скрыть
Пре́жде да́же не смири́тимися, а́зъ прегрѣши́хъ: сего́ ра́ди сло́во Твое́ сохрани́хъ.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Прежде даже не смиритимися, аз прегреших. Будучи предан за прежние, мною содеянные, грехи, доведен я до смирены, претерпев это по праведному суду Божию. Поэтому-то, подвергшись вразумлению, прошу научить меня и привести в познание, что смирение, до какого доведен, служит к пользе моей и к вразумлению.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Прежде даже не смирити ми ся, аз прегреших, сего ради слово Твое сохраних

Среди благоденствия и богатства этого мира я со­грешил (это означают слова: «до уничижения моего«), так как во всяком случае богатство собирается путем неправды; но обрати же меня, чтобы мни соблюсти слова Твои. Я сам, говорит, присудил себя к наказанию. И вот этот приговор оказался сво­бодным от неправды. За грехом последовало наказание, за наказа­нием – соблюдение закона. Я заболел, подвергся операции и выздоро­вел.

Беседы на псалмы. На псалом 118

Нил Синайский, прп. (†430)

Прежде даже не смирити ми ся, аз прегреших, сего ради слово Твое сохраних

Сказано: «прежде даже не смиритимися, аз прегреших» (Пс. 118:67). Поскольку, гордясь плодами многих преуспеяний, высокомудренно говорил я Богу: «искусил еси мя, и не обретеся во мне неправда» (Пс. 16:3); и «рех во обилии моем: не подвижуся во век» (Пс. 29:7), то оставлен я был Тобою и впал в тяжкое прелюбодеяние и гнусное убийство. А вследствие сего смущаюсь и колеблюсь, лишившись Божией помощи. Боюсь и спасаюсь бегством от лица сына моего Авессалома и смиренно выхожу из города «босыми ногама, покрыв главу» (2Цар. 15:30), стыдясь всех, между тем как поносит меня и мечет в меня на пути камни несмысленный и жалкий Семей. Посему взываю к праведному Судии: «разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя и воистинну смирил мя еси» (Пс. 118:15), пред сим прегрешившего. Нет же другого большего прегрешения, чем самомнение и самонадеянность. Поэтому не произнесу уже больше слов самомнения, но соделаюсь смиренномудренным и со смирением скажу: «аз же есмь червь, а не человек» (Пс. 21:7). «Смирится в персть душа наша, прилпе земли утроба наша» (Пс. 43:6), «и смирихся до зела» (Пс. 37:9). «Живи мя по словеси Твоему» (Пс. 118:25), и подобное сему.

Письма на разные темы. Стражу при дворце Исидору

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Прежде даже не смиритимися, аз прегреших: сего ради слово Твое сохраних». Сам я на себя, говорит Пророк, навлек наказание; в определении о моем наказании нет ни малой несправедливости; за грехом последовало наказание; за наказанием – хранение законов. Был я болен, потерпел от врача сечение, и стал здоров.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Прежде даже не смирити ми ся, аз прегреших, сего ради слово Твое сохраних

С этого стиха и далее изображается Божие обучение со внешней стороны. Тут говорится об обучении чрез скорби, беды и лишения; в следующем же стихе – чрез счастливое течение жизни. «Здесь, как объясняет Зигабен, говорит пророк: прежде, чем подвергся я злостраданиям, грешил; но, нагрешив, привлек наказание и смирен им. Будучи же вразумлен этим, я образумился, и начал хранить закон Твой, и храню, чтобы, согрешив, опять не подвергнуться смирительному наказанию».

Святой Афанасий пишет: «Будучи предан бедам за прежние мною содеянные грехи, доведен я до смирения, претерпев это по праведному суду Божию. Посему-то, подвергшись врачеванию, прошу научить меня и привести в познание, что смирение, до которого доведен я, служит к пользе и к вразумлению моему».

Вот слово и блаженного Феодорита: «Сам я, говорит пророк, навлек на себя наказание; в определении о моем наказании нет ни малейшей несправедливости; за грехом последовало наказание, за наказанием хранение законов. Был я болен, потерпел от врача сечение, и стал здоров».

«Виждь благость Божию в непощадении, взывает святой Амвросий. Наказывание есть признак любви, а не отвержения. Благ Господь во всем, и когда прощает кающегося, и когда наказывает грешного: егоже 6о любит Господь, наказует. Пророк говорит как бы так: наказание на время казалось мне горьким, но оно принесло благой плод – воззвало меня от греха: наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Отсюда всякому, кого смирят обстоятельства, вот какой урок: «не стыдись сознать вину свою и исправиться, и затем блюдись, чтобы не согрешить опять».

Пророк указывает только на то, как скорби и лишения обращают на путь добродетели. Опыты того, что так действительно бывает, повсюдны. Но они же в руках спасающего нас Промысла Божия служат иногда верным, а нередко и исключительным средством и к тому, чтобы держать на этом пути и возводить исправляющегося к возможному совершенству. Пророк и не говорит, чтобы смирившие его обстоятельства изменились, когда он начал хранить слово Божие, а только указывает, какую произвели они в нем перемену. Для иного путь тесный и прискорбный есть самый надежный страж добродетели, да, может быть, и для большей части из нас. Недаром же ревнители нравственного совершенства, по зрелом обсуждении дела, находят, что гораздо лучше, оставя все, вести жизнь среди прискорбных лишений. Если человеческое благоразумие так находит, то не тем ли более Божественная премудрость? Или не потому ли человеческая мудрость так поступает, что следует внушениям Божиим, или примерам Божеских распоряжений в устроении участи усердно работающих Ему?

Послушаем на этот предмет наставление святого Павла: Сын мой, не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказует: бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами; ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боимся их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней, а Сей для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостию, а печалию; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена, и ходите прямо ногами вашими, дабы храмлющее не сокрушилось, а лучше исправилось.

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном

Евфимий Зигабен (†1118)

Прежде даже не смиритимися (угнетен был), аз прегреших, сего ради слово Твое сохраних

Прежде нежели, говорит, я подвергся страданию, я согрешил; ибо по согрешении уже я был наказан и смирен; почему и храню закон Твой, чтобы не согрешить еще и не быть наказанным; потому что за грехом следует смирение чрез искушение и наказание. Или под смирением надобно разуметь добродетель смирения, которая производится в сердца внимательных размышлением и сознанием грехов их. Ибо человек смиряется, когда размыслит о своем грехе, почему грех и преступление Давидовы были причиною его смирения.

Златоуст вместе с Феодоритом: Я сам, говорит, исправлял себя. Ибо приговор к исправлению безобиден. За грехом последовало исправление, а за исправлением—хранение законов. Я занемог, употребил сечение, и выздоровел. Григория Богослова: Между преступлением и исправлением поставил смирение, как рождаемое первым (преступлением) и производящее второе (исправление); ибо грех рождает смирение, а смирение есть мать обращения. Кирилл впрочем разумеете сии слова иначе: он преступлением называет мысленный грех, а смирением—состоящий в самом деле. Ибо до падения в действительный грех, человек грешит в разуме и помышлении. Вот его слова: Итак, слова: прежде нежели я смирен был, я согрешил, означают то, что до совершенного падения в грех мы грешим разумом и помышлениями, склоняясь ко греху и одобряя оный и таким уже образом отворяя вход и давая место сатане. А начертание и образ сего представляет падение предателя (Иуды). Ибо прежде самых действий усиливаются в нас удовольствия; так как прежде последствий ум с полным удовольствием погружается в преступление, воображая себе сладость; впрочем, как грех состоит еще в одних только похотях, то ум стоит на средине, не решительно смотря на ту и на другую сторону и имея свободу наклониться на что будет ему угодно; и доколе зло состоит только в предначертаниях ума, еще нет смерти.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

67. Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню.

Т.е. доколе Ты не смирил меня несчастиями, я блуждал, грешил, а теперь вразумленный, усмиренный бедствиями храню слово Твое. «Был я болен, потерпел от врача сечение, – и стал здоров» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Прежде даже не смиритимися, аз прегреших: сего ради слово твое сохраних

Бедствия, пережитые евреями во время плена, показали им, что сила и могущество их народа заключается не в устроении жизни по своему усмотрению, а по указанию Господа. Хотя о последнем постоянно слышалась проповедь пророков, предвещавшая тяжелые бедствия за отступление от Бога, но народ не верил и «заблуждал» до момента наступления предвозвещенной пророками кары, в виде вавилонского плена. Теперь, за время плена, еврей научился, сознал, что его благополучие зависит от хранения «слова Божия». Писатель псалма здесь является выразителем общего настроения благочестивых израильтян.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Прежде даже не смиритимися, аз прегреших: сего ради слово твое сохраних. Благ еси Ты, Господи: и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим

С такою же верою обращаясь к своему прошлому, пророк изображает его сначала под гнетом скорбных, тяжких обстоятельств, содействовавших вразумлению его и обращению к слову Божию (ст. 67), а потом в состоянии человека, взысканного благостию Божией и чрез то снова и еще более наученного оправданиям Божиим (ст. 68). По переводу того и другого стиха с еврейского, это место читается так «Прежде страдания моего я заблуждал, а ныне слово Твое храню. Благ и благодетелен Ты – научи меня уставам Твоим». Св. Афанасий Александрийский, от лица пророка, в объяснение сего говорит: «будучи предан бедам за прежние, мною содеянные грехи, доведен я до смирения, претерпев это по праведному суду Божию. Посему-то, подвергшись врачеванию, прошу научить меня и привести в познание, что смирение, до которого доведен я, служит к пользе и вразумлению моему» [3, с. 375–376]. Отсюда всякому, кого смирят обстоятельства, вот такой урок: не стыдись сознать вину свою и исправиться, а затем блюдись, чтобы не согрешить опять. Пророк указывает здесь на то, как скорби и лишения обращают на путь добродетели. И опыты того, что так действительно бывает, повсюдны, хотя и не всегда. Так, для одного скорби бывают вразумительны, а другого они могут ожесточить. Такого скорее образумит неожиданное счастие, чем какие-либо потери. Вот такого-то человека и берет здесь пророк, и, как бы опасаясь, чтобы скоро не последовал удар свыше, молится: не наказывай, но, яко Благий, благостию Твоею научи меня! И так действует Господь не потому, что имеет власть и силу изменить участи людей, а потому, что так действовать лучше всего для них самих, для их последних целей. А так как и счастием ведет Господь к добру, то очень уместна и молитва: благостию Твоею, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Объяснение священной книги псалмов.

См. также Толкование на Пс. 118:65

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible