Скрыть
Пѣ́та бя́ху мнѣ́ оправда́нiя Твоя́ на мѣ́стѣ при­­ше́л­ст­вiя мо­его́.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришествия моего. Местом пришелствия называет настоящую жизнь, по сказанному: зная, яко страннии и пришельцы суть на земли (Евр. 11,13). На сем-то месте возвеселился я, сказуя оправдания Твои, поскольку вместе и изучал, и исполнял их.

См. также Толкование на Пс. 118:54

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 53-54 Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой. Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришельствия моего

Терпя зло, я ободрял себя воспоминанием о Твоих судах, но я очень печалился и не переставал скорбеть, видя, что многие без страха преступают Твой закон. Это и апостол Па­вел говорил (вообще такие речи свойственны совершенным людям): «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор.11:29) А когда он был в Афинах, «возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян.17:16). Итак, и мы, братие, видя, что некоторые отступают от закона Божия и за­поведей Его, будем печалиться об этом, так как написано: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39), а в этом же псалме ниже сказано: «Оправдания Твои были мне песнями на месте странствования моего». Пришельцем был блаженный Давид, пре­следуемый Саулом, у иноплеменников. Но я думаю, что «странствием» он называет здесь не это время, а всю жизнь. Он жил на земле не как постоянный житель, но как временный странник, совершая свое жизненное путешествие с пением божественных оправ­даний. Так изъяснили и другие переводчики: «песнями для меня были Твои заповеди в месте моего странствования». Ведь все святые и жившие по Божьи считали эту жизнь странствованием, имея отечество на небесах. Поэтому они и воспевали в этой жизни оправдания Бо­жии: человек на то и создан, чтобы хвалить и славить Бога.

Беседы на псалмы. На псалом 118

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Пета бяху мне оправдания Твоя, на месте пришельствия моего». Блаженный Давид, гонимый Саулом, жил в преселении у иноплеменников. Но думаю, что «пришельствием» называет он не это время, а целую жизнь; потому что проводил оную, не как постоянный житель, но как пришелец, и воспевая Божия оправдания, совершал путь жизни. Ибо и прочие переводчики истолковали сие так: песнопениями были для меня все определения Твои на месте пришельствия моего.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Пета бяху мне оправдания Твоя, на месте пришельствия моего

Пета –φαλτα, – петельны, возбуждали то есть к пению. Кто занят чем-либо до воодушевления и с чувством удовольствия, тот готов петь, и поет, если умеет. От избытка сердца уста говорят. Так и пророк, углубляясь в оправдания Божии, восприяв их сердцем и увлекшись любовию к ним, пел о них, хвалил и выражал их достоинство, Божественную важность и обязательность для всех.

Поставляя эти слова в соотношение с предыдущим, мы видим, что там высказывалась печаль, а тут указывается источник утешения. Он как бы так говорит: «Грех и нечестие, размножившиеся вокруг меня, повергали в печаль душу мою, а я, углубляясь в оправдания Твои, согревал любовию к ним сердце мое и тем прогонял мрачное настроение в себе и то пагубное влияние, которое обыкновенно оставляет в душе окружающая нас греховность». Или так: «Скорбно было видеть разлив зла и нечестия вокруг себя, но я утешался оправданиями Твоими, размышляя о них и возгревая удостоверение в непреложности и спасительности их, в противоположность пагубе, наводимой нечестием».

Место пришельствия это – настоящая жизнь. Чувство, яко странни и пришельцы есмы на земли, обще всем искренно богобоязненным людям. У пророка оно возвышалось тем, что в окружающих он не видел никакого согласия с настроением своего сердца. Они замышляли и делали одно, а он – совсем другое, и потому был чужой между ними. В нем действовал иной дух жизни, не от мира сего. Потому-то, отделясь от всех, он прилеплялся к тому, что исходило из той же области небесной, из которой была и сила жизни, воодушевлявшая и услаждавшая его оправданиями, исшедшими от Бога. Они веяли на него родным воздухом Отечества духовного. И как весною, когда пробудившаяся новая жизнь охватывает вышедшего на простор поля из душного жилья, невольно исторгается песнь для выражения радости жизни, так пел и пророк, когда в оправданиях охватили его родные духу небесные стихии. Этим он и себя утешал, и отгонял навевавшийся на него дурной дух из грешного мира. И в Церкви Божией затем установлено пение песней духовных еще святыми апостолами, чтобы души собравшихся благочестивых людей утешить в разнообразных прискорбностях и вместе с тем отвеять дух мира, который не может не влиять тлетворно на живущих в его среде. Вошедший в дом Божий не может вдруг стать пред Бога: его надо отпеть, а когда он отпоется, надо ввести в сочувствие с духовною областию. То и другое достигается духовным пением в храмах. Без пения богослужение не будет в своем чине.

И вне храма ничем так легко не отвеешь дух мира, как пением духовных песней. Когда припадки его усилятся – начинай петь, и он отойдет. Для этого надо иметь заученные псалмы и песни. Святой Иларий пишет: «Пророк, восприяв однажды слухом псаломские песни, примером своим научает нас всегда хранить их в сердце, чтобы потом повторять их и устами, как бы службу справляя». «Гордые, говорит святой Амвросий, не уклонили его от закона; он находил утешение в судах Божиих. И печаль от грешников не поглощала его; против нее вооружался он пением об оправданиях Божиих. Что держится на сердце, о том обычно и поется; а что поется, то лучше запечатлевается в чувствах. Не следует нам поверхностно пробегать то, что читаем, дабы не во время только чтения содержать то в мысли, но и когда нет книги в руках. Оправдания Божии да будут для нас гимном, песнию, псалмом; воспоем духом, воспоем и умом, чтобы, если забудем о том во время нужное, не сказано было каждому из нас: отвергл еси словеса Моя вспять. Чтобы прогнать забвение от святого дома, мудрый Соломон велел петь певцам, и они возвещали о дивных делах Божиих. В собрании молящихся Богу всегда должны быть поющие, чтобы пением их отгоняем был дух нечистый, подобно тому, как пением святого Давида отгоняем был дух, мучивший Саула. Случалось, что и пророки, пред тем как пророчествовать, приказывали искусным певцам петь, чтобы приятным сладкозвучием предрасположиться к наитию благодати Духа. Сладко пение не то, которое нежит слух, но которое возвышает дух и сердце; и Новый Завет назван песнию, ибо Сам Господь благоволил изречь: пискахом вам, и не плясасте. Воспел Он нам в Евангелии отпущение грехов. Должны были внять сему иудеи – не вняли, и заслужили укор».

«Но оправдания Божии не могут быть певаемы тем, кто не отрешился от всех забот земных. Посему пророк и прибавил: на месте пришельствия моего. Здесь – мы пришельцы, а у Бога – свои. Потому-то апостол говорит, что в доме Божием по призвании к вере мы уже не страннии и пришельцы, но сограждане святых и домашние Божии; а кто домашний Божий, тот уже выходит из мира; кто вращается в небесных вещах, тот странник на земле; кто поет, у того отложены все тяготящие заботы или расчеты, сжимающие сердце. Не как опечаленный заботою о недоступных, но как свободный от всех телесных нужд и страстей пел тот же пророк: воспою Тебе, Боже, в гуслех. Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил. Так пел он в радости, потому что был насыщаем лучшими благами. Дух его насыщался пищею благоговения к Божественному – и он пел».

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном

Евфимий Зигабен (†1118)

Пета бяху мне (мною) оправданья Твоя на месте пришельствия (странствования) моего

Повеления Твои, говорит, Господи, были мною петы, то есть составляли занятие мое везде, где бы я ни находился. Или иначе, повеления Твои, Господи, были у меня в песнях, или я обращал их в песни, и когда пел о них, радовался.

Opигeнa: Местом странствования называет настоящую жизнь. Итак, когда я пел об оправданиях Твоих, я веселился. И это только, по словам Феодора, я почитал благом в странническом и чужом, ничего не могущем иметь истинно доброго, жилище; потому что для странника дом свой приятен и все до возвращения в него неприятно.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

54. Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих.

«Местом пришельствия, – говорит св. Афан., – называет настоящую жизнь» (Евр.11:13). Так же и бл. Феодорит.

Толкование на Псалмы

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible