Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 118:18
- 0
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
- 152
- 153
- 154
- 155
- 156
- 157
- 158
- 159
- 160
- 161
- 162
- 163
- 164
- 165
- 166
- 167
- 168
- 169
- 170
- 171
- 172
- 173
- 174
- 175
- 176
Откры́й о́чи мои́, и уразумѣ́ю чудеса́ от зако́на Твоего́.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
Афанасий Великий, свт. (†373)
Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Не усваиваю себе житейской суеты, и потому прошу даровать мне ведение Божественных заповедей, ибо одни из них ведомы, а другие неведомы мне. Ведомы например: не yбий (Исх. 20,13) и другие, неведомы же следующие: почему младенцы обрезываются в восьмой день, или почему за новорожденных приносятся жертвы.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего
Не всякий, кто слышит божественные слова, понимает содержащиеся в них чудеса, но только те, которые получают озарение свыше, почему и блаженный Павел сказал: «когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух» (2Кор.3:16–17). Сам же апостол, просвещенный божественным светом, по справедливости взывал: «мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18). И нам должно молить Владыку, чтобы, сняв покрывало с очей нашего ума, Он показал нам силу божественных слов. Притом, конечно, мы созерцаем и понимаем божественные Писания в высшем и духовном смысле. Например, агнец, закалываемый в древности евреями, для нас является образом истинного Агнца Христа Бога нашего, закланного за нас; и как там помазание кровью косяков дверей спасло помазавших, так кровь истинного Агнца Христа Бога нашего искупила нас от проклятия врага и вечной смерти. Далее, сам народ Израильский, перешедший чрез Иордан и вошедший в землю обетования, является образом нас, христиан: так и мы водою святою крещения вводимся в обетованную землю – царство небесное. Евреям подобное понимание совершенно недоступно, потому что «покрывало лежит на сердце их», – как говорит божественный апостол Павел (2Кор.3:15).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего». Не все, читающие словеса Божии, уразумевают чудеса их, но только озаряемые свыше. О сем и блаженный Павел сказал: «внегда же обратятся ко Господу, взимается покрывало, Господь же Дух есть» (2Кор.3:16–17). И Апостол, озаряемый Божественным светом, по праву взывал: «мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа» (2Кор.3:18). А нам надлежит умолять Владыку, чтобы, сняв покрывало с очей ума нашего, показал нам силу Божественных словес.
Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)
Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего
Какие очи? Без сомнения, не чувственные, а духовные, очи ума, и еще более - очи сердца, просвещения коих светом благодати так усердно желал некогда апостол Павел своим возлюбленным ученикам Ефесским (Еф. 1; 18). В естественном падшем состоянии человека очи сии закрыты, как у слепорожденных, а ими-то одними и можно видеть чудеса закона Божия. Чудеса, а не смысл обыкновенный закона; последний видим и очами разума естественного. Но закон Божий имеет не только смысл, подобно законам человеческим, но и чудеса, как произведение премудрости Божественной. В сем отношении откровение Божие подобно видимой природе: порядок, величие, красота видны в ней и для слабого глаза; но чтоб видеть внутренний состав вселенной, для сего потребно прозрение под поверхность вещей, - глаз особенный.
Обыкновенным ведением закона святой Давид давно обладал, но вместе с тем видел, что в законе Божием сокрывается стократ более, нежели он видит, и что для уразумения последнего тех очей, коими он видел, недостаточно; и вот он молит Самого Законодателя открыть ему очи, дабы видеть уже не смысл, а самые чудеса закона Божия, то, что в нем есть превосходящего наш разум. Не следствием ли открытия сих очей в Давиде был псалом 118, где так разительно и подробно описываются совершенства закона Божия?.. А может быть, следствием сего был не псалом, а безмолвие: пред чудесами не разговоришься…
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего
Дух человека, имеющий назначение жить в Боге и к Нему возводить всего человека, по падении слеп. Хотя в нем неизгладимо существует уверенность в бытии Бога, с сознанием всесторонней зависимости от Него и обязательства благоугождать Ему всячески неуклонным следованием внушениям совести, в надежде, соответственной трудам, будущей по смерти жизни; хотя есть в нем все эти стихии духовной жизни, как видим из всех языческих религий, но все они покрыты темнотою и неопределенностию так, что на основании их скорее можно выразиться так: носит дух человека непоколебимое убеждение и чутье, что есть нечто высшее и совершеннейшее, что есть порядок вещей и дел чистейший и блаженнейший; но что оно именно есть, того он не знает, а ищет только с уверенностию, что это не пустое искание. Какое-то покрывало лежит на нем и мешает ему зреть истину вещей тех. Потому-то и естественна ему молитва: открый очи мои.
Когда человек приступает к Господу, тогда вземлется с духа его покрывало, и он ясно видит все то, чего искал гадательно. Блаженства, какое доставляется этим прозрением, описать нельзя, как это свидетельствуют испытавшие его. Но как исшедший на свет из темного места считает и небольшой свет очень ярким, осмотревшись же, начинает находить его умеренным, – так и в духе: побыв в открытом первоначально свете духовном, он доходит до чувства, что хотя он уже и видит, но видит зерцалом в гадании, как засвидетельствовал святой Павел. Потому и просветленному во Христе Иисусе никак не излишня молитва: открый очи мои.
Но по характеру этого восьмистишия можно тут разуметь некоторое другое покрытие очей духовных, именно – временное омрачение и ослепление ока умного, бывающее в людях, живущих по Богу, или наказательно, или поучительно. Человек бывает ослеплен или в отношении к себе, или в отношении к другим, или в отношении к текущему ходу вещей, и верит, что оно так и есть, как ему кажется, и стоит за то, и держит себя по смыслу такой уверенности; тогда как на деле оно не так: истина сокрыта от него, покрывало лежит на очах его, потому он и не видит. После открывается истина, и ходивший тут же и не видевший ее в недоумении окаявает себя за то, что видя – не видел, и научается таким опытом не доверять своему зрению и, невзирая на то что ходит во свете, искренно с болезнию сердечною молится к Подателю Света: «открый очи мои… дай мне видеть истину о себе, о других и о всем, окружающем меня, чтобы по чувствам и делам держать себя в истинно должном чине, а не мнимо-истинном».
Особый вид ослепления духовного временного есть забвение. Святой Марк Подвижник часто горько жалуется на этого врага и других предостерегает от его козней. Приходит враг и уносит из внимания спасительные, возбудительные и остерегательные помышления; забывает человек, что он, куда идет, что его ожидает, кому работает, под чьим взором живет и действует, и по причине такого забвения начинает действовать, как несмысленное, резвое дитя. Не всегда это сопровождается большими ошибками, но всегда от этого падает внутренняя энергия и расстроивается весь строй духовный. Вот и повод к молитве тем, которые искренно ищут совершенства: «открый очи мои, дай мне всегда держать пред очами ума, во внимании моем, что я безответный грешник, что око Твое всегда обращено на меня и видит всего меня, что вот-вот смерть, и я должен буду вступить в мрачные места истязаний, потом предстать пред Тебя и выслушать Твое определение о мне; дай помнить это, чтобы неослабно действовать во спасение свое, пока время, и крепче держаться за спасительный крест, в силе которого вся моя надежда».
У кого глаза открыты, тот видит окружающее, как оно есть. У кого открыты умные очи, тот видит Бога и Божественный порядок вещей, разумеет, в чем он и чего от нас требует. Это и разумеет святой пророк, когда говорит: и уразумею чудеса от закона Твоего.
Евфимий Зигабен (†1118)
Открый очи мои, и уразумию чудеса от закона Твоего
Сними, говорит, Господи, покров с очей души моей, то есть грубость с ума моего, которая застеняет и покрывает духовное разумение закона. И я уразумею скрывающиеся в законе чудесные мысли о распоряжении Твоем касательно воплощения.
Феодора: Сказав во первых: сохраню слова Твои, потом присовокупил: открый очи мои. Ибо никто из ведущих беззаконную жизнь не может получить никакого понятия о божественных чудесах. Но тот, кто исправляет жизнь свою по закону Христову в любви и всех прочих добродетелях, тот, без сомнения обогативши ум свой божественным светом, уразумеет чудеса Божии и может быть полезен для других и таинственное учение передаст им в виде неизменном. Златословесного вместе с словами Феодорита: Не все занимающееся божественными словами постигают в них чудеса, но только те, которые получают просвещение свыше. Ибо, по словам Никиты, мы как в зеркале видим в высшем и созерцательном смысле и понимаем божественное Писание, как например то, что агнец был образ истинного Агнца Христа, и что как помазание кровью оного спасало, так и кровь Христова искупила нас. Безименного: На глазах размышляющих о законе, как бы покров, лежат письмена: ибо когда кто обратится ко Господу, тогда по словам Павла, снимается покров. Итак, когда он будет снят, тогда мы можем видеть чудеса в законе, понимая его духовно и созерцая скрывающиеся в образах и тенях таинства; так как закон имел тень будущих благ.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона твоего
«Увидеть чудеса закона Божьего» - понять все высокое содержание его, оценить ту преобразующую его силу, которая из грешного человека делает праведника, из слабого волей - великого подвижника, из ничтожного - героя. Таких свидетельств чудесного преобразования человека под действием закона история указывает целые тысячи: все пророки были мучениками за закон и непоколебимыми его проповедниками, в истории же христианской церкви таких фактов великого подвижничества и мученичества невозможно и пересчитать. Понять и узнать такую силу и действие закона Божия на человека можно тогда, когда «открыты очи», когда не отворачиваются от него с предвзятым убеждением, а внимательно, сосредоточенно, «с открытыми очами», изучают его.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона твоего
См. Толкование на Пс. 118:17