Занавес Львовской оперы. Музы на Парнасе

Занавес Львовской оперы. Музы на Парнасе

Сюжет

Художник показывает так называемый Парнас муз. Перед зрителем предстают фигуры-аллегории искусства.

Описание

Одна из последних картин художника – занавес Львовского оперного театра. Очень часто в путеводителях встречается название «Музы на Парнасе». Другое название занавеса – «Парнас», которое более корректно, поскольку здесь мы видим не классическое изображение муз, а аллегорические фигуры, включающие не только муз, но и образы, связанные с творчеством в целом.

Перед зрителем предстают образы-аллегории: Творчество, Жизнь, Театр, являющиеся олицетворением преимущественно художественных искусств.
У подножья горы Парнас на фоне храма Аполлона, бога поэзии и искусств, изображена центральная фигура Вдохновения в виде Пифии, восседающей на треножнике в момент пророчества. Рядом стремится ввысь к небесам окрыленная Фантазия, которая образовывается из таинственных испарений, вырывающихся из глубин земли: согласно легенде, это были испарения убитого богом Аполлоном змея Пифона. Тот, кто вдыхал эти испарения, получал дар вдохновения.

По другую сторону дельфийского треножника, на котором сидит Пифия, стоит Разум в доспехах Миневры с весами в руке – символом равновесия. Он дополняет и уравновешивает Фантазию в акте сознательного творчества.

Справа на фоне мрачного пейзажа видно толпу людей, которые гонятся за призраками земного счастья: Фортуной, Славой, Любовью – главными пружинами трагикомедии суетного мира. Аллегорическая фигура Истории левой рукой указывает на эту безумную погоню, а в правой руке держит книгу с написанными на ней словами: «Так было, так есть, будет ли так всегда?» Фигуры Трагедии и Комедии дополняют эту группу.

Слева изображены аллегории театральных искусств. Оперу символизирует женщина в пурпурном плаще, которая опирается на арфу и смотрит на Вдохновение. Ее двойную природу раскрывает Поэзия (с лирой в руке и лавровым венком на голове) и Музыка в виде Сирены, полуптицы-полуженщины. Около них разместилась Оперетта, шутливо улыбающаяся женщина, которая держит лиру, украшенную комической маской. На первом плане девушка с двумя амурами олицетворяет Танец.

История

Как известно, Львовский Оперный театр – это один из самых красивых и богатых архитектурных украшений города Львова. Проект его строительства, как и само сооружение, «облегчил» кошельки не только городской казне, но и многим меценатам, которые присоединились к финансированию строительства Львовской оперной жемчужины. Перед самым открытием Львовской Оперы, одной из завершающих работ стало установление центральной занавесы. На поиски такой же богатой и совершенной занавесы для Львовской Оперной сцены поехала целая делегация специалистов путешествовать по европейским театрам и осматривать лучшие примеры театральных декораций. Знатоки-театралы сразу обратили внимание на работы известного польского художника Генриха Семирадского, который создал занавесы для Миланского и Краковского театров. Без всяких раздумий, для Львовской Оперы должен был сделать занавес именно Генрих Семирадский, к слову, один из самых богатых в то время художников в Европе. Через 4 года, когда работа была готова, осталось только заплатить и перевезти занавес во Львов. Но, как оказалось, на такое желанное роскошное театральное украшение у города Львова не нашлось денег! Но жители Львова настолько были очарованы созданным занавесом, что целый день провели в мастерской автора и не могли отвести глаз от шедевра. С тем и уехали… Однако Генрих Семирадский понял, что такого признания его работы он не видел за всю свою творческую жизнь и… решил подарить свой занавес для Львова. Поэтому «Парнас» – главный занавес над сценой театра, уже более сотни лет украшает Львовскую оперу.

Рекомендуемая литература

Комментировать