Православный интернет-курсПерейти

Иуда

Иуда
  • Дата создания: 1993
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 240×180 см
  • В Библии: Мф. 27:3-5

Сюжет

На полотне представлена сцена смерти Иуды Искариота – одного из двенадцати учеников Христа, предавшего своего Учителя. Каноническими мотивами предательства Иуды считаются: сребролюбие. Однако, когда Иуда Искариот увидел, что Иисуса, избитого и осужденного на смерть, выводят из дома первосвященника, он понял, до чего довел его грех. Терзаемый совестью, он поспешил к старейшинам: «Согрешил я, предав кровь невинную». Но старейшины и первосвященники, уже получившие то, что хотели, оставили его скорбь без внимания. Тогда Иуда бросил к ногам первосвященников тридцать сребреников, выбежал вон и от охватившего его отчаяния и неверия в милосердие Божие повесился (Мф. 27:3-5).

Описание

Представитель «сурового стиля» – направления в соцреализме 1960-70 гг. ХХ века, художник немало работ посвятил темам на религиозные сюжеты. Представленная картина показывает итог предательства Иуды, отказавшегося от покаяния и впавшего в еще более тяжкий грех – уныния и отчаяния. Чтобы передать глубину этого состояния, помрачающего ум, художник намеренно скрыл лицо Иуды, зритель видит только тело предателя, висящее на дереве. Безжизненно опущенные руки с набухшими венами, упавшая с левой ноги сандалия усиливают чувство трагизма. Картина передает всю безысходность состояния человека, охваченного отчаянием, одержимого страхом, ненавистью, порождающим чувство тотального одиночества и неприятия существующего мира. Перед нами человек, восставший на Бога, ставший жертвой собственной гордыни, разъедающей и уничтожающей душу. Нарочито подчеркнутая физическая сила предателя – крепкое мускулистое тело, плотное телосложение и бессилие духовное, свидетельствующее о малодушии и трусости бывшего ученика Христова.

«Иуда» – это образ последнего отчаяния, которому буквально физически невозможно взглянуть в глаза. Сын погибели, обреченный на предательство и запоздалое раскаяние, лишен лица, буквально – человеческого образа.

Картина написана намеренно в холодных тонах, с преобладанием сине-серого, темно-коричневого, пепельно-серого цветов. За спиной Иуды скупой пейзаж – безжизненная пустыня с воздвигнутыми крестами. Здесь не видно неба, не показана полностью гора Голгофа – напротив, художник выхватывает фрагмент, делая на нем преднамеренно акцент, концентрируя внимание зрителя исключительно на безжизненно висящем теле предателя…

История

Как и над многими другими картинами из библейского цикла, Коржев работал над «Иудой» долго, почти десять лет – с 1985-го по 1993-й, в годы «перестройки», крушения идеалов, разрушения страны. Время перемен, переоценки привычных ценностей дало немало поводов для размышления о предательстве и цене отступничества.

Эта картина одна из самых сильных, пронзительных работ из цикла картин «Библия глазами соцреалиста». Вместе с другими полотнами картина в 1990-х уехала в Америку, но вскоре снова вернулась в Россию, став важнейшим пополнением собрания Государственной Третьяковской галереи.

Критика

«Конечно, он был первым секретарем Союза художников России, – пишет о художнике искусствовед Зельфира Трегулова. – Но начиная с перестроечных времен категорически отказывался сотрудничать с любым представителем тогдашней власти. Включая директоров российских музеев. Я неоднократно пыталась к нему попасть, но всякий раз меня блокировали. В том числе, наверное, люди, которым было интересно продавать его работы за большие деньги за рубеж. Но на самом деле он руководствовался не сиюминутной политикой и не конкретным моментом. Его произведения – про каждого из нас и про всех людей на свете. Неслучайна его невероятная популярность в Америке. Любому человеку, для которого Священное писание остается источником важнейших философских понятий, жизненных и этических категорий, всем, для кого мировая культура является внутренней составляющей жизни, Коржев говорит именно про это, про общечеловеческое».

Рекомендуемая литература

Комментировать

1 Комментарий

  • aloks1@yandex.ru, 08.09.2024
    Библейский цикл Г. М. Коржева мне совсем не близок. Гелий Михайлович мастерски решает те или иные художественные задачи, очень своеобразно трактует знакомые всем сюжеты, но — в своих трактовках он крепко стоит на земле, ни на секунду не намекая, что есть другая реальность (хотя по сюжет говорит то часто именно о ней). Кажется, будто он о ней и не знает. Вот, например, цикл «Опаленные войной» у него получился пронзительным — он писал о том, что глубоко чувствует, что ему близко, писал из глубины сердца…
    А вот эта работа, пожалуй, у него состоялась не только с точки зрения непревзойдённого, как всегда, мастерства. Возможно потому, что, хоть и иллюстрирует Евангельскую историю, касается наших земных грешных реалий, порой очень страшных.
    В 1990- е Коржев пишет очень много остро — (даже гипертрофированно остро) социальных работ. Декларативных И эта страшная работа вполне вписывается в их контекст, делая его ещё более выпуклым, показывая, что предательство и его последствия — вещи далеко не современные.
    Ответить »