Православный интернет-курсПерейти

Давид

Давид
  • Дата создания: 1865 г.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 96×122 см.
  • В Библии: 3 Цар.2:11, Пс.1, Пс.50.

Сюжет

Давид происходил из колена Иуды и был младшим из восьми сыновей Иессея. Когда первый царь Израиля был отвергнут Богом за свою непокорность, то Господь послал пророка Самуила помазать Давида на царство. В Третьей Книге Царств, говорится, что Давид царствовал сорок лет: семь лет и шесть месяцев в Хевроне, столице Иудеи и затем тридцать три года в Иерусалиме как царь объединенного царства Израиля и Иудеи. В истории Давид явил себя не только как мудрый правитель и храбрый воин, Писание называет его пророком, псалмопевцем и праотцом Христа.

Описание

Художник показал царя Давида в почтенном возрасте средовека, темноволосым, с курчавыми волосами, длинной окладистой бородой, облаченным в темно-синий плащ и хитон бордового цвета. Дорогая ткань подчеркивают роскошь и царственный статус помазанника Божьего.

Рука Давида, сжатая в кулак, лежит на парапете, задумчивый взгляд его устремлен вдаль, на беспокойно пробегающие по небу кучевые облака, сквозь которые пробиваются первые лучи заходящего солнца.

О чем же размышляет Божий помазанник? О тщетности земного бытия, богатства, славы, о чем свидетельствует снятая с головы корона, лежащая у ног. О тяжком прегрешении с Вирсавией и глубоком покаянии?

В картине поражает философская глубина и психологизм, мастер виртуозно передает движение души великого пророка, его раздумья о смысле жизни, о бренности земных удовольствий.

Величественные горы, окутанные предутренним туманом, очертания остроконечных башен роскошного дворца как бы пробрасывают мост к теме «суеты сует», приобретшей особую популярность в творчестве романтиков и прерафаэлитов.

История

Фредерик Лейтон писал картины главным образом на сюжеты из античной литературы и истории с изображениями обнаженных женских фигур. Лейтон часто вводил в свои композиции сентиментальные подробности. Также кисти художника принадлежат картины на библейские сюжеты. В данной картине мы видим глубокий психологизм и аллегоризм, а также некоторая недосказанность, которая стала также одной из причин популярности художника.

За день до смерти в 1896 году, живописцу был пожалован титул лорда. Лейтон стал первым английским художником, удостоенным этой чести.

Критика

Как отмечает в своей статье А. М. Арабидис, «Поскольку Фредерик Лейтон был близок к прерафаэлитам, в своих работах он становится приверженцем работ Джона Рескина с его основным тезисом о том, что художник должен искать вдохновение в красоте окружающей природы. Таким образом, Лейтон постоянно находится в антагонизме с самим собой: в нем борются академическое и эстетические начала». ( Арабидис А.М. Формирование и развитие королевской Академии: от Джошуа Рейнодльса к Фредерику Лейтону// Университетский Консорциум. №59 (2020). С.178.

Комментировать