Иоанн – проповедник в пустыне

Иоанн – проповедник в пустыне
  • Дата создания: 1860г.
  • Техника: Гравюра
  • Материал: Дерево
  • В Библии: Лк. 3:2-14, 18

Сюжет

Святой Иоанн, которого Церковь именует Предтечей, был пророком, которому предстояло приготовить народ иудейский к приходу Мессии. О проповеди Иоанна пишут все четыре евангелиста. Обличая грехи, пророк призывал к деятельному покаянию и изменению жизни. Вот так об этом событии повествует Евангелист Лука: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева. Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,- Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его» (Лк.3:1-18).

Описание

Перед зрителем иллюстрация проповеди Иоанна Предтечи, вокруг которого собрался народ, зная его праведный образ жизни. Послушать пророка пришли не только иудеи, но и римские воины, которые с любопытством слушают его речь. Здесь же женщины с детьми, старики, мужчины средних лет. Рядом с народом собрались фарисеи, в отличие от обычных людей, пришедших за молитвенной помощью Предтечи, они исполненные зависти и злобы, пытаются уловить его на неверно сказанном слове.

Художник представил пророка молодым мужчиной с длинными волосами. Его фигура укрыта коротким плащом, из под которого видна длинная льняная рубаха. Ноги Иоанна босы, в руках он держит деревянный крест, перевязав перекладину грубой веревкой.

Весь облик Иоанна выражает пламенную ревность к божественной истине. Подняв перст к небу, он обращается с обличительной речью к фарисеям, уличая их во лжи и лицемерии. Через мимику, позу и жесты художник показал отношение евреев к проповеди Предтечи. Они стоят вполоборота к проповеднику, их лица выражают презрение и скепсис к словам Пророка.

Напротив, простые люди внимательно слушают речь Иоанна, их лица выражают согласие и смирение. Святой Иоанн называется Предтечей, так как был послан на пророческое служение, состоявшее в подготовке народа иудейского к приходу Мессии. «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3:3).

История

В 1848 году Юлиус Шнорр стал профессором Дрезденской академии. Важнейшим трудом этого творческого периода стало осуществление задуманного еще в Риме издания  «Библии в картинах», которое вышло в свет в Лейпциге в 1852-1860 годах и  принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве.

 

Рекомендуемая литература

Комментировать